Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций
Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.
1.Предмет и задачи ТиМОБЖ.
Предметом ТиМОБЖ является процесс обучения (система методов, форм, средств организации учебного процесса).
Основные задачи ТиМОБЖ:
2.Харк-ка междисциплинарного
содержания образования в
Центральным звеном в процессе определения содержания курса БЖ являются его принципы, в соответствии с которыми производится переработка и отбор учебного материала.
Рассмотрим базовые принципы отбора содержания БЖ.
Интегративность, системность и целостность - наиболее важные взаимосвязанные принципы, поскольку они непосредственно затрагивают процесс обучения.
Принцип интегративности заключается в объединении разных учебных дисциплин.
Среди смысловых доминант интегративности могут быть фундаментальные понятия БЖ (опасность, безопасность, риск, авария и др.), а также понятийная периферия БЖ (пожар, эпидемия, химически опасный объект и др.).
В основе интеграции знаний по БЖ лежит также триединая формула 6езопасности: «предвидеть опасность — возможность ее избежать — необходимость действовать». Эта формула реализуется посредством взаимодействия естественнонаучных, гуманитарных, экономических и технических знаний.
Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.
Интеграция содержания науки БЖ на основе профилактического аспекта отражает объективный процесс стремления человека к повышению безопасности жизнедеятельности.
Содержание БЖ может структурироваться в следующей логической последовательности: безопасность как ключевая потребность человека — воздействие человека на окружающую среду, создание техногенной системы безопасности (техносферы) —> изменения в окружающей среде (появление новых источников опасности) —> пути оптимального управления безопасностью системы «человек - среда обитания».
Перспективным направлением в реализации принципа интеграции в курсе БЖ является объединение знаний по научным закономерностям, методам исследования, воспитательному потенциалу БЖ.
Актуальна также интеграция знаний по фундаментальным экологическим понятиям. К таким понятиям относятся: антропогенные факторы среды, экологические проблемы, охрана окружающей среды, здоровье и его составляющие, качество окружающей среды и др.
Принцип системности логически связывает в единое целое содержание образования в области БЖ. В основе этого принципа лежит системный подход к отбору содержания образования, при котором учитывается и осуществляется взаимодействие всех элементов образовательной системы: цели, содержания, процесса, принципов, методов, средств и форм обучения, а также деятельность учителя и учащихся.
Принцип системности позволяет в содержании образования формировать:
• системное видение мира;
• системные знания;
• знания и умения в
систему как составную часть
общего образования и как
Принцип целостности предполагает при отборе содержания образования соблюдение критерия целостного отражения потребностей общества, а также современной, научной, производственно-технической, культурной и общественно-политической информации.
Принцип функциональной полноты образования означает то, что всякая система, в том числе и образовательная, не может функционировать, если набор ее значимых подсистем (элементов) не является функционально полным.
Принцип стандартизации. Обязательными условиями организации и функционирования ОУ, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство педагогического образования, как части социокультуры, является государственные образовательные стандарты. Основными объектами стандартизации учебного курса БЖ стало описание содержания образования и самые необходимые требования подготовки учащихся в рамках того или иного объема содержания дисциплины.
Принцип общезначимости предполагает, что вопросы, затрагиваемые в курсе БЖ, должны быть максимально значимыми для многих людей, а не узкоспециализированными..
Принцип фундаментальности обуславливае
Принцип гуманизации предполагает наличие развивающегося потенциала в материале содержания. этот потенциал кроется в гуманистической направленности и инструментальной конструктивности.
Культурологический принцип. Высшая цель образования — формирование культуры личности: глубокого, осознанного, уважительного отношения к историческому наследию, способности творческого восприятия и преобразования настоящего.
Ценностный принцип (аксиологический) в содержании базируется на усвоении личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям. Таким образом, в учебные курсы по БЖ необходимо ввести понятие ценность, а обучающимися должны быть выработаны оценочные умения, с помощью которых можно ранжировать принятие решений, прогнозировать, отстаивать свои позиции.
Мировоззренческий принцип. Учебный предмет БЖ должен активно формировать мировоззрение учащихся и учить ценить человеческую жизнь. Истинное мировоззрение может формироваться только на основе целостной, единой научной картины мира, создание которой — цель образования в области.
Принцип эвристичности предполагает преобладание в содержании образования не «готовых знаний», а проблемных, нацеленных на формирование опыта разрешения затруднительных ситуаций, навыков мыслительной деятельности, в частности альтернативного мышления.
Принцип практичности заключается в нацеленности на решение актуальных практических задач, жизненных проблем и ситуаций. Само появление БЖ было обусловлено практической деятельностью человека и решениями проблем безопасности, которые возникали в процессе данной деятельности.
Деятелъностный принцип тесно связан с принципами практичности и эвристичности. Этот принцип особенно значим при быстрой изменчивости каких-то конкретных показателей, стремительной смене ситуаций, приобретающей чрезвычайный характер, где для учащихся важны не «готовые знания» описательного характера, а четкий алгоритм деятельности в той или иной ситуации.
Принцип историзма обуславливает включение в содержание образования вопросы истории развития общества и обобщение знаний по БЖ.
Принцип экологизации. Сущность экологизации заключается не только в насыщении учебного процесса материалом по экологии, но и в формировании сознания у обучающихся того, что их физическое, духовное, социальное благополучие во многом определяется системой взаимоотношений с окружающей средой. Такое сознание следует реализовывать на практике.
Принцип профессиональной направленности преподавателя предполагает конкретизацию содержания образования в соответствии с потребностями системы общего образования. Согласно государственному образовательному стандарту, неотъемлемой частью БЖ являются психолого-педагогические знания. Данные знания позволяют преподавателю:
3. История и логика развития курса ОБЖ в школе.Первые научные представления о безопасности возникают одновременно с процессами разделения труда. С развитием капитализма К.Маркс и Ф.Энгельс изучали условия труда и безопасности промышленных рабочих как фактор социально-экономического развития капитализма. Другим направлением развития области знаний по безопасности жизнедеятельности явились гигиена и санитария.
В дальнейшем исследования ученых
были посвящены возникновению
Направления безопасности жизнедеятельности
приобретают государственное
Для решения проблем безопасности,
постоянно возникающих в
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального курса (предмета) был введен в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР №253 от 14 мая 1991 г..С первых лет советской власти в общеобразовательных школах вводится курс «Гражданская оборона». На разных этапах развития советского общества тот курс носил различные названия («Защита и оборона», «Гражданская оборона»).
В 70 гг. ХХв. вводиться курс «Начальная военная подготовка». Этот курс включает в себя разделы гражданской обороны и подготовки к военной службе.
В 1990 г. курс начальной военной подготовки (НВП) в школах ликвидируется, и вместо него 1 сентября 1991 г. в государственных общеобразовательных заведениях вводится новый курс – «Основы безопасности жизнедеятельности».
В приказе Министерства образования
РСФСР от 27 мая 1991 г. «О введении в
государственных
• с 1991/92 учебного года проводить обучение учащихся II(III), III(IV), VI, VII классов общеобразовательных школ по временной программе, прилагаемой к настоящему приказу;
• допризывную подготовку учащихся X – XI классов осуществлять в ходе предлагаемых по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предметов, а также в кружках, спортивных и военно-прикладных секциях, на факультативах и уроках физической культуры.
Первые авторы: Руссак О.Н. 1992г., Топоров И.К. 1992г., Михайлов Л.А. 1995г.
Программа курса ОБЖ: Вишневская Е. Л., 1994, Топорова И.К., Вишневская 1997,
4. Структура и содержание
курса «ОБЖ», его основные
Структурно программы курса состоят из трех содержательных линий:
1) безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
2) основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
3) подготовка по основам военной службы.
Учебные вопросы программы по ОБЖ распределяются по ступеням начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам. В основной школе (V-IX классы) в курсе ОБЖ изучаются три раздела.
1. «Основы здорового образа жизни».
2. «Безопасность и защита
человека в опасных и
3. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (X—XI классы) в курсе ОБЖ изучаются все ч е т ы ре раздела.
J. «Основы здорового образа жизни».
2. «Безопасность и защита
человека в опасных и
Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД