Возникновение и развитие контроллинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать использование, возникновение и развитие контроллинга в России.
Задачи:
- рассмотреть общие аспекты контроллинга;
- выявить перспективы применения и развития его в России;
- сделать выводы по результатам работы.

Содержание

Введение 5
1 Общие аспекты о контроллинге 7
1.1Понятие контроллинга 7
1.2 Цели и задачи контроллинга 9
1.3 Функции контроллинга 14
2 Возникновение и развитие контроллинга в России 19
2.1 Причины возникновения контроллинга 19
2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга 24
2.3 Развитие контроллинга 26
3 Применение и перспективы развития контроллинга в России 29
3.1 Контроллинг в России:предпосылки внедрения контроллинга и становление профессионалов 29
3.2 Перспективы развития контроллинга в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая контроллинг.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 29 страниц, 1 рисунок, 7 использованных источников.

КОНТРОЛЛИНГ, РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, КОНТРОЛЛЕР, РОССИЯ.

Цель работы - проанализировать использование, возникновение и  развитие контроллинга  в России.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, детализация, анализ.

Полученные результаты: изучены понятие, цели, задачи,  возникновение и развитие контроллинга в России.

Область применения в практике работы руководителей и специалистов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение           5

1 Общие аспекты о контроллинге       7

1.1Понятие контроллинга        7

1.2 Цели и задачи контроллинга       9

1.3 Функции контроллинга               14

2 Возникновение и развитие контроллинга в России           19

2.1 Причины возникновения контроллинга            19

2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга           24

2.3 Развитие контроллинга                26

3 Применение и перспективы развития контроллинга в России         29

3.1 Контроллинг в России:предпосылки внедрения контроллинга и становление профессионалов                                                                  29

3.2 Перспективы развития контроллинга в России           33

Заключение                 37

Список использованной литературы            39

Приложение А                   40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно достаточно широкое и  общее понимание контроллинга как  целостной концепции экономического управления предприятием, направленной на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка. При этом можно отметить такие специфические особенности контроллинга, как:

  • увязка оперативных финансово – экономических расчетов и стратегических решений;
  • новая ориентация финансово – экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений;
  • новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение, составляющих ядро контроллинга как концепции управления;
  • новое психологическое содержание роли планово – экономических служб (служб контроллинга) на предприятии.

Концепция контроллинга дает ориентацию на будущее, что находит отражение  в выполнении контроллингом функций  координации и интеграции в системе  стратегического и оперативного планирования на предприятии.

Занимаясь стратегическим контроллингом, нужно научиться отвечать на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы обеспечить долговременное существование предприятия на рынке? ». Оперативный контроллинг может дать на вопрос о том, насколько выгодны принятые стратегические решения и как обеспечить краткосрочный успех предприятия в виде получения прибыли.

В экономическом смысле «контроллинг» - это управление и наблюдение. Контроллинг  содержит комплекс мер по планированию, управлению и наблюдению за деятельностью  компании, что невозможно без постановки конкретных целей.

Согласно современному подходу, контроллинг  может интерпретироваться как информационное обеспечение, ориентированное на результат  управления компанией. Основная функция  контроллинга заключается в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации нацелить руководство финансового учреждения на принятие решений и необходимые действия. Кроме того, будучи, например, членом правления или директората и/или руководителем отдела контроллинга, контроллер может выполнять первичные централизованные функции управления. Значит, контроллинг является не только одним из важнейших механизмов поддержки управления, но и функцией управления.

Истоки контроллинга лежат в  области государственного управления и корнями уходят в средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием «Countrollour», в задание которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.

Цель данной работы – проанализировать использование, возникновение и развитие контроллинга в России.

Задачи:

- рассмотреть общие аспекты  контроллинга;

- выявить перспективы применения  и развития его в России;

- сделать выводы по результатам  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие  аспекты о контроллинге

1.1 Понятие  контроллинга

Понятие контроллинг широко используется в мировой науке и практике. Необходимость системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе является одной из основных причин возникновения и внедрения контроллинга.

Контроллинг – это система управления процессами достижения целей и результатов  деятельности предприятия. Понятие  «контроллинг» шире понятия «  управленческий учет» поскольку  включает в себя не только учетные  функции, но и функции планирования и управления процессами достижения целей на предприятии. Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего реестр, проверочный список. Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин контроллинг практически не используется:  в Великобритании и США укоренился термин (managerial  accounting или management accounting, а профессиональная организация контроллеров США -“Сontrollers Institute of America” в 1962 году был переименован в “Financial  Executives Institute”) Дословный перевод этих терминов как “управленческий учёт” не совсем корректен, хотя управленческий учет и составляет основу контроллинга.

В основе контроллинга лежит система direct-costing, сущность которой заключается в делении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и предусматривает учет затрат по усеченной себестоимости. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.

В системе контроллинга обосабливаются три группы затрат:

Прямые производственные затраты (зависят от объема деятельности и  пропорциональны ему);

Затраты на организацию группы 1, которые  нельзя отнести к конкретным видам  продукции, но можно учитывать по группам изделий, сферам ответственности или функциональным областям деятельности;

Затраты на подготовку и организацию  группы 2, которые являются условно-постоянными, не распределяемыми ни по видам продукции  ни по видам деятельности.

Понятие контроллинга еще не стало привычным для практики российского предпринимательства. В научных кругах им оперируют в России с начала 90-ых годов, но лишь в последние 2-3 года появились первые серьезные исследования на эту тему. Данный факт связан с тем, что концепция контроллинга пока не относится к базовым системам управления предприятием в условиях рынка как, например, маркетинг, менеджмент, финансы или управленческий учет, которым в первые годы реформ и было уделено основное внимание.

Контроллинг - это, прежде всего управленческая концепция, которая охватывает все сферы деятельности предприятия: финансы и учёт, менеджмент и маркетинг, интегрируя и координируя деятельность различных служб для достижения оперативных и  стратегических целей.

 При этом речь идет  уже не столько о рыночной направленности системы управления компанией, (как в маркетинге) сколько о ее способности выполнять поставленные задачи в условиях высокой динамики изменений внешней и внутренней среды организации.

 Контроллинг на сегодняшний  день уже не ассоциируют ни с контролем, как таковым, что не верно изначально и может быть объяснено лишь близостью звучания этих понятий, ни с системой управленческого учета, которая составляла основу контроллинга в 30-50-е годы, ни с системой информационного обеспечения деятельности предприятия, что было характерно для периода 70-80-х годов - времени бурного развития компьютерной техники. На сегодняшний день контроллинг ассоциируется чаще всего с "системой управления" предприятием в целом.

Сущность контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему:

-планирование (подробное)

-контроль за выполнением плана

-глубокий анализ ответственности  работающего

-учет (управленческий).

Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей  и результатов фирмы.

Контроллинг сравнивают с современным  навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше  ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.

Контроллинг несколько по-иному  трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все  затраты планируются только считается  целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика.

Концепция контроллинга.

В основе концепции лежит адаптация  стратегических целей к изменениям предприятия на которые повлияла внешняя среда.

Без планирования не существует контроллинга.

Планирование от стратегических планов до оперативных планов.

Планирование отдельных бизнес-процессов, их результатов.

Обеспечение менеджеров информацией.

Создание системы контроля оперативной  информации.

Создание системы контроля на основе самоуправления.

Ориентация на клиента.

Система стимулирования работ низов  на их вклад в достижение целей.

Синхронизация целей предприятия  и личностных целей (личностный доход  и карьера).

Постоянная оценка клиентов по критерию доходности.

Циклы контроллинга:

1.Планирование (сверху-вниз).

2.Снизу вверх

3.Ликвидация разногласий.

Контроллинг позволяет анализировать  прошлое (позволяет дать оценку прошлой  деятельности, определить добилась ли организация поставленных целей), настоящее (позволяет определить что происходит в организации в настоящее время, в каком направлении они развивается) и будущее (позволяет оценить сможет ли организация добиться поставленных целей в будущем, с какими рисками организации придётся столкнуться). Все эти анализы осуществляются в рамках единой системы контроллинга. Т.о. контроллинг обеспечивает целостный взгляд на действительность организации в прошлом, настоящем и будущем, обеспечивает комплексный подход к выявлению проблем, которые встанут у организации в будущем. Необходимость осуществления контроллинга потребует создания в организации специальной службы – контроллинга. Эти службы создаются в основном в крупных организациях. В небольших организациях функции контроллинга выполняет руководитель организации или один из его заместителей.

1.2 Цели и  задачи контроллинга

Цели контроллинга на предприятии  можно разделить на общие и  специальные. Общие цели, как направление  деятельности, всегда совпадают с  целями организации, так как по своей  сути они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Общие цели контроллинга не дают понимания его уникальности и отличия от обычного управления предприятием. Поэтому, следует пристальное внимание уделить рассмотрению именно специальных целей и задач контроллинга на предприятии.

В наиболее общем виде специфическая  цель деятельности службы контроллинга должна заключаться в обеспечении  эффективности системы управления компанией посредством информационно-аналитической и методологической поддержки руководителей всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность достижения основных целей предприятия. Причем поддержка эта осуществляется с помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа и расчета затрат, планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана и т.д.

На вершине системы целей  контроллинга находятся 8 основных целей. Каждая из этих целей имеет собственные критерии, позволяющие выделить ее из общего перечня, а также основные индикаторы реализации этой цели.

На вершине массива целей  находится обеспечение контроля, затем следует обеспечение управления, гармонизация и интеграция системы  управления и, наконец, четвертой оказалась цель – обеспечение качества управленческих решений.

В то время, как важность целей обеспечения  планирования и обеспечения релевантной  информации занимают средние позиции, цель интеграции планирования и контроля и цель обеспечения гибкости управления оказываются менее востребованными в практике хозяйствования.

Достижение целей системы контроллинга обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и  взаимодействия различных ее элементов  требуется достичь конкретных финансовых показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.

Поскольку главной целью предприятий  является максимизация прибыли и  повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей  контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета — как в настоящем, так и будущем.

Отсюда назначение контроллинга —  предупреждение возникновения кризисных  ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие  при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

Задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Организация учета затрат не только по отдельным видам выпускаемой продукции, но также по технологическим процессам, фазам производства, покупателям, регионам сбыта и т.д. В данную группу попадают также задачи по подбору или разработке методов учета затрат и калькулирования себестоимости, критериев, финансовых и общеэкономических показателей для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России