Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является – на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- рассмотреть основные принципы ведения бухгалтерского учета, отвечающие международным стандартам;
- дать характеристику деятельности ЗАО «Экономбанк»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках…......………………………..5
1.1 Назначение, особенности организации и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке…………………………………...5
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10
1.3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого банка…............19
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческих банках в РФ……………………………………………………………...………25
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………………32
2.3.Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………...48
Заключение ……………………………………………………………………..51
Литература………………….…………………………………………………... Приложение 1 Положение о Главном бухгалтере ЗАО «Экономбанк»…
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк» на 01.01.2013………………………………………………………………………...
Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_08_06_2013 рпарпарпара.docx

— 368.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Организационно-технические  и методологические основы ведения  бухгалтерского учета в коммерческих банках…......………………………..5

1.1 Назначение, особенности  организации и основные принципы  ведения бухгалтерского учета  в коммерческом банке…………………………………...5

1.2. Учетная политика  банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10

1.3. Финансовая (бухгалтерская)  отчетность коммерческого банка…............19

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческих банках в РФ……………………………………………………………...………25

2. Организация  бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26

2.2 Порядок организации  бухгалтерского учета и документооборота  в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………………32

2.3.Мероприятия по  совершенствованию организации  бухгалтерского учета в ЗАО  «Экономбанк»……………………………………………………………...48

Заключение ……………………………………………………………………..51

Литература………………….…………………………………………………... Приложение 1 Положение о Главном бухгалтере ЗАО «Экономбанк»…

Приложение 2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк» на 01.01.2013………………………………………………………………………...

Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми посредниками при осуществлении прочими участниками рынка хозяйственных связей по производству и реализации внутреннего валового продукта, они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами. В этой связи во всех странах к кредитным организациям предъявляются особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов – к законности, правильности, своевременности и прозрачности осуществляемых ими финансовых операций. Не является исключением и Российская Федерация.

Множественность и объемность принимаемых Центральным банком Российской Федерации нормативных  положений по бухгалтерскому учету, а также постоянное их обновление и требование неукоснительного соблюдения создают условия деятельности банков, в которых все без исключения сотрудники кредитных организаций  обязаны знать основы бухгалтерского учета, а сотрудники аппарата бухгалтерии  – особенности и детали. Исполнение данного требования в наибольшей степени способно обеспечить консенсус между свободой предпринимательской инициативы коммерческих банков, деятельность которых направлена на извлечение прибыли и естественно сопряжена с риском, и требованиями соблюдения законодательных ограничений их деловой инициативы для минимизации рисков.

Учитывая все вышеперечисленное, следует говорить об особой актуальности выпускной работы на тему «Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке».

Предметом исследования данной работы является организация бухгалтерского учета в коммерческом банке.

Объектом исследования выбрано  ЗАО «Экономбанк».

Целью дипломной работы является –  на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие  задачи:

- изучить сущность предмета  и метода бухгалтерского учета  в коммерческом банке;

- рассмотреть план счетов  бухгалтерского учета в коммерческих  банках;

- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;

- рассмотреть основные  принципы ведения бухгалтерского  учета, отвечающие международным  стандартам;

- дать характеристику  деятельности ЗАО «Экономбанк»;

- изучить порядок организации  бухгалтерского учета и документооборота  в ЗАО «Экономбанк»;

- разработать проект мероприятий  по совершенствованию организации  бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк».

Главная роль в организации  всеобъемлющего контроля за деятельностью банков отводится бухгалтерскому учету, средствами которого учитываются финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтверждается их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.

В процессе решения поставленных в работе задач применялись различные  методы исследования, в том числе  экономико-статистические, аналитически-расчетные, сравнения, графический и другие.

Практическая значимость результатов, полученных в работе, состоит  в возможности их использования  в работе ЗАО «Экономбанк».

1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках

 

1.1 Назначение, особенности  организации и основные принципы  ведения бухгалтерского учета  в коммерческом банке.

Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными задачами бухгалтерского учета в коммерческом банке являются:

- формирование детальной,  достоверной информации о деятельности  кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-  ведение подробного и своевременного учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования банком финансовых и материальных ресурсов;

-  использование данных бухгалтерского учета для принятия управленческих решений

Федеральным законом «О Центральном банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.2002 право регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях предоставлено Банку России. Однако издаваемые им нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет совершаемых  операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных  и других операций кредитных организаций  ведется в валюте Российской Федерации  – в рублях. Учет имущества других юридических лиц, находящегося у  кредитной организации, ведется обособлено от материальных ценностей, принадлежащих ей на праве собственности. Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера отражаются раздельно.

Бухгалтерский учет коммерческого банка ведется непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предметом бухгалтерского учета  в коммерческом банке являются все  виды активов и пассивов. Под активами понимаются все виды средств, на которых основывается ведение уставной деятельности банка, а под пассивами - все виды источников, за счет которых образуются и возникают средства и осуществляется деятельность. Основной перечень объектов активов и пассивов коммерческого банка представлен в таблице.

Таблица 1

Перечень объектов активов и пассивов коммерческого  банка

Основные объекты

Активы

Пассивы

1 Денежные средства

1 Уставный капитал

2 Драгоценные металлы  и камни

2 Добавочный капитал

3 Ценные бумаги (приобретенные)

3 Специальные и другие  фонды

4 Другие финансовые вложения

4 Прибыль

5 Депозиты размещенные

5 Кредиты полученные

6 Кредиты предоставленные

6 Депозиты и вклады  привлеченные

7 Учтенные векселя (приобретенные)

7 Средства клиентов на  банковских счетах

8 Дебиторская задолженность

8 Выпущенные банком векселя

9 Имущество банка (основные  средства, нематериальные активны, хозяйственные материалы, материальные ценности)

9 Кредиторская задолженность


Перечень объектов активов  и пассивов КБ определяет состав и  характер банковских операций, исключительное право совершать которые имеют банки, как кредитные организации, закрепленное Законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». К таким операциям в обобщенном виде относятся:

- кассовые операции (кассовое обслуживание клиентов);

- расчетные операции (ведение банковских счетов клиентов);

- кредитные операции (привлечение и размещение средств);

- депозитные операции (привлечение и размещение средств);

- операции с ценными бумагами (покупка и продажа ценных бумаг);

- операции с драгоценными металлами (покупка и продажа);

- операции в иностранной валюте различного содержания и вида;

- межбанковские операции (привлечение и размещение средств);

- внутрибанковские операции, связанные с движением имущества, капитала, фондов;

- другие операции и  услуги банка, выполнение которых  не противоречит действующему  банковскому законодательству.

Организация и ведение  бухгалтерского учета в коммерческом банке в свете современных  требований, включая и требования международных стандартов, базируется на следующих принципах:

1.  Непрерывность деятельности банка, не допускающая создания условий, ведущих к его банкротству.

2.  Постоянство правил ведения бухгалтерского учета, руководствуясь одними и теми же правилами и инструкциями (кроме случаев существенных перемен в деятельности банка или в правовом механизме).

3.  Осторожность, предопределяющая раздельную и правильную оценку активов и пассивов, доходов и расходов и их отражение в учете, что не позволит переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды.

4.  Отражение доходов и расходов по кассовому методу, т.е. фиксирование в учете доходов после их фактического получения и расходов - после их совершения.

5. День отражения операций  – день их совершения, если иное не предусмотрено инструкцией Центрального Банка.

6. Раздельное отражение  и оценка активов и пассивов  на счетах в развернутом виде.

7. Преемственность входящего  баланса, т.е. остатки на начало  текущего отчетного периода по  балансовым и внебалансовым счетам  должны соответствовать остаткам  на конец предшествующего периода.

8. Приоритет содержания  над формой, требующий отражения  операций в учете согласно  их экономическому содержанию, т.е.  сущности, а не их юридической  форме.

9. Единица измерения – оценка активов и пассивов. Отражение в учете активов и пассивов по первоначальной стоимости (стоимости приобретения или возникновения) без изменения до момента их списания или реализации (выкупа), если иное не предусмотрено действующим законодательством или нормативными актами Центрального Банка (например, активы и обязательства в иностранной валюте, драгметаллы должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла).

10. Открытость данных учета  и отчетности, которые должны  достоверно отражать операции  банка, быть понятными пользователю  информации, не допуская двусмысленности  в отражении позиции банка.

11. Консолидация деятельности  банка – составление сводного баланса и отчетности, включая отчетность своих филиалов и отделений

Основы организации бухгалтерского учета банковской деятельности, состав информации, порядок ее сбора и  классификации для различных  служб и направлений определяются инструкциями, указаниями, положениями и другими нормативными актами законодательного и методического характера Правительства и ЦБ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета

Учетная политика представляет собой совокупность правил и способов ведения бухгалтерского учета, принятых в данной кредитной организации, ее справочные и структурные показатели, отвечающие современным требованиям  и законодательным актам. Это  документ, обеспечивающий получение  обязательной достаточной информации, которая создается для выполнения функций управления, контроля и анализа  его уставной деятельности со стороны  внутреннего и внешнего аудита и  Центрального банка России.

Кредитная организация разрабатывает  и утверждает учетную политику исходя из действующих Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации и Плане счетов бухгалтерского учета, а также других нормативных  документов, определяющих порядок ведения  бухгалтерского учета отдельных  операций в кредитных организациях.

Окончание календарного года для бухгалтера – это не только инвентаризация и подготовка к составлению годового отчета, но и внесение изменений в действующую учетную политику. В учетной политике есть не только положения, которые требуют изменений в соответствии с нововведениями в законодательстве, но и те положения, которые должны ежегодно корректироваться в зависимости от деятельности организации.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках