Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:58, лекция

Краткое описание

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, и осуществляемый компетентным независимым специалистом, который, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.
Под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности предприятия, а также контроле за соблюдением предприятием определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Содержание

Основы аудита
Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы
Виды аудита
Законодательная и нормативная база аудита
Права, обязанности и ответственность аудитора
Методология аудита
Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности
Технологические основы аудита
Аудиторское заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Модуль 1.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Модуль 1.

 

 

 

Основы аудита

Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской  службы

Виды аудита

Законодательная и нормативная  база аудита

Права, обязанности  и ответственность аудитора

Методология аудита

Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности

Технологические основы аудита

Аудиторское заключение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аудит - это вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов,  касающихся  функционирования  и положения  экономического объекта,  и осуществляемый компетентным независимым специалистом, который,  исходя из установленных  критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.

Под аудитом понимается независимая  проверка и выражение мнения о  финансовой  отчетности  предприятия.  Главная  цель  аудита состоит  в  определении достоверности  и правдивости финансовой отчетности предприятия, а также контроле за соблюдением предприятием определенных  законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Курс “Бухгалтерский учет и аудит” рассчитан на изучение бухгалтерского учета, отчетности и  аудита как механизма планирования и проведения  аудиторских  проверок на предприятиях и составления аудиторского заключения.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРОЦЕДУРЫ

АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПОДХОД К АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ

Основополагающий подход к аудиторской проверке заключается  в последовательности и необходимости  проведения следующих действий:

определение типа, структуры  и особенностей управления предприятием;

планирование и последующий контроль аудиторской проверки;

определение и оценка учетных  систем;

определение,   оценка,   проверка   важных   внутренних контрольных структур;

проведение проверок операций и учетных записей;

проверка наличия, названий и величины денежных сумм, включенных в баланс;

сверка финансовой отчетности с учетными записями;

подтверждение того, что  балансовый счет прибылей и убытков  отражает истинную картину результатов  финансово-хозяйственной деятельности;

проверка соответствия финансовой отчетности требованиям законодательства и нормам учетной практики;

оценка финансовой отчетности в целом и составление общего вывода о том, действительно ли в  отчетах дана объективная и правдивая  информация.

Важной стадией (этапом) в основополагающем подходе к  аудиторской деятельности является управление ею через подготовку, планирование и надзор за работой аудитора. В аудиторской организации заводят досье на каждого клиента с информацией о масштабе и характере деятельности предприятия, деловых партнерах, перспективах его развития, о располагаемых им производственных ресурсах, персонале предприятия и его руководителях.

Проводят предварительную  оценку трудоемкости работы, которая  зависит от масштабов предприятия, характера его деятельности, состояния  учета, порядка в местах хранения ценностей, расположения и удаленности его подразделений и т.д. Исходя из этого определяют сроки проведения аудиторских проверок, которые, как правило, в среднем не превышают двух недель.

Аудитор должен готовить и  планировать ревизию таким образом, чтобы гарантировать ее высокое качество, экономичность, эффективность и своевременность. При этом в ходе ревизии осуществляется надзор за работой бригады ревизоров, изучается и оценивается надежность средств контроля, собирается компетентная и надежная информация (доказательства), анализируется достоверность финансовых отчетов и делаются соответствующие выводы.

Планирование и подготовка ревизии. Аудитор должен тщательно  планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Это нужно для того, чтобы быть уверенным в каждой конкретной ситуации, в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование также необходимо для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; уверенности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.

При планировании и подготовке аудитор обязан: определить важнейшие  направления и особенности деятельности ревизуемой единицы; получить сведения о формах и методах организации управления, учета, внутрихозяйственного контроля; выяснить порядок подотчетности; определиться в выборе формы выводов и заключений, а также в том, кому будет представлен отчет; наметить цели (объекты) ревизии и исследования; предварительно оценить сильные и слабые стороны ключевых направлений систем управления и контроля; определить материальную сторону рассматриваемых вопросов; рассмотреть систему внутреннего контроля ревизуемой единицы и установить степень доверия к внутренним аудиторам; определить наиболее продуктивный подход к процессу ревизии; обратить внимание на то, какие меры были приняты для выполнения рекомендаций предшествующей ревизии; подготовить необходимую документацию.

При планировании мероприятий, непосредственно связанных с конкретной ревизией, аудитор совершает следующие действия: собирает информацию о ревизуемой единице и ее организации с целью оценки вопросов материальности; определяет цели и направления проведения ревизии; проводит предварительный анализ с целью определения путей подхода, характера и объема предстоящей работы; определяет круг проблем, которым следует уделить особое внимание; составляет план-расписание ревизии; определяет требования к составу группы ревизоров; знакомит ревизуемую единицу с направлением проведения ревизии, ее целями, критериями оценки и при желании ревизуемой единицы совместно с ней обсуждает возникшие вопросы.

Во время проведения ревизии при необходимости план может быть пересмотрен. При большом  числе участков проверки и значительном разнообразии выполняемых действий эффективным является построение сетевого графика проведения аудиторской проверки. При этом важно, чтобы администрация предприятия перед проверкой провела определенную подготовительную работу: предъявила   необходимую   документацию   (свидетельство о регистрации, учредительный договор, устав, лицензии, протоколы заседаний правления, акты проверок контрольно-ревизионных органов и налоговой инспекции, материалы инвентаризаций, договоры поставки и т.д.); навела должный порядок в местах хранения ценностей и учета, завершила составление отчетности.

Надзор и контроль за работой ревизоров. В процессе аудиторской  ревизии должен осуществляться надзор за работой бригады ревизоров  на всех уровнях и стадиях проверки. Старший из состава группы знакомится с тем, как осуществляется работа с документацией. При этом он должен убедиться, что работа доверена достаточно опытным, профессионально подготовленным аудиторам, знающим свои полномочия, обязанности и те цели, с которыми проводятся процедуры, а в рабочих документах тщательно отражаются выполняемая работа и сделанные выводы. По любому вопросу, вызывающему сомнения, старший группы проводит консультации и контролирует качество работы. Надлежащий контроль и надзор должны осуществляться во всех случаях независимо от компетентности отдельных аудиторов. Надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения ревизий.

Существенное значение для планирования и надзора имеют  рабочие документы ревизора, которые  обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудиторов, дают информацию о проделанной работе, выявленных проблемах и способах их решения, имеют ценность для будущего планирования. Если рабочие документы стандартизированы, то это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию (контрольные листы, образцы писем и др.), дает гарантию, что важные моменты не будут упущены. В то же время стандартизация рабочих документов приводит к бездумному аудиту, сковывает инициативу, кроме того, в результате стандартизации клиент может узнать ход работы аудитора. Отчеты или выводы по ревизии перед окончательным представлением должны быть проверены старшим аудитором группы. Это должно делаться на каждом этапе ревизии.

ОЦЕНКА ОШИБОК И РИСКА  В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аудиторская деятельность требует  самостоятельности аудитора в обосновании  и принятии решений. При проверке отчетности компании аудитор оценивает  выявленные в ней ошибки, которые  по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор дает оценку степени риска своей деятельности. Понятия материальности и риска рассмотрим на примере компаний США.

На основании анализа  и тестирования отчетных и других данных о компании (клиенте) аудитор выражает свое профессиональное мнение об объективности и точности этих данных. В своем отчете (заключении, докладной записке) он указывает уровень соответствия внешней отчетности реальной действительности.

При оценке уровня достоверности внешней отчетности широко применяется понятие “материальность”. В финансовом учете и внешнем аудите ошибка или пропуск в отчетности считаются материальными (существенными, важными), если в результате этого пользователь данной отчетности будет дезориентирован в принятии своего решения или понесет убытки. Различают три основных уровня материальности ошибок и пропусков.

К первому уровню относятся  ошибки и пропуски, суммы которых  так малы и по своему содержанию так незначительны, что никак не могут повлиять на решение пользователя этой информации. Такие ошибки и пропуски в отчетности считаются нематериальными (непринципиальными, несущественными).

Ко второму уровню относятся  материальные ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений.

К третьему уровню материальности относятся такие ошибки и пропуски в учете и внешней отчетности, которые ставят под сомнение достоверность  и объективность всей отчетной информации в целом.                                        

Установив третий уровень материальности ошибок и пропусков, аудитор высказывает в своем заключении неблагоприятное (отрицательное) мнение о состоянии учета и отчетности компании (фирмы) с подробным описанием обнаруженных фактов.

Экономическая сущность и  содержание материальности широко используются на практике.  Выделяют следующие  этапы практического приложения материальности:

1) предварительный расчет  предельно допустимой суммы ошибок  и пропусков по тестируемому  объекту;

2) распределение общей  величины предельно допустимой суммы ошибок и пропусков между элементами внутри тестируемого объекта;

3) определение на основе  тестирования учетных и отчетных  данных фактической величины  допущенных ошибок к пропусков  по отдельным элементам;

4) обобщение фактической  суммы ошибок и пропусков по тестируемому объекту;

5) сравнение предварительно  рассчитанной величины предельно  допустимой суммы ошибок и  пропусков ( этап 1) с фактически  установленной (этап 4) и итоговое  заключение.

Первый этап. Аудитор на основе профессионального опыта и предварительного  анализа  отчетности  определяет  границы предельной величины допустимых ошибок и пропусков в ней, наличие которых не дезориентирует пользователей информации.

Ошибки, находящиеся ниже минимальной границы, признаются нематериальными. Ошибка выше максимальной границы считается материальной и оценивается в зависимости от принадлежности к первому или второму уровню материальности. Если же ошибка располагается внутри указанных границ, то аудитору потребуются дополнительное привлечение информации и более глубокий ее анализ с целью отнесения выявленной ошибки к материальной или нематериальной. Чем ниже опускаются границы предельной величины ошибок и пропусков, тем более обширная информационная база требуется аудитору для тестирования.

При определении таких границ аудитор осуществляет индивидуальный подход к каждому клиенту, выбирает определенные критерии для расчета нижней и верхней границ предельно допустимой ошибки. Наиболее часто в качестве уровня материальности выбирают прибыль с другими возможными критериями, такими, как текущие активы, общая сумма активов, текущие пассивы и доля акционеров в средствах компании.                         

Большое значение имеет  установление характера ошибок и  пропусков, а также отношение  к ним пользователей.

Аудиторские фирмы самостоятельно разрабатывают основные положения  по применению критерия материальности на практике, и в частности по определению границ предельно допустимой суммы ошибок и пропусков. Там  же указывается примерный процент  ошибок в общей сумме выбранного критерия для оценки материальности (чистой прибыли, активов и т.п.). Используя эту информацию и результаты аудиторских проверок прошлых лет, аудитор на основе анализа рассчитывает стоимостную величину границ предельно допустимой ошибки для каждого конкретного клиента (табл. 1).

 

Таблица 1

 

 

Второй этап. Аудитор распределяет общую величину границ предельно допустимой ошибки между элементами внутри выбранного критерия. Для примера возьмем суммы нижней и верхней границ текущих активов баланса и распределим их между статьями внутри этого раздела. В данном конкретном случае аудитор, основываясь на опыте прошлых проверок, может определить верхние и нижние границы предельно допустимой ошибки для таких статей раздела баланса “Текущие активы”, как наличные денежные средства, счета дебиторов, запасы товарно-материальных ценностей. Приведем пример распределения общей суммы             (табл. 2).

Информация о работе Основы аудита