Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести сравнительную характеристику различных форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Задачи курсовой работы: 1) Определить основные формы экономического контроля; 2) Охарактеризовать аудиторскую деятельность и ревизию; 3) Проанализировать содержание, сущность финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы; 4) Сравнить различные формы экономического контроля; 5) Провести обзор практики реализации аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Предмет исследования – изучение различных форм экономического контроля.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические подходы к определению различных форм экономического контроля----------------------------------------------------------------------------------------5
1.1 Формы экономического контроля и их сущность--------------------------5 1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности-----------------------------5 1.1.2 Особенности организации ревизии-----------------------------------------6 1.1.3 Содержание финансового контроля----------------------------------------8
1.1.4 Сущность судебно-бухгалтерской экспертизы-------------------------10
1.2 Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы---------12
2 Практика реализации форм экономического контроля---------------------------18
2.1 Практический аспект осуществления аудиторских проверок---------------18
2.2 Оценка ревизионной практики----------------------------------------------------20 2.3 Результаты финансового контроля----------------------------------------------21 2.4 Реализация судебно-бухгалтерской экспертизы------------------------------23
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------27
Список использованных источников---------------------------------------------------29
Приложение А - Форма договора об оказании аудиторских услуг---------------31
Приложение Б – Договор об оказании сопутствующих аудиту услуг (примерная форма)--------------------------------------------------------------------------34
Приложение В – Форма положения о контрольно-ревизионной службе--------38
Приложение Г – Примерная форма заключения по результатам ревизии------47 Приложение Д - Практические ситуации-------------------------------------------49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 112.28 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Костромской государственный  технологический университет»

Институт Управления Экономики  и Финансов

Кафедра Бухгалтерского учета  и аудита

 

Дисциплина «Аудит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: АУДИТА, РЕВИЗИИ, ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

 

Студент                                                                Опацкая А. Я. 07-н-13

Руководитель Мироненко О. В.

Кострома 2010

 

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------3

1 Теоретические подходы  к определению  различных   форм экономического контроля----------------------------------------------------------------------------------------5

1.1  Формы экономического контроля и их сущность--------------------------5                 1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности-----------------------------5  1.1.2 Особенности организации ревизии-----------------------------------------6        1.1.3 Содержание финансового контроля----------------------------------------8

1.1.4 Сущность судебно-бухгалтерской  экспертизы-------------------------10         

1.2 Сравнительная характеристика  форм экономического контроля: аудита,    ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской  экспертизы---------12

2 Практика реализации  форм экономического контроля---------------------------18

2.1 Практический аспект  осуществления аудиторских проверок---------------18

2.2 Оценка ревизионной  практики----------------------------------------------------20 2.3 Результаты финансового контроля----------------------------------------------21 2.4  Реализация судебно-бухгалтерской экспертизы------------------------------23

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------27

Список использованных источников---------------------------------------------------29

Приложение А - Форма договора об оказании аудиторских услуг---------------31

Приложение Б – Договор  об оказании сопутствующих аудиту услуг (примерная форма)--------------------------------------------------------------------------34

Приложение В – Форма  положения о контрольно-ревизионной  службе--------38

Приложение Г – Примерная  форма заключения по результатам  ревизии------47 Приложение  Д   -  Практические ситуации-------------------------------------------49

 

 

 

 

 

Введение

В условиях создания правового  государства и становления рыночной экономики определение сущности форм экономического контроля имеет важное значение. Ведь от того насколько эффективна та или иная форма экономического контроля зависит благополучие производства предприятия и государства в целом. Несмотря на то, что категория экономического контроля долгое время используется в различных отраслях науки, в настоящее время отсутствуют работы, посвященные всестороннему комплексному экономико-правовому анализу контроля. Поиск новых представлений об экономическом контроле и его значении для управления экономикой в российских условиях, несомненно, должен опираться на достижения мировой экономической мысли.

В настоящее время, как в России, так и за рубежом отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии экономического контроля. Отсутствует единая классификация разнообразных видов, функций и методов контроля. Не закончен процесс формирования отдельных видов экономического контроля, не получила должного осмысления в науке сущность бухгалтерского и налогового учета в новых условиях хозяйствования.

Актуальной становится необходимость  еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного экономического контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем.        Под формами экономического контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение его функций. Поскольку форма всегда оказывает обратное воздействие на содержание, важно выбрать наиболее эффективные формы контроля, чётко разграничивать сферы их применения с учётом конкретных хозяйственных ситуаций и задач, решаемых отдельными звеньями управления экономикой. В качестве форм хозяйственно-экономического контроля, в зависимости от глубины охвата различных сторон деятельности организаций и предприятий в данной работе следует выделить: аудит, ревизию, финансовый контроль, судебно-бухгалтерскую экспертизу.      

Цель данной работы –  провести сравнительную характеристику различных форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Задачи курсовой работы:          1) Определить  основные формы экономического контроля;   2) Охарактеризовать аудиторскую деятельность и ревизию;   3) Проанализировать содержание, сущность финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы;        4) Сравнить различные формы экономического контроля;    5) Провести обзор практики реализации аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.       Предмет исследования – изучение различных форм экономического контроля.             Объектом курсового проекта является практика реализации форм контроля.             Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом – определяются теоретические аспекты форм экономического контроля, проводится  их сравнительная характеристика по различным основаниям. Во втором разделе рассматриваются конкретные случаи применения форм контроля на практике. Объём работы - 30  страниц, представлено три таблицы в подпунктах 1.1.2 и 1.1.3 подраздела 1.1 и в подразделе 1.2, а также три рисунка. Количество использованных источников равняется двадцати двум.

 

 

 

1 Теоретические  подходы к определению различных форм экономического контроля        1.1 Формы экономического контроля и их сущность   1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности     Аудит представляет собой функциональную науку о методах и приёмах независимого финансового контроля.  В системе экономического контроля аудит выступает как независимый финансовый контроль наряду с другими составляющими: общегосударственным экономическим контролем, бюджетно-финансовым, ведомственным финансовым контролем, общественным контролем [1,2]. Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящейся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учёта и оценке бухгалтерской (финансовой) отчётности [1, с. 23].               В литературе даются разные определения аудиторской деятельности, в которых авторы подчеркивают ту или иную особенность: независимость, платность, конфиденциальность и др. Иногда,  её рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях, напротив, крайне широко (рисунок 1) [3, 4]. 

Рисунок 1 – Толкование понятия  аудит

Понятия аудита и аудиторской  деятельности отождествлены и определяются как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг[3, с. 38].   Финансовый аудиторский контроль осуществляют субъекты контроля - аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в соответствии  с договором об оказании аудита и сопутствующих ему услуг (приложения А, Б) [4,5,6]. Их общественный статус, права, обязанность и ответственность строго регламентирована  нормативно-законодательными актами.    Итак,  из всего выше сказанного можно сделать вывод, что аудит как форма независимой проверки бухгалтерской отчётности хозяйствующего субъекта лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделёнными необходимыми полномочиями, должен стать основной системой экономического контроля.  

1.1.2  Особенности  организации ревизии      Ревизия (от латинского revisio - пересмотр) не в процессуальном плане, а в плане хозяйственного контроля представляет собой составную часть системы управленческого контроля. Ревизия - это форма контроля, осуществляемая контрольно-ревизионной службой (приложение В), в виде системы обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности и целесообразности действий должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и регламентирующими документами возложена ответственность за их осуществление [7, с. 14]. Примерная форма заключения по результатам ревизии представлена в приложении Г.     Основной задачей ревизии является осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины, использования  государственных средств, сохранностью материальных и других  ресурсов, правильностью постановки бухгалтерского учета, а также пресечение фактов нарушения требований законодательства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности [7, с. 56].        Для ревизии характерны следующие особенности:     1. При проверке объектов используются различные, но обязательно документально обоснованные источники информации.     2. Проверка осуществляется последовательно и применяются различные методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры.    4. Выводам, касающимся ущерба, потерь, недостач ценностей виновных лиц, присуща конкретность.          5. Выводы подтверждаются системой доказательств [7, с. 64]. 

  Также особенности организации и проведения ревизии можно пронаблюдать в сравнении с аудитом (таблица 1) [8, с. 124].

Таблица 1 – Сравнение ревизии и аудита

Общие черты

1. Использование приёмов  документального и фактического  контроля

2. Квалификация и объекты  контроля

Ревизия

Аудит

Различия

1. Цель: выявление недостатков  с целью их устранения и  привлечения виновных лиц к  ответственности

1. Цель: выражение мнения  по поводу достоверности отчётности, оказание услуг, помощь, сотрудничество  с клиентом

2. Характер: исполнительная  деятельность

2. Характер: предпринимательская  деятельность

3. Основа взаимоотношений:  принудительность, осуществляемая  по распоряжению вышестоящих  или государственных органов  управления

3. Основа взаимоотношений:  добровольность, осуществляемая на  основе договора, в случаях, предусмотренных в законодательстве, обязательность

4. Принцип оплаты труда:  оплату производит вышестоящее  звено или государственный орган  управления

4. Принцип оплаты труда:  оплату производит клиент

5. Результаты: акт ревизии

5. Результаты: аудиторское  заключение


Можно сделать вывод, что  с развитием рыночных отношений и отказом от централизованного планирования ревизия как форма контроля в коммерческих организациях потеряла свое значение, но остается действующей формой для сферы распределения - в бюджетных организациях и на унитарных предприятиях (внешний контроль), в некоммерческих организациях (внутренний контроль). Внутреннее содержание и направленность ревизии не меняется от того, используется ли она во внутреннем или внешнем контроле, точно так же как и ревизия не становится внутренним аудитом от того, что контрольные действия, характерные для ревизии, стали называться внутренним аудитом.     1.1.3 Содержание финансового контроля    Финансовый контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы экономической системы, повысить эффективность использования управленческих решений [9,10].         Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит определённые элементы (таблица 2) [10,11]: 

Таблица 2 – Основные элементы контроля

Элементы контроля

Характеристика 

Субъект управления

Тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект  управления (орган, осуществляющий процесс  управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления.    

Объект управления

Тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности.

Предмет контроля

Деятельность, применительно  к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет  управления). 


В целом финансовый контроль в зависимости от связей между  субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2) [10,11].




 




 


Корпоративный финансовый контроль

Внешний аудит

Иные виды





виды

Государственный аудит

Налоговый контроль

Бюджетный контроль

Ведомственный финансовый контроль

Валютный контроль

Таможенный контроль

Банковский надзор

Страховой надзор

Правовой финансовый контроль

Иные виды




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Общая структура видов финансового контроля

Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов  государственного финансового контроля была эффективной и созидательной, т.е. вносила реальный вклад в  развитие экономики России и ее регионов. Эффективность контроля (контрольной деятельности) определяется отношением достигнутого контролирующим органом (или лицом) результата к величине затраченных ресурсов. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше было произведено затрат на его осуществление [10, с. 7].  Таким образом, критериями эффективности финансового контроля являются результативность, действенность и экономичность. Каждый из них может быть оценен количественно. Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля, позволяет сделать следующий вывод: от того, насколько квалифицированно и добросовестно контрольно-финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом - социально-экономическое благополучие российских граждан.        

Информация о работе Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы