Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:49, курсовая работа
Цель данной работы:
– проанализировать взаимосвязь таких понятий как «затраты», «объем», «прибыль»;
– изучить такие элементы анализа, как – маржинальный доход, леверидж, точка безубыточности;
– рассмотреть одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды – принятие эффективных решений руководителями любого ранга в вопросах ценообразования, капиталовложения и планирования ассортимента продукции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ «ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ» - КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………………..……………….…....5
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ CVP-АНАЛИЗА…………………..…...9
2.1 Маржинальный доход, порог рентабельности……………………………...9
2.2 Производственный леверидж…………………………………...…………..14
ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………..18
2.1 Принятие решений по ценообразованию……………………….…….……18
2.2 Принятие решений по планированию ассортимента продукции…...…....21
2.3 Принятие решений о капиталовложениях………………………………....28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….56
Ивановский филиал
Автономной некоммерческой организации
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»
на тему: «Управленческий учет как информационная база для принятия управленческих решений»
группы 4БП специальности 080109
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Шарова Ольга Александровна
Проверил: старший преподаватель Разумовский Р.В.
Иваново 2012 год
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ «ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ»
- КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ…………………………………………………..……
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ CVP-АНАЛИЗА…………………..…...9
2.1 Маржинальный доход, порог рентабельности……………………………...9
2.2 Производственный леверидж…………………………………...…………..
ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………..18
2.1 Принятие решений по ценообразо
2.2 Принятие решений по
2.3 Принятие решений о
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….56
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие стало юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Основой для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений служат результаты управленческого анализа.
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой «затраты – объем производства – прибыль».
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер.
Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. Управленческий учет должен охватывать все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого предприятия.
Цель данной работы:
– проанализировать взаимосвязь таких понятий как «затраты», «объем», «прибыль»;
– изучить такие элементы анализа, как – маржинальный доход, леверидж, точка безубыточности;
– рассмотреть одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды – принятие эффективных решений руководителями любого ранга в вопросах ценообразования, капиталовложения и планирования ассортимента продукции.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ «ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ» КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Процветающее предприятие – это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Это задача может быть реализована на стабильной основе, если предприятие постоянно изучает спрос на рынке, имеет четкую ценовую политику, а также применяет эффективные методы планирования, учета, анализа, контроля и управления объемами производства, качеством продукции и затратами. Всем этим требованиям всецело отвечает управленческий учет, целью которого является обеспечение информацией менеджеров предприятия, ответственных за конкретные сферы и виды деятельности.
Анализ «затраты-объем-прибыль» является одним из самых популярных инструментов управленческого учета. Он дает возможность проследить взаимосвязь между такими характеристиками, как затраты, объем и прибыль, то есть определить влияние, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.
Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая выражается формулой:
ВР = ПЗ + ФЗ + П , где
ВР - выручка от реализации
ПЗ - переменные затраты
ФЗ - постоянные затраты
П - прибыль.
Результаты данного анализа широко используются при принятии управленческих решений на краткосрочную перспективу.
Можно выделить следующие основные вопросы, для решения которых предоставляет информацию анализ «затраты-объем-прибыль»:
- оценка целесообразности производства того или иного вида продукции;
- обоснование целесообразности
производства или покупки
- определение ценовой стратегии организации;
- оценка целесообразности
- оценка целесообразности изменений технологии и организации производства.
Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты-объем-прибыль» является эффективным средством управления для достижения максимально возможной в данных условиях прибыли организации.
В основе проведения данного анализа лежит понимание поведения затрат организации. Так, планируя основные направления деятельности, менеджер должен учитывать поведение затрат при изменении объема производства. С другой стороны, поведение затрат должно быть проанализировано применительно к единице продукции. При этом, ключевым моментом данного анализа является деление всех затрат организации на переменные и постоянные. Заостряя внимание на различии в поведении переменных и постоянных затрат, от увеличения или уменьшения которых объем выпуска продукции, а в конечном счете и прибыль организации зависят неодинаково, можно получать ответы на такие вопросы, как:
1) Какой объем продаж обеспечит
покрытие всех затрат
2) Какой объем продаж позволит достичь организации запланированного уровня прибыли?
3) Какую прибыль может ожидать организация при том или ином объеме продаж?
4) Как изменения в структуре
продаж могут повлиять на
5) Какое влияние на уровень прибыли оказывают изменения в переменных и постоянных затратах, а также в продажных ценах на продукцию?
Как известно, переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. С другой стороны, они могут быть дискретными, то есть изменяться ступенчато.
Постоянные же затраты в общей сумме не изменяются в связи с изменением объема производства, но при этом изменяются в расчете на единицу продукции.
Функцию затрат в коротком периоде можно описать следующей формулой:
TC = FC + VC, где
TC – общие затраты на производство продукции,
FC – постоянные затраты на производство,
VC – переменные затраты на производство.
В то же время, надо иметь ввиду, что классифицировать затраты на переменные и постоянные можно лишь в определенных пределах, в, так называемой, области релевантности. Каждая работающая организация рассчитана на определенный объем производства, превышение которого неминуемо повлечет ускоренный рост затрат по сравнению с ростом объема производства. Оптимальный уровень деловой активности организации характеризуется его производственной мощностью. Это определяется как абсолютной величиной постоянных затрат, так и такими качественными характеристиками, как используемая техника, технология и организация производства. Для каждого диапазона объемов производства эти параметры различны. Интервал, в котором функция затрат носит линейный характер, называется релевантным.
Функция затрат в данном интервале описывается следующей формулой:
ТС = FC + Q х AVC, где
TC – общие затраты на
FC – постоянные затраты на производство,
Q - фактический объем продаж,
AVC – переменные затраты на единицу продукции.
Таким образом, постоянные затраты постоянны только относительно определенной области релевантности и определенного времени.
На практике процесс производства, как правило, характеризуется смешанными затратами, то есть имеет и постоянную, и переменную составляющие.
Анализ «затраты-объем-прибыль» особенно актуален в следующих случаях:
а) при введении в производство нового продукта;
б) при модернизации проиводственных мощностей;
в) при создании нового
г) при изменении
В целом основными преимуществами данного анализа являются:
1) простота использования;
2) наглядность при планировании прибыли;
3) иллюстративность демонстрации;
4) влияние операционных
5) помощь в определении
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ CVP-АНАЛИЗА
2.1 Маржинальный доход, порог рентабельности
Одним из эффективных методов управленческого учета является методика анализа соотношения “затраты – объем – прибыль” (“Cost – Volume – Profit” или “CVP–анализ”), которая позволяет определить точку без-убыточности (порог рентабельности), т.е. момент, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Проведение данного анализа невозможно без таких важных показателей как производственный леверижд (leverage в дословном переводе – рычаг), маржинальный доход. С его помощью можно прогнозировать изменение результата (прибыли или убытка) в зависимости от изменения выручки предприятия, а также определить точку безубыточной деятельности (порог рентабельности).
В научной и практической литературе, под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.
Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:
МД = ЧВ – ПЗ, где
МД - маржинальный доход;
ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов);
ПЗ - переменные затраты.
Более информативно определение маржинального дохода не на весь объем производства, а на каждую номенклатурную единицу продукции:
МД = (ЧВ - ПЗ) / Ор = р – b, где
Ор - объем реализации в
р - цена изделия;
b - переменные затраты на единицу продукции.
Сущность же маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.
По сути, анализ маржинального дохода это определение объема производства продукции, который обеспечивает, как минимум, покрытие суммы переменных затрат, т.е. каждая последующая единица продукта не должна увеличивать общий убыток организации.
Объем продаж (реализации продукции), при котором организация покроет свои постоянные затраты за счет маржинальной прибыли, то есть момент, когда организация не будет иметь ни прибыли, ни убытков, а каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить прибыль, называется точкой безубыточности (критической точкой, мертвой точкой, точкой равновесия, порогом рентабельности).
Информация о работе Управленческий учет как информационная база для принятия управленческих решений