Разработка бюджетов бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в разработке бюджетов бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
ознакомиться с характеристикой сводных бюджетов;
разработать сводные бюджеты бизнес-плана;
сформировать финансовые бюджеты бизнес-плана;
построить финансовый профиль проекта;
рассчитать точку безубыточности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОДНЫХ БЮДЖЕТОВ..............................................5
1.1 Сущность и функции бюджетирования..........................................................5
1.2 Виды бюджетов и их цели................................................................................7
2 БЮДЖЕТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА.........................................................................16
2.1 Операционные бюджеты................................................................................17
2.2 Финансовые бюджеты....................................................................................35
2.3 Финансовый профиль проекта.......................................................................43
2.4 Расчет точки безубыточности........................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kristina_31.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Уральский федеральный университет  
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

Кафедра «Экономической безопасности»

Департамента промышленного бизнеса и менеджмента ВШЭМ

 

 

Разработка бюджетов бизнес-плана

       

Курсовой проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Руководитель                                                       И.С. Белик

Студент                                

Гр. ЭМ - 590410                       К.Новоселова

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОДНЫХ БЮДЖЕТОВ..............................................5

1.1 Сущность и функции бюджетирования..........................................................5

1.2 Виды бюджетов и их цели................................................................................7

2 БЮДЖЕТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА.........................................................................16

2.1 Операционные бюджеты................................................................................17

2.2 Финансовые бюджеты....................................................................................35

2.3 Финансовый профиль проекта.......................................................................43

2.4 Расчет точки безубыточности........................................................................46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….49

 

 

Введение

 

В современной экономике России одной из основных проблем является выявление резервов экономического развития предприятия и формирования его внутренних инвестиционных ресурсов.

Универсальным инструментом, позволяющим организовать и оптимизировать систему бизнеса, является бюджетное планирование (бюджетирование).

Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов. Оно позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

 Цель данной работы состоит  в разработке бюджетов бизнес-плана.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • ознакомиться с характеристикой сводных бюджетов;
  • разработать сводные бюджеты бизнес-плана;
  • сформировать финансовые бюджеты бизнес-плана;
  • построить финансовый профиль проекта;
  • рассчитать точку безубыточности проекта.

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОДНЫХ БЮДЖЕТОВ

1.1 Сущность и функции бюджетирования

Бюджетирование представляет, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.[1]

Бюджетирование - включает процесс планирования, контроля, анализа и корректировки финансово-экономического состояния предприятия с распределением ответственности за итоги работы, результаты которого оформляются системой бюджетов.

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое выражение.

Сущность бюджетирования заключается, прежде всего, в том, что бюджетирование представляет собой механизм, посредством которого происходит управление текущими (краткосрочными) целями предприятия, а реализация данного процесса есть повседневная деятельность предприятия.

Основными задачами бюджетирования являются:

  • обеспечение текущей ликвидности;
  • обоснованное планирование затрат;
  • формирование информационной базы для оценки и контроля расходов;
  • обеспечение координации, коммуникации подразделений;
  • обоснование выделения финансовых ресурсов по отдельным направлениям;
  • прогнозирование и оценка различных сценариев изменения финансового состояния.

Таким образом, бюджетирование в системе планов предприятия занимает ключевое место, так как отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления.

С научной же точки зрения бюджетное планирование представляет собой более сложное, более многогранное понятие: с одной стороны, оно действительно идентифицируется с процессом разработки и осуществления (организации выполнения) внутрифирменных оперативных планов ресурсного обеспечения; с другой стороны - это и метод планирования; с третьей стороны - это и управленческая технология, предназначенная для выработки оперативных решений, обеспечения их финансовой обоснованности.

Бюджетирование как интегрированная система оперативного планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, прежде всего, должна определять основные стоимостные параметры ведения бизнеса, а именно: потребность компании в финансовых ресурсах, обеспечивающих ее платежеспособность; наличие свободных финансовых ресурсов в течение планируемого периода; размеры предполагаемой прибыли, состав и структуру капитала. Степень же детализации, уровень точности прогнозных значений стоимостных показателей, состав бюджетов должны определяться на основе соотношения "затрат и выгод" от постановки конкретной системы бюджетов.[2]

Бюджетное планирование как управленческая технология включает в себя три важнейших элемента:  

  • технологию бюджетирования, представляющую собой последовательность разработки бюджетов, порядок консолидации бюджетов разного уровня и функционального назначения, виды и формы бюджетов, состав целевых показателей планирования, внутрифирменные нормы и нормативы, процедуры составления и порядок корректировки бюджетов;
  • организацию бюджетного планирования, в которую входит создание (наличие) финансовой структуры (центров ответственности либо организационно оформленных бизнесов фирмы), бюджетного регламента, определяющего распределение функций аппарата управления по бюджетированию, систему внутренних положений, должностных инструкций;
  • автоматизацию расчетных операций, включающую в себя постановку управленческого учета на основе интегрированной обработки информации, который позволяет получать оперативную информацию о ходе осуществления принятых бюджетов.

Таким образом, функциями бюджетной системы являются:

  • планирование деятельности организации;
  • мониторинг использования бюджета и выполнения плана;
  • анализ использования бюджета;
  • расчет различных вариантов бюджета на плановый период.

Одной из главных функций является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции. [3]

На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

  • макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
  • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
  • ценовая политика, качество продукции, сервис;
  • конкуренция;
  • сезонные колебания;
  • объем продаж предшествующих периодов;
  • производственные мощности предприятия;
  • относительная прибыльность продукции;
  • масштаб рекламной кампании.

Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании. [5]

Переходя к вопросу об оплате реализованной продукции, необходимо отметить, что вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

  • бюджет должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
  • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
  • в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

Методика составления исходит из следующего:

  • все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
  • прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
  • бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;
  • объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
  • бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. [5]

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

  • он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
  • в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

Информация о работе Разработка бюджетов бизнес-плана