Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Отделение госслужбы
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Ульяновск
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………65
Введение
Процессы разгосударствления и приватизации, начавшиеся в 90-е гг. ХХ века в России, сопровождались массовым созданием предприятий частной формы собственности. Однако в отраслях оборонно-промышленного комплекса, строительстве, водоснабжении, газоснабжении и т. д., имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации, ведущая роль оставалась за государственной собственностью, значительная часть которой была представлена государственными унитарными предприятиями.
Унитарные предприятия были призваны способствовать сохранению накопленного в прежних государственных предприятиях производственного, научно-технического, трудового потенциалов, эффективному их использованию и приумножению с применением рыночных методов хозяйствования в целях повышения эффективности и социальной направленности производства. Государственные унитарные предприятия необходимы для участия государства в той или иной степени в определенных сферах экономики и для исполнения государственных нужд. Они зачастую являются монополистами оказания услуг и выполнения работ, требующих особого контроля со стороны административного аппарата, так и стороны специализированных контролирующих органов (Госатомнадзор, Роспотребнадзор, Жилинспекция и т. д.) ответственных за данную отрасль. Кроме того, ГУП аккумулируют и передают собственнику имущества – государству – чистую прибыль от деятельности предприятия и от использования его имущества, переданного ему в хозяйственное ведение. Таким образом, ГУП являются источником дохода и пополнения бюджета РФ И субъекта РФ.
Однако в последнее время от представителей законодательной и исполнительной власти часто приходится слышать, что унитарные предприятия являются пережитком устаревших методов хозяйствования и юридической конструкцией, не вписывающейся в современные реалии.
Учитывая, что юридические лица в форме государственных унитарных предприятий, не являющиеся собственниками «своего» имущества, перешли в действующее законодательство из прежнего правопорядка и в принципе не соответствуют рыночным условиям хозяйствования и классическим частноправовым представлениям и подходам, можно констатировать, что в перспективе они должны прекратить свое существование. Такой подход даст возможность постепенного перехода к классическому делению коммерческих и некоммерческих юридических лиц на корпорации и учреждения, свойственные развитым европейским правопорядкам.
Кроме того в законодательстве о государственных унитарных предприятиях имеются некоторые противоречия в нормах нормативно-правовых актов, касающихся их гражданско-правового положения, которые осложняют регулирование отдельных сторон их деятельности и требуют скорейшего устранения.
Однако данная организационно-правовая форма существует на сегодняшний день и современное функционирование унитарных предприятий пока не порождает каких-либо особенно сложных практических проблем. С этой точки зрения они могут быть сохранены на ближайший период с одновременным внесением некоторых изменений в нормы гражданского законодательства. Поэтому исследование их правовой природы и проблем совершенствования их гражданско-правового положения, на современном этапе является наиболее актуальным.
Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возн
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности
создания и государственной
4. Дать определение
органам управления
5. Выявить противоречия в законодательстве о государственных унитарных предприятиях.
1. Понятие государственного унитарного предприятия.
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
Государственное унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относится к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию. Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо-несобственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики, прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место.
В России исторически сложилось, что данная организационно-правовая форма в основном получила свое проявление в тех отраслях экономики России, которые имели первостепенное значение для нашего государства. В дореволюционное время она в основном была распространена на предприятиях добывающей промышленности, транспорта, военного судостроения и в других отраслях. Например, в дореволюционной России: «Законодательство различает заводы частные, казенные, удельные».1 В частности, вторые из них были предусмотрены целым рядом нормативно-правовых актов. Среди которых необходимо выделить Горный Устав (Свод законов России, т. 10. Изд. 1900)2 . Между тем как цель производственно-хозяйственной деятельности всех казенных заводов заключалась в том, чтобы «...заводы не пришли в упадок...чтобы чистый доход казны умножался». Для выполнения этого казенный завод наделялся определенными видами имущества, которое состояло из движимого и недвижимого. Компетентными органами царской России рассматривались вопросы образования, регулирования их деятельности, в том числе контроля, ликвидации данных предприятий и другие. Данные вопросы регулировались различными нормативно-правовыми документами, среди которых следует особо отметить Уставы: Горный, Строительный, Об управлении казенными имениями. Важно подчеркнуть, что на, тот исторический период было высказано мнение о регулировании и содействии деятельности казенных заводов. Что повлекло за собой проведение соответствующей государственной политики по отношению к данным предприятиям.
Характерными признаками рассматриваемых предприятий советского периода можно считать следующие:
- во-первых, вопросы образования и ликвидации находились в ведении компетентных государственных органов, которые производились в распорядительном порядке путем издания акта управления (приказа, решения, постановления). Так, в статье 20 Общего положения о министерствах СССР указано, что Министерство СССР создает, реорганизует и ликвидирует предприятие;3
- во-вторых, управление и руководство, как было отмечено выше, осуществляли уполномоченные государственные органы по принятой системе управления в пределах своей компетенции;
- в-третьих, имущество предприятия находилось в оперативном управлении, а право собственности на него — принадлежало государству;4
- в-четвертых, предприятие было наделено правами юридического лица, правовое положение которого было урегулировано в Уставе с указанием прав и обязанностей;
- в-пятых, руководитель предприятия — это уполномоченное лицо Советского государства, которое назначалось и несло перед ним ответственность;5
При этом экономика на тот исторический период была планово-регулируемой, что наложило соответствующий отпечаток на статус госпредприятий.
Государственное унитарное предприятия в современный период в отличие от предыдущих отличается наличием двух разновидностей данных предприятий:
Правовое регулирование
данных предприятий предусмотрено
целым рядом нормативно-
Другой характерной
особенностью данного периода является
то, что в название данной организационно-правовой
формы предприятия включен
Государственное унитарное предприятие современного периода характеризуется следующими признаками.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях8, не допускается создание государственных унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях9 унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях10 установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься. Таким образом, государственные унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность.
Исходя из того, что унитарное предприятие не является собственником имущества, оно не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Однако унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях11, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.
Кроме того, унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества. Совершение сделок по распоряжению вкладом (доли) без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки могут быть признаны ничтожными. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия