Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
На основании вышеприведённых аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно, определить цель исследования - это изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека.
Исходя из обозначенной цели, ставятся следующие задачи курсовой работы:
раскрытие системных связей и места института гражданства в комплексе конституционно-правовых прав личности путём определения важности отношений гражданства для человека и характера взаимосвязи между лицом и государством;
анализ норм конституционного права, регулирующих общественные отношения, непосредственно связанные с институтом гражданства РФ: конституционно-правовой статус лиц без гражданства;
поиск путей решения проблемы определения сущности единого гражданства и изучение этой категории, как сложившейся системы отношений, а также в свете принятого закона о гражданстве;
проанализировать вопрос, касающийся гражданства детей.
Введение ……………………………………………………………………………………….1-3
Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4
1.1. Общее понятие гражданства……………………………………………………..4-9
1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14
1.3. Основания и порядок приобретения гражданства в Российской Федерации………...................................................................................................................15-22
1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25
Глава 2.Конституционно – правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………26
2.1. Приобретение гражданства детей…………………………………………......26-27
2.2. Гражданства детей при усыновлении…………………………………………….28
2.3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство………………………………………………………………….....29
Заключение………..…………………………………………………………..…….…………..30
Список использованной литературы……………..…………………………..……………….31
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4
1.1. Общее понятие
гражданства…………………………………………………
1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14
1.3. Основания и порядок приобретения гражданства
в Российской Федерации………..................
1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25
Глава 2.Конституционно
– правовое регулирование гражданства
детей в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. Приобретение
гражданства детей…………………………………
2.2. Гражданства
детей при усыновлении…………………………………………….
2.3. Гражданство
детей и недееспособных лиц, над которыми
установлены опека или попечительство…………………………………………
Заключение………..………………………………………
Список использованной
литературы……………..…………………………..…
Введение
В
современный период всё большее
значение приобретает проблема взаимоотношений
между государством и личностью:
к их числу относятся и вопросы
гражданства. С разрушением СССР
значительная часть советских граждан
напрямую столкнулась с проблемой своей
правовой связи с государством. Несомненно,
об этом свидетельствуют изменения, произошедшие
в правовом регулировании вопросов гражданства,
и, в особенности - законодательное закрепление
института двойного гражданства.
Гражданство
- это устойчивая правовая связь человека
с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей
и ответственности и основанная на признании
и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека и гражданина. С гражданством
связаны самые существенные последствия
для человека: объём его прав, свобод, обязанностей.
Гражданство - это первый и основополагающий
элемент правового статуса личности. Правовой
статус человека и гражданина, главное
содержание которого составляют права
и обязанности, закрепляется всеми без
исключения отраслями российского права,
однако ведущая роль принадлежит конституционному
праву, устанавливающему основы правового
статуса человека и гражданина. Особый
характер основ правового статуса человека
и гражданина состоит в том, что они включают
в себя наиболее значимые права, свободы
и обязанности, имеющие особую ценность,
как для человека, так и для государства.
Гражданство достаточно сложная научная
категория, неразрывно связанная с правовым
статусом человека, охватывающая весь
спектр взаимоотношений лица с государством
и обществом. Взаимосвязь эта проявляется
в невозможности нормального существования
каждой из названных категорий по отдельности.
Государство существует для того, чтобы
обеспечивать реализацию интересов человека,
защищать его права и свободы, в то же время
для обеспечения исполнения своих функций
государство требует неукоснительного
соблюдения установленных правил поведения
и исполнения обязанностей. Юридически
данная взаимосвязь человека и государства
оформляется гражданством или подданством.
Обладание гражданством для человека
служит гарантией полного распространения
на него юрисдикции данного государства,
обеспечение возможности реализации им
своих прав и законных интересов, а также
защиты остальных граждан от неправомерных
действий какого-либо лица. Таким образом,
институт гражданства выполняет двоякую
социальную функцию, являясь средством
и способом защиты прав человека, он вместе
с тем выступает институтом защиты интересов
государства.
В
настоящее время правовые нормы, регламентирующие
институт гражданства РФ, претерпевают
значительные изменения. 31 мая 2002 г. был
принят новый ФЗ "О гражданстве РФ",
вступивший в силу с 1 июля 2002г., однако,
следует заметить, что некоторые статьи
старого закона «О гражданстве», определяющие
более "льготный" по сравнению с действующим
законом порядок приобретения или прекращения
гражданства РФ, продолжают действовать
в отношении заявлений и ходатайств по
вопросам гражданства, поданных до вступления
в силу действующего закона.
Перед Российской Федерацией стоят сложные
задачи, связанные с развитием законодательства
о гражданстве. Исходя из неразрывной
связи суверенитета государства и института
гражданства, Российская Федерация характеризуется
единым гражданством на всей своей территории,
а обладание им для лиц, проживающих на
её территории, является гарантией распространения
на них в полном объёме всего комплекса
прав, свобод и обязанностей, предусмотренных
законодательством.
Кроме
того, при рассмотрения основного вопроса
курсовой работы необходимо учитывать
и те обстоятельства, что конституционные
права человека и гражданина - не одно
и то же. Эти две категории прав обычно
упоминаются вместе, однако их содержание
не тождественно. Права человека проистекают
из естественного права, а права гражданина
- из позитивного, хотя и те и другие носят
неотъемлемый характер. Права человека
являются исходными, они присущи всем
людям от рождения независимо от того,
являются они гражданами государства,
в котором живут, или нет, а права гражданина
включают в себя те права, которые закрепляются
за лицом только в силу его принадлежности
к государству (гражданство). Таким образом,
каждый гражданин обладает всем комплексом
прав, относящихся к общепризнанным правам
человека плюс всеми правами гражданина,
признаваемыми в данном государстве. В
Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии
с настоящей Конституцией.
При рассмотрении вопроса обязанностях
нельзя не отметить, что реализация всех
прав и свобод и соблюдение обязанностей
в полной мере возможны лишь при наличии
настоящего демократического правового
государства. В настоящее время Россия,
вставшая на путь демократизации всех
сфер жизни общества всё больше приобретёт
черты правого демократического государства,
каждый гражданин в отдельности призван
содействовать этому, для этого, прежде
всего надо знать свои права и обязанности
и действовать в соответствии с ними, то
есть необходимо повышать свою правовую
культуру. Актуальность данной темы исследования
заключается ещё и в том, что в настоящее
время вопрос о гражданстве очень актуален
по причине миграции населения из одних
стран в другие, в том числе и в Россию.
В то же время благодаря такому правовому
положению человека, как гражданство,
граждане обладают в отношении государства
определёнными правами и могут требовать
от него защиту своих прав. Особенно остро
стоит проблема гражданства в период войны
на определенных с Россией территориях,
так как в Россию начинают прибывать тысячи
беженцев, которым по закону предоставляется
упрощённый порядок приобретения Российского
гражданства. Это относится и к детям.
Кроме того, в настоящее время актуальны
браки между российскими гражданами с
гражданами иностранных государств, что
с неизбежностью приводит к необходимости
решения вопроса о гражданстве детей,
которые появятся от такого брака, либо
уже имеются при вступлении в брак. Также
наблюдается тенденция к увеличению числа
усыновлений (удочерений) российских детей
иностранными гражданами, что тоже приводит
к необходимости определения гражданства.
На основании вышеприведённых аргументов,
руководствуясь темой курсовой работы,
возможно, определить цель исследования
- это изучение и анализ основных конституционных
условий возникновения и сущностного
содержания обязанностей человека и гражданина
РФ, проведение полновесного анализа и
классификации обязанностей гражданина
и человека.
Исходя из обозначенной цели, ставятся
следующие задачи курсовой работы:
I. Общие положения по гражданству
1.1 Общее понятие гражданства
В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления всё ещё встречается термин ««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.
Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской теории и практике широко также распространён термин «national », который буквально может быть переведён как «лицо, обладающее определённой национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объёме. Коренное население колоний обычно относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (nationals, ressortissants и т. д.). Крах колониализма привёл к изменению первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.
Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.
В самом общем виде гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Родившись,
человек обычно становится гражданином.
Это значит, что на него распространяется
суверенитет государства, а он приобретает
определённые права и обязанности.
Значимость проблемы гражданства определяется
тем, что гражданство непосредственно
связано с важнейшей основой конституционного
строя - приоритетом интересов личности.
"Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
обязанность государства" (ст. 2 Конституции
РФ).
Отношения,
связанные с гражданством республик Российской
Федерации, регламентируются в их Конституциях
и соответствующих законодательных актах.
Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6)1.
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, которое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определённым объёмом прав и обязанностей (ответственности).
Но связи могут быть фактические и правовые. Гражданство - это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в гражданстве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдельный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридические действия. Это, во-вторых.
В-третьих, по своему характеру гражданство - это устойчивая правовая связь. А это значит, что гражданство существует постоянно. Оно не подвержено воздействию никакого автоматизма.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 15), записано2:
«1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Соответствующие этому положению нормы получили закрепление в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ.
В-четвертых, по своему юридическому содержанию гражданство представляет собой совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
В-пятых, гражданство — это такая устойчивая правовая связь человека с государством, которая имеет определённую нравственную отражённость; она основана на признании и уважении достоинства человека.
Достоинство — это такое свойство сознания, которое характеризует особое отношение человека к самому себе, а также со стороны других, общества, в котором признаётся ценность человека. С одной стороны, гражданство предполагает, чтобы в человеке достаточно хорошо были развиты самосознание и самоконтроль, известная требовательность лица к самому себе. Человек не должен совершать поступков, роняющих, порочащих его достоинство, и вместе с тем он вправе требовать того же и от других. С другой стороны, гражданство требует, чтобы государство, а также общество, проявляли уважение к человеку, признавали за ним определённые права и обязанности.
Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.3
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах.
Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Если
исходить из гуманистических и
По общему правилу, в России не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Только в порядке исключения они могут быть ограничены, но лишь на основе федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина, защиты конституционного строя. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, но в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ст. 88) правом введения чрезвычайного положения наделила Президента. Однако ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.