Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Задачи, которые при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией……………………...5
Нормативная база ТЭК………………………………………………………....5
1.2. Договор энергоснабжения………………………………………………………9
Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и мощности………..14
Договоры, заключаемые на розничном рынке электроэнергии……………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему энергетика.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра гражданского права

 

 

Реферат

На тему: «Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики»

 

 

 

Выполнил:

Студент группы

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Краснодар – 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3

  1. Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией……………………...5
    1. Нормативная база ТЭК………………………………………………………....5

1.2.           Договор энергоснабжения………………………………………………………9

  1. Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и мощности………..14
  2. Договоры, заключаемые на розничном рынке электроэнергии……………………26

Заключение……………………………………………………………………………………..34

Список использованной литературы………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значимость  эффективного правового регулирования  электроэнергетики трудно переоценить. Стратегическое значение данной отрасли  проявляется в том, что она  является основой функционирования экономики страны и жизнеобеспечения граждан. Одновременно электроэнергетика - это промышленная отрасль и интегрирующая подсистема всего топливно-энергетического комплекса, особая роль которой в промышленности состоит в том, что от ее функционирования во многом зависит развитие других отраслей промышленности Российской Федерации, в их числе металлургическая промышленность, машиностроение и др.

Одним из результатов  проводимой в отрасли реформы  стало расширение сферы применения договорного регулирования. Данная особенность новой системы электроэнергетики может рассматриваться как закономерный результат политики, направленной на либерализацию отношений в отрасли. Основными принципами формирования этих отношений являются принципы свободы экономической деятельности, конкуренции и взаимодействия субъектов отрасли на рыночных началах. Указанные принципы нашли отражение в ряде законодательных актов, принятых за период реформирования электроэнергетики и составивших правовую базу реформы. Содержание данных принципов свидетельствует о том, что главным регулятором отношений субъектов отрасли становится гражданско-правовой договор.

Но возможности  договорного взаимодействия субъектов  электроэнергетики зачастую ограничиваются императивными предписаниями законодательства, что обусловливается значительной спецификой отношений в отрасли. Вместе с тем представляется, что эффективное функционирование электроэнергетики основывается на сочетании административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования. Именно к такому выводу подводит анализ мировой практики реформирования электроэнергетики. Нахождение конкретного баланса и определение сфер применения данных методов в рамках отрасли являются важнейшими составляющими проблемы определения оптимальной модели отношений в электроэнергетике.

Важной особенностью современного состояния отрасли является значительное усложнение отношений и появление в ней большого числа новых субъектов. Необходимость регулирования данных отношений привела к законодательному закреплению достаточно большого новых договоров, применение каждого из которых имеет свои особенности.

Расширение  сферы договорного регулирования, установление конкурентной среды в  электроэнергетике неизбежно приводят к необходимости решения вопроса  об оптимальной структуре договорных связей на рынках электроэнергии, которая во многом зависит от особенностей ее законодательного регулирования.

Создание новой  законодательной базы, предназначенной  для регулирования отношений  в электроэнергетике, позволяет  оценить основные черты, которыми характеризуется  структура договорных связей в модели оптового и розничных рынков. В связи с этим целью настоящей работы является анализ системы договорных обязательств, существующих в настоящее время в электроэнергетике.

Задачи, которые  при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией
    1. Нормативная база ТЭК

Начавшийся  в 1992 г. переход России к рыночной экономике при одновременном  переходе от унитарного к федеративному  государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России.

Первым нормативным  правовым документом, в котором была предложена структурная реформа  электроэнергетики, явился Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественной монополии»1.

Развитие в  России федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии  и мощности на основе конкуренции  требовало внесения серьезных изменений  в сферу естественной монополии в электроэнергетике.

Статус Российского  открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее - РАО «ЕЭС России») как «холдинговой компании, которая контролировала электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и АО «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России» неизбежно создавал внутренние противоречия ее интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике»2.

Еще один конфликт интересов возникал при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», «имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки между всеми производителями, работающими на этом рынке. Недискриминационный характер выполнения операторских функций и повышения доверия участников оптового рынка к механизмам его функционирования требовали разделения функций владельца генерирующих мощностей и оператора оптового рынка»3.

Кроме того, в  долгосрочном плане РАО «ЕЭС России»  объективно не было заинтересовано в  появлении на оптовом рынке новых  генерирующих мощностей конкурирующих  компаний, поскольку выход на оптовый  рынок новых, более эффективных электростанций мог бы вытеснить мощности РАО «ЕЭС России», и тем самым снижать ее доходы.

Основополагающим  нормативным правовым документом, в  котором было предусмотрено поэтапное  реформирование электроэнергетики  России, явилось Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики в Российской Федерации». Этим документом были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации4.

В процессе либерализации  электроэнергетики должны были решаться следующие первоочередные задачи:

1) создание конкурентных  рынков электроэнергии;

2) уменьшение  доли государственного регулирования  в управлении электроэнергетикой;

3) разграничение  монопольных и потенциально конкурентных  видов деятельности в электроэнергетике;

4) ликвидация  перекрестного субсидирования.

Для проведения структурных преобразований в электроэнергетике  России был принят целый ряд нормативных  правовых актов, регулирующих поэтапное  реформирование всей отрасли.

Базовыми нормативными правовыми документами, заложившими основы реформирования и дальнейшего развития электроэнергетики России, стали Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»5 (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»6 (далее – ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»), в котором отражена специфика переходного периода реформирования отрасли.

С целью создания правовых условий реформирования электроэнергетики России законодателем были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ7, Федеральные Законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»8, от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»9, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[10], от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»[11], от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12], от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении»[13].

«Важным звеном всей реформы электроэнергетики  стала реорганизация РАО «ЕЭС России» - вертикально интегрированной  компании, в уставном капитале которой  были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций»10.

Основным направлением реформирования стало отделение потенциально конкурентных видов деятельности (таких как генерация электрической энергии, ее сбыт) от естественно-монопольных видов, к которым отнесены передача электрической энергии по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

Новым законодательством была заложена реформа системы договоров в электроэнергетике. «На формирование новой системы договоров влияли такие обстоятельства, как:

- усложнение  договорных связей вследствие  появления новых субъектов;

- договоры должны  соответствовать отношениям, которые формируются в отрасли (производство электрической энергии, ее передача и сбыт);

- появление  новых видов договоров и возможность выбора договора»11.

«Участникам рынка  было предоставлено право заключать  договоры, ранее не известные гражданскому законодательству России»12. Речь идет о таких договорах, как:

- договор о  присоединении к торговой системе  оптового рынка электрической  энергии;

- двусторонний  договор купли-продажи электрической  энергии;

- договор купли-продажи  электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии;

- договоры купли-продажи,  а также поставки электрической  энергии на розничных рынках;

- договор купли-продажи  электрической энергии у гарантирующего  поставщика;

- договор об оказании услуг по передаче электрической энергии;

-договор об  осуществлении технологического  присоединения энергопринимающего  устройства (энергетической установки)  к электрической сети;

- договор об  оказании услуг по оперативно-диспетчерскому  управлению и некоторых др.

1.2. Договор  энергоснабжения

«С введением  в действие новой системы договорного  регулирования в сфере электроэнергетики… особенно остро встал вопрос о  месте и роли договора энергоснабжения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что область его применения должна постепенно сокращаться за счет применения новых видов обязательств - например, договоров купли-продажи, поставки, оказания услуг и т.п.»13. С практической точки зрения такой подход полностью соответствует концепции законодателя, так как в связи с принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ»14 к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. В свою очередь, согласно п. 4 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения, при этом не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Из этого  следует, что «правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются  к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Таким образом, законодатель придал правилам Гражданского кодекса субсидиарный характер»15.

Информация о работе Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики