Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 21:25, курсовая работа
Проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в условиях формирования правового государства в нашей стране, выступает на первый план. Данные положения закреплены в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.1
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда…………………………………………….4
2. Основания привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда……....................................................................11
3. Порядок и объем возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
Министерство образования и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный
университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского
права и процесса
Тема: «Особенности
привлечения к ответственности
органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда в
деликтных обязательствах»
Введение…………………………………………………………
1. Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда…………………………………………….4
2.
Основания привлечения к гражданско-правовой
ответственности за вред, причиненный
незаконными действиями органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры
и суда……........................
3. Порядок
и объем возмещения вреда, причиненного
органами дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда в деликтных
обязательствах…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в условиях формирования правового государства в нашей стране, выступает на первый план. Данные положения закреплены в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.1
В случае, когда «…наступившие отрицательные последствия явились следствием государственно-публичной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и возместить причиненный ущерб.»2
Наше государство приняло на себя такую ответственность, провозгласив право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Возмещение вреда гражданам, которые подверглись незаконному уголовному преследованию, является не единственным случаем, когда вред возмещается государством. Незаконные действия правоохранительных органов и суда при производстве по уголовным делам, при осуществлении
правосудия, к сожалению, не стали исключением.
__________
1
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№237). – Ст. 2.
2
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 101.
Актуальность нашего исследования выражается в той роли, которую играет институт ответственности за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда в современном обществе и организации и деятельности указанных органов. Выявляются факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, осуждения. Значимость исследуемой проблемы выражается также во множестве оправдательных приговоров судов и решений различного рода компетентных органов о прекращении производства по уголовным делам в связи с реабилитационными обстоятельствами.
Целью нашей работы является изучение особенностей, проблемных вопросов привлечения к гражданско-правовой ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда за вред, причиненный их незаконными действиями гражданам и юридическим лицам.
Задачами, которые мы раскроем в нашей
работе являются:1) Определение круга субъектов
правоотношений по возмещению вреда, причиненного
актами правоохранительных органов; 2)
Исследование оснований, являющихся условиями
привлечения к гражданско-правовой ответственности
за вред, причиненный незаконными действиями
органов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда; 3) Раскрытие порядка
привлечения к ответственности за вред,
причиненный органами дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда в деликтных
обязательствах.
1 Субъекты правоотношений
по возмещению вреда,
причиненного актами
правоохранительных
органов и суда.
Субъектами обязательств из причинения вреда гражданам и юридическим лицам при осуществлении должностными лицами властной деятельности выступают реальные участники правовых отношений, которые в юридической литературе классифицируются на три категории:
а) фактический причинитель вреда;
б) управомоченный на возмещение вреда (потерпевший);
в) лицо, на которое может быть возложена ответственность по возмещению вреда.3
Фактическими причинителями вреда в случаях, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ4, являются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.
Термин «должностное лицо»
Можно сказать, что к
Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, обычно действуют от имени Российской
___________
3
Азаров В.А., Супрун С.В. Охрана
имущественных интересов
4
Гражданский кодекс Российской Федерации:
часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ
(с измен. от 19 октября 2011 N 284-ФЗ) //Российская
газета. – 1996 г. – 6 февраля (№ 23).
Федерации и на основании федеральных законов. Поэтому имущественную
ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Российская Федерация. В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.5
Характерной особенностью возмещения вреда, причиненного государственными органами, является несовпадение лиц, причинивших вред имуществу либо личности гражданина, и лиц, возмещающих причиненный вред. Данное обстоятельство можно условно обозначить "динамизмом" (стадийностью) обязательств по возмещению вреда, причиненного органами государственной власти. Первая стадия характеризуется причинением вреда личности и имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов. В рамках второй стадии вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, государством либо муниципальным образованием в лице соответствующих финансовых органов.
По поводу возложения ответственности за незаконные действия должностных лиц на государство в юридической науке существуют различные мнения. Например, М.Ф. Полякова обосновала ответственность государства тем, что:
«…а) государство делегировало судебно-следственным органам полномочия по применению мер принуждения;
б)
ошибка, допущенная на предварительном
следствии и закрепленная
___________
5
Сайт: http://www.bibliofond.ru.
органов;
в)
судебно-следственные органы
г)
конфискованное имущество,
По мнению В.М. Деревяго, гражданско-правовые отношения по возмещению вреда, причиненного судебно-следственными органами, возникают и развиваются, во-первых, на основе уголовных правоотношений,
т.е. они возникают в результате уголовного преследования невиновного. Во-вторых, возложения ответственности на государство требуют и общие положения гражданского законодательства, в частности ст. 126 ГК, которая говорит о том, что государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам государства. А так как именно государство, а не государственные организации осуществляет уголовное преследование, вполне закономерным и оправданным с точки зрения внутренней согласованности права является возложение ответственности за незаконные действия должностных лиц судебно-следственных органов на государство. В-третьих, возложение ответственности на государство является самой лучшей социальной и юридической гарантией возмещения понесенного гражданами ущерба.7
Кроме того, установление правового
режима, при котором вред возмещается
за счет казны, существенно
повышает эффективность
____________
6
Полякова М.Ф. Имущественные