Политические права и свобода граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
Определить понятие, принципы политических прав и свобод граждан;
Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
Описать гарантии реализации политических прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС !.docx

— 56.98 Кб (Скачать файл)

Конституционное право

 

Введение

Институт прав и свобод является центральным в конституционном  праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола  государственной власти. Это —  сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого  института является учение о свободе  как о естественном состоянии  человека и высшей ценности после  самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого  общества, но потребовались века для  того, чтобы сложились ясные представления  о содержании свободы и ее соотношении  с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового  понимания свободы.

В Декларации независимости  США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти документы, действующие  в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех  странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское  общество), были достигнуты большие  успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается  философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей многогранности и  сложной детерминированности современное  конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

1. Все люди свободны  от рождения, и никто не вправе  отчуждать их естественные права.  Обеспечение и охрана этих  прав — главное назначение  государства.

2. Свобода состоит в  возможности делать все, что  не приносит вреда другому  человеку. Свобода человека, следовательно,  не может быть абсолютной, она  ограничена таким же состоянием  других людей. Равенство возможностей  для всех – основа свободы.

3. Границы свободы могут  быть определены только законом,  который есть мера свободы.  Свобода и правопорядок не  антагонисты, если закон демократический.  Следовательно, все, что не  запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного  определяется через права человека. Закрепление прав необходимо  для того, чтобы помочь человеку  осознать свои возможности, но  ни один набор прав не исчерпывает  содержания свободы.

5. Ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать  общему благосостоянию в демократическом  обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

  1. Определить понятие, принципы политических прав и свобод граждан;
  2. Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
  3. Описать гарантии реализации политических прав и свобод.

 

Глава I. Понятие  принципы политических прав и свобод

Конституционные права и  свободы составляют ядро правового  статуса личности и лежат в  основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция  лишь устанавливает принципы, на которых  должно строиться текущее законодательство. 

Только конституционные  права и свободы обладают неперсонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом  не конкретного человека, а распространяются на всех, отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики  и т.д.).

Характерной особенностью конституционных  прав и свобод также является и  то, что они равны и едины  для всех без исключения. Так возникновение  основных прав и свобод  граждан  связано с принадлежностью к  гражданству Российской Федерации, в связи   с чем не приобретаются  и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина  и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

Конституционные права и  свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права  и свободы, принадлежащие ему  от рождения (в надлежащих случаях  в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового  статуса личности и получающие высшую юридическую силу. 

Перечисление в Конституции  Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное  обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации  предусматривается возможность  ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено  в целях защиты  конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан.

 

1.1 Классификация основных прав  и свобод

Права и свободы традиционно  делятся в науке на три группы:

1.  Личные;

2.  Политические;

3.  Экономические, социальные  и культурные.

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности  прав и свобод каждой группы. В Конституции  России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении  заметна группировка прав по указанным  основаниям. Данная классификация в  достаточной мере условна, поскольку  отдельные права по своему характеру  могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к  личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы  и взаимосвязаны, так что любая  их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические  права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

Теперь подробнее рассмотрим понятие и принципы политических прав и свобод гражданина.

 

1.2 Определение политических прав  и свобод

Под политическими правами  и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно  политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни  и осуществление государственной  власти. К числу данной категории  прав относятся: право на свободу  мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу  искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право  на участие в ведении государственных  дел как непосредственно, так  и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

Политические права  и  свободы отражают возможность участвовать  в политической жизни и осуществлении  государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать  многие из так называемых  личных  прав  в числе прав гражданских  и политических – например, право  на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение  информации (ст. 29). В  качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную  группу, думается, целесообразно рассматривать  такое понятие как «гражданство». Кроме того, нужно отметить, что, несмотря на естественность и неотчуждаемость  этих прав, в полном объеме они могут  быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также  отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так,  депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ),  для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии  и выступают как средство контроля за властью. В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что  единственным источником власти  и  носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая  основа конституционного строя, реализующаяся  только через политические права  каждого гражданина, которые в  полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Переходя непосредственно  к определению круга политических прав и свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода  мысли и слова), связанную как  с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды  и убеждения.  Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что  человек вправе передавать, распространять и производить информацию  любым  законным способом. Злоупотребления  свободой передачи информации могут  нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного  согласия.

Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и  свобод человека и гражданина, гарантируемых  Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Располагаются они  в главе 2 Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право  касается определенной области жизни  гражданина, чем и вызвана необходимость  классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы по важнейшим  сферам жизнедеятельности гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные (гражданские, частные), социальные, экономические, культурные (духовные) и политические. Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

 

 

Глава II.  Виды и содержание политических прав и  свобод

Политические права и  свободы могут быть реализованы  человеком как индивидуально, так  и через объединение с другими  людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в  государственные органы или право  доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл  только как коллективные, и закон  регламентирует их именно в таком  качестве.

 

2.1 Свобода печати и информации

Без всякого преувеличения  можно сказать, что свобода печати и информации - коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового  государства. Информированность общества и каждого человека — залог  экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы  печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого  человека искать и получать информацию. Это означает, что государство  в лице любых его органов, а  также и общественные организации  обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность  за ее достоверность, для чего создать  свою газету, использовать государственный  или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией  и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.

Особое значение принадлежит  массовой информации, которая реализуется  через информационные агентства  и различные средства (СМИ) — газеты, журналы и т. д. Ответственная  роль и опасность злоупотреблений  свободой информации заставляют демократические  государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.

Конституция гарантирует  свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым  лицом (включая лиц без гражданства  и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них  любой информации, не затрагивающей  государственную тайну. Независимое  телевидение и пресса не обязаны  согласовывать свои материалы с  каким-либо государственным органом (например, с Государственным комитетом  РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения  с международными информационными  агентствами, направлять за рубеж собственных  корреспондентов. Согласно Конституции  цензура (этот страшный бич прошлых  лет) запрещается.

 

2.2 Право на объединение

Для осуществления жизненных  целей и реализации прав часто  необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность  гражданского общества к самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем  без вмешательства государственной  власти.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы  обеспечить возможность участия  каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Информация о работе Политические права и свобода граждан в Российской Федерации