Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:29, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса, как одной из функций государства. Проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Законотворчество – основная функция парламента.........................5
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса.................................5
1.2. Субъекты законодательного процесса.........................................................9
Глава 2. Стадии законодательного процесса....................................................13
2.1. Законодательная инициатива и рассмотрение законопроекта………..13
2.2. Принятие и опубликование законов……………………………………..17
Заключение............................................................................................................26
Список использованной литературы..................................................................28
Содержание
Введение......................
Глава 1. Законотворчество –
основная функция парламента....................
1.1. Понятие и содержание
законодательного процесса.....
1.2. Субъекты законодательного
процесса......................
Глава 2. Стадии законодательного
процесса......................
2.1. Законодательная инициатива
и рассмотрение законопроекта……
2.2. Принятие и опубликование законов……………………………………..17
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.
В своей многогранной деятельности государство должно действовать не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно – правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт:
- принимается только палатами
Федерального Собрания и
- содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;
- обязателен для исполнения
всеми государственными
- имеет прямое действие на всей территории РФ;
- является юридической базой
деятельности всех
В соответствии с Конституцией РФ 1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса, как одной из функций государства. Проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
Глава 1. Законодательный процесс: понятие, содержание, субъекты
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса
Законодательный процесс - это определенный порядок проектов законов вплоть до их принятия и вступления в законную силу2. Его основы закреплены в Конституции РФ.
Разработка и принятия закона представляет собой многоступенчатую процедуру, которая подразделяется на ряд стадий.
Закон считается принятым и вступившим в законную силу, когда он внесен, рассмотрен, принят, подписан и опубликован согласно определенным в Конституции РФ порядком.
Несоблюдение порядка прохождения законопроекта лишает принятый акт законной силы.
В связи с этим Конституция России и Регламенты палат подробно, основательно регулируют законодательный процесс.
Прения и разногласия относительно расплывчатости определенных формулировок таких актов привели к рассмотрению надлежащих вопросов рассматриваемого нами процесса Конституционным Судом РФ.
Согласно общепризнанному мнению Конституция России содержит нечеткое представление "принятия" федеральных законов. Она определяет, что принимаются данные законы Государственной Думой3.
Тем самым давая понять, что законодательный процесс завершен.
На деле же Государственная Дума лишь утверждает законопроект и передает исключительно в данном качестве в Совет Федерации, который в свою очередь одобряет либо не одобряет его и лишь после подписания и опубликования законопроекта Президентом РФ он считается вступившим в законную силу.
Все же данное представление процесса превращения законопроекта в закон в российской конституционной системе нет.
По этой причине приходится использовать терминологию закрепленной в нашей Конституции.
Конституционный Суд разрешил данный пробел: он указал в одном из своем решении, что понятие "принятый федеральный закон", находящийся в ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, касается результата законотворческой деятельности обеих палат, а значит, отличается от понятия "принятый Государственной Думой Федеральный закон".
Такое несоответствие в содержании данных понятий выражает особенность каждой стадии законодательного процесса.
В нашей стране существуют следующие стадии законодательного процесса:
1. законодательная инициатива;
2. обсуждение проекта;
3. принятие закона;
4. опубликование (промульгация) закона4.
Обычно эти стадии, процедуры закреплены в законодательстве соответствующих государств, прежде всего в Конституциях и регламентах палат парламентов.
В литературе вопрос о количестве стадий законодательного процесса остается предметом дискуссий.
Свойственные черты данного процесса в России: последующее упрочнение демократических основ возникновение правовых норм; гласность; профессионализм; учет социального мнения; усиление внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений; обширное вовлечение научной общественности к их обсуждению и выработке5.
В последнее время у Федерального Собрания РФ немалый интерес вызывает правовая форма принимаемых законодательных актов, их компактности, простоте и правильности.
Наиболее конкретно и однообразно устанавливается структура закона, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Прослеживается тенденция принятия новой редакции законов, которые не соответствуют изменившимся условиям, вместо многократного внесения в них массовых изменений и дополнений.
При этом важнейшие изменения, идущие в обществе, предъявляют повышенные требования касательно законодательной технике.
Известно, что рентабельность действия спешно подготовленных и приятых нормативных актов без строгого следования юридической форме заметно сводит к минимуму и вместе с тем - они способны вызывать серьезные разногласия во всей системе российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм6.
Согласно А.С. Пиголкину, законодательная техника - это система сформированных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил оформления наиболее совершенных и целесообразных по структуре и форме законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, допустимость и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства.
Итак, законодательный процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти, как правило закрепленных в конституции и регламенте надлежащего представительного органа.
1.2. Субъекты законодательного процесса
Принятие участия субъектов законодательного процесса основано на их правах либо обязанностях.
Надлежащим правом, закрепленным в законодательных актах, в частности, следуют все субъекты права законодательной инициативы, иными словами, участники законодательного процесса, которые могут поднимать перед законодательным органом вопросов об издании нового закона.
Субъективное право инициатора заключается в том, что он непосредственен в выборе времени для осуществления собственном инициативе. Он вправе как воспользоваться данным правом, так и воздержаться от этого.
Исключительно наличие объективной заинтересованности в разрешению любой социальной задачи правовыми средствами, совместно с субъективной заинтересованности инициатора к данному предмету, создает решение субъекта права законодательной инициативы применять данное право.
Помимо этого, существуют и другие субъекты рассматриваемого нами процесса, чье участие в законодательной деятельности непосредственно обуславливается самостоятельностью выбора своего поведения (его вида и меры)7.
В частности, граждане, решая участвовать либо не участвовать в референдуме - всенародном голосовании, с помощью которого принимается государственное решение, отталкиваются от права, которое установлено в конституциях и иных законах.
Как правило, в референдуме могут принимать участие граждане, которые обладают активным избирательным правом.
Государственные органы и должностные лица могут стать субъектами законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. В частности, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы и федеральные законы относительно вопросов, определенных в ст. 106 Конституции8.
При принятии иных федеральных законов вне зависимости принял ли Совет Федерации на самом деле закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, данный орган является участником законодательного процесса согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.
Принятие правовых поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения, а следовательно и участия законодательных органов не менее чем 2/3 субъектов РФ9. Разработка проекта новой Конституции РФ возложена на Конституционное Собрание10.
Комитеты, комиссии парламентов участвуют в рассматриваемом нами процессе но основании конституции и регламентов. И может быть поручена работа над законопроектами, которые регламентируют отношения в конкретных областях как государственной, так и общественной жизни, иными словами, они могут специализироваться на тех либо других отраслях права, или через них проходят все законопроекты.
Центральная комиссия референдума РФ принимает участие в законодательном процессе на основании ФЗ "О референдуме РФ", предоставляя проведение всенародного голосования в России
Часть субъектов законодательного процесса обязаны соответствовать индивидуальным требованиям касательно их численности:
1. предложение о пересмотре положений гл. 1,2,9 Конституции РФ должно быть поддержано во время голосования группой численностью не меньше 3-5 от единого числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
2. российские граждане
могут получить статус
Все субъекты могут быть разделены на группы:
1. в обязательном порядке
принимающие участие в
Это те, чье участие в рассматриваемом нами процессе вызвано их компетенцией, значимостью, которые они имеют в жизни государства: Парламент (его депутаты), комиссии, комитеты, глава государства, равно как другие органы, на прямую связаны с движением закона от осуществления права законодательной инициативы до издания.
Такие лица и органы всегда принимают участие в законодательном процессе, т.к. это связано с их обязанностями.
Реализация возложенных обязанностей не исключая того, что в этом процессе они могут осуществить данные им права.
В частности, депутат Государственной Думы в нашей стране после реализации права законодательной инициативы участвует в работе комитета и принимает участие в голосовании.
2. принимающие участие в законодательном процессе в силу особенности определенного законодательного акта.
К данной группе относятся те, чье участие в составлении закона связано с особенностью определенного законодательного процесса.
Последняя может быть порождена видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), ценностью общественных отношений, которые подлежат регулированию (в частности, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона, спецификами сферы деятельности общества и государства (осуществление законодательной инициативы высшими судебными органами относительно вопросов их ведения)12.
Все субъекты законодательного процесса:
1. принимают участие в данном процессе в силу своих полномочий, определенных, чаще всего, конституциями и принятыми на основании ее другие законы;
2. свершаются в рамках законодательного процесса действия, всегда взаимообусловленные, взаимосвязанные исполнением иными субъектами процесса возложенных на них полномочий, иными словами, действия, которые проделаны субъектами, в полной мере принимают закономерную оправданность, рациональность и важность исключительно при завершении всего процесса;