Цели, задачи и функции государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:13, реферат

Краткое описание

Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционированияФедеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ - Справочная система Гарант. - С.3..
1) Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «Т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 29.42 Кб (Скачать файл)

Цели, задачи и функции государственной службы

Государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу.

Федеральным законом от 27 мая 2003г. установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба подразделялась только по уровням - на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2004г., она подразделяется на три вида - гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Наряду с федеральной государственной службой в России складывается государственная гражданская служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.

Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционированияФедеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ - Справочная система Гарант. - С.3..

1) Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «Т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба.

Учитывая наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной службы, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федераций находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, а её организация - в ведении субъекта Федерации.

2) Принцип законности означает, что исполнительные органы и  должностные лица при осуществлении  своих задач и функций обязаны  строго соблюдать законы и  иные нормативные акты о государственной  службе. Принцип законности отражает  требования ст. 4 Конституции о  том, что Конституция страны и  федеральные законы имеют верховенство  на всей территории РФ, а все  остальные нормативно правовые  акты, в том числе по вопросам  государственной службы, должны  соответствовать Конституции. Нельзя  допускать такого явления, когда  субъекты Федерации отдают предпочтение  своим правовым актам, в том  числе по вопросам государственной  гражданской службы, по сравнению  с актами федеральными. Понимание  и применение всех правовых  актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно  должно влечь ответственность  виновных лиц.

3) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.

4) Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

5) Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.

6) Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

7) Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы.

В современном законодательстве РФ государственная служба - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актахФедеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). - Справочная система Гарант. - С.1..В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1) государственная служба  представляет собой профессиональную  деятельность, то есть деятельность, являющуюся для государственного  служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением  им в качестве основного вида  деятельности специальных полномочий;

2) в рамках осуществляемой  деятельности происходит реализация  компетенции государственных органов. Эта деятельность направлена  на обеспечение функционирования  государственных органов;

3) такая деятельность представляет  собой исполнение должностных  обязанностей, то есть в данном  случае очевиден личностный аспект  понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат  негосударственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

В соответствии с действующим законодательством государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

- федерализм, обеспечивающий единство  системы государственной службы  и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

- законность;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к  государственной службе;

- единство правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающее  законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной  службы;

- взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы;

-открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность  государственных служащих;

- защита государственных служащих  от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических  лиц.

 

Составными элементами системы государственной службы являются: цели, задачи и функции государственной службы. Цели и задачи государственной службы обуславливают раскрытия системно-функционального аспекта государственной службы как системы.

Функции государственной службы - это основные направления деятельности государственной службы по её кадрового, нормативно-правового и научного обеспечения, а также обеспечение реализации общих направлений политики в сфере государственной службы. Функции государственной службы обусловлены объективными закономерностями. Содержание каждой функции определяется целями, которые стоят перед государством и государственным управлением, и спецификой объекта государственного управления, особенностями государственно-служебных полномочий, сферы деятельности и должностных обязанностей государственных служащих и т.д.Относительно функций государственной службы следует отметить, что она решает задачи государства, выполняет ее функции и функции органов государственной власти. Итак, государственная служба с функциональной точки зрения представляет собой определенное целенаправленное действие субъекта государственно-служебных отношений в целях упорядочения организации и практической деятельности системы органов государственной власти. Это деяние имеет ярко выраженный управленческий характер.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала органов государственной власти. Это делается для того, чтобы персонал и организационные средства, необходимые для решения задач государственного управления, отвечали бы целям и задачам государства и были бы в ее распоряжении. В случае такого подхода к исследованию государственной службы целесообразно выделять внутри системы государственного управления такой институт, как государственная служба.

Государственная служба представляет собой важнейшую сферу государственно-управленческого деяния. Государственная служба, которая реализует на практике функции органов государственной власти и выполняет их задания, функционирует во всех отраслях. Поэтому анализ функций государственной службы позволяет оценить его роль и назначение в механизме государства, определить ее эффективность, полезность и значимость, учитывая то, что государственная служба является основным каналом реализации правоотношений, возникающих в процессе осуществления компетенции органов государственной власти, выполнение задач и полномочий государственных служащих.

Государственная служба в современном понимании сводится к осуществлению функций государственного управления, которое рассматривается в широком смысле, т.е. как управленческая деятельность всех органов в системе законодательной, исполнительной и судебной власти и органах местного самоуправления. При таком подходе деятельность как законодательных, так и исполнительных и судебных органов государственной власти подпадает под формулировку «управление государством». Иначе говоря, государственное управление в таком понимании характеризует всю деятельность государства, связанную с организующим влиянием со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Обычно эту деятельность осуществляют государственные служащие.

Рассматривая виды и классификацию функций государственной службы, целесообразно перечислить наиболее важные для современного этапа функции:- правотворчество, то есть разработка и принятие правовых актов, повышения качества нормотворческой деятельности органов государственной власти;

- организационная, то есть создание  системы государственной службы  и поддержание в ней порядка  и законности;

- развитие кадровой политики и  правового, экономического, социального, организационного и культурного  институтов государственной службы;

- регулировочные, то есть разработка  и реализация политики, направленной  на создание конкретных государственных  программ;

- регулирование хозяйственной жизни  в стране;

- управление предприятиями и учреждениями  государственного сектора;

- регулирование деятельности предприятий  негосударственного сектора;

- обеспечительно-восстановительная, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- принуждение, то есть применение  государством установленных в  законодательстве мер государственного  принуждения в строго определенных  ситуациях как необходимый элемент  демократического правового порядка;

Информация о работе Цели, задачи и функции государственной службы