Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Целью данной научной работы является изучение и анализ кредитования МСБ, возникающие при этом проблемы, а так же перспективы развития.
В силу поставленной цели намечены главные задачи:
Рассмотреть роль МСБ в развитии экономики государства;
ознакомиться с международным опытом поддержки МСБ, а так же в Казахстане;
проанализировать кредитование МСБ в Акмолинской области;
на основе анализа и изучения материала выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию кредитования МСБ.
Описание (детальная информация)
Введение
Развитие малого бизнеса в Казахстане является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства.
Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того, что малый и средний бизнес (далее МСБ) является одним из ключевых элементов в данном процессе.
Активная работа коммерческих банков в области кредитования является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся на протяжении длительного периода времени. С одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, и банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса, лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.
Для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако, более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации кредитных портфелей.
Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Казахстане.
Целью данной научной работы является изучение и анализ кредитования МСБ, возникающие при этом проблемы, а так же перспективы развития.
В силу поставленной цели намечены главные задачи:
Новизна научной работы заключается в выявлении и изучении проблем кредитования малого и среднего бизнеса, а также в работе предлагаются возможные пути решения данных проблем.
1 МСБ в
развитии экономики
1.1 Роль МСБ на современном этапе развития
В послании народу Республики Казахстан Президент отметил необходимость поддержки предпринимательской деятельности и стимулирования повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий.
Малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство, представляет самый многочисленный слой собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг. Сектор малого и среднего предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной, управленческой гибкостью, это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Понимание роли малого и среднего предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.
Малый и средний бизнес это:
1) бизнес, опирающийся на предприниматньскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения;
2) бизнес, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны велика:
- во-первых, он обеспечивает
необходимую мобильность в
- во-вторых, он способен
не только быстро заполнять
ниши, образующиеся в
- в-третьих, - создавать атмосферу конкуренции;
- в-четвертых, (и это, пожалуй, самое главное) он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать - надо получать средства к существованию, а значит, - быть лучше других, чтобы прибыль досталась именно им.
Малые и средние предприятия влияют на насыщенность рынка, определяют тенденцию к устойчивости цен, формируют среду конкуренции.
В рыночной экономике малый и средний бизнес не противостоит крупным компаниям, а взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; сокращению нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производства.
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Так, в США, предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют с собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменения структуры потребления.
В Германии, Канаде, Великобритании доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным явлением так же является участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии- 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% - в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение - международная торговля технологиями.
Деятельность МСБ связана с повышенным риском, но сулит высокую норму прибыли.
Таким образом, роль МСБ в формировании бюджета возрастает. Это подтверждается опытом развитых стран.
1.2 Государственная поддержка МСБ в РК
Одной из мер поддержки МСБ в Республике Казахстан является образование АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», образованного в 1997 году в целях стимулирования становления экономического роста субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан, повышения эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку предпринимательства.
Фонд «Даму»
является национальным
Фонд «Даму» предлагает широкий спектр продуктов и услуг для предпринимателей, а так же населения с предпринимательской инициативой: программа кредитования через банки второго уровня, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, обучение основам бизнеса, консультационная поддержка, распространение информационно - аналитических материалов.
На сегодняшний день осуществляется реализация следующих программ финансовой поддержки предпринимательства: Стабилизационная программа 1-3 транши, «Даму регионы 1,2» «Даму-Өндіріс», Программа развития МКО (микро-кредитных организаций) на 2008-2012 годы, Программа микрокредитования женского предпринимательства, Программа финансирования лизинговых сделок, Программа регионального финансирования субъектов МСП, Программа финансирования МСП в малых городах и другие.
Также Фонд
«Даму» является финансовым
Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее БВУ).
В Акмолинской области на 1 октября 2011 года по программам Фонда «Даму» через обусловленное размещение средств в БВУ поддержку получили 587 заемщиков на общую сумму порядка 27,4 млрд. тенге. Создано 3725 рабочих мест. Среди банков – партнеров наиболее активно работают АО «БТА Банк», АО «АТФ Банк», АО «Банк Центр Кредит» и АО «Нурбанк», которые в сумме выдали более 73% от общего объема средств по программам Фонда в регионе.
В отраслевом разрезе наиболее активно финансируются проекты торговли (30% средств), услуг (24%), сельского хозяйства (21%) и обрабатывающей промышленности (21%).
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (1-3 направления)
Данная программа была разработана в апреле 2010 года по поручению главы Государства и является одним из механизмов реализации ГПФИИР РК на 2010-2014 годы.
На сегодняшний день в «Дорожная карта бизнеса 2020» существует немало программ, нацеленных на развитие предпринимателей во всех направлениях. Это, в первую очередь, краткосрочные курсы «Бизнес-советник» для начинающих и действующих предпринимателей, ориентированных на повышение уровня знаний и навыков предпринимателей в области создания собственного бизнеса, эффективного ведения предпринимательской деятельности. В 2011 году на таких курсах обучились 777 человек.
Так же осуществляется Сервисная поддержка ведения собственного бизнеса. Функционируют пять компаний, предоставляющих бесплатные налоговые, бухгалтерские, маркетинговые и другие услуги для предпринимателей региона.
Существует программа «Обучение топ-менеджмента МСБ» - это обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса осуществляется на базе бизнес- школы АО « Назарбаев Университет» с привлечением иностранных обучающих центров.
Пристального внимания заслуживает проект «Деловые связи». Данный проект реализуется в два этапа. На первом этапе для руководителя высшего и среднего звена предприятий МСБ в городах Астана и Алматы проводятся бизнес-тренинги, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, написание бизнес-планов, поиск деловых партнеров за рубежом, развитие навыков установления деловых контактов с зарубежными предпринимателями. После завершения обучения участники защищают готовые бизнес-планы и получают сертификат. Для участия во втором этапе необходимо пройти конкурсный отбор с участием представителей международных и зарубежных организаций. После отбора участники имеют возможность пройти зарубежную бизнес-стажировку в Германии или США для установления деловых связей с иностранными партнерами.
В январе-феврале 2012 года четырехнедельную стажировку в Германии проходила группа участников из 18 человек из девяти регионов Казахстана. После чего в апреле-мае стажировку в Германии прошли еще 19 человек. Все бизнесмены являются участниками первого этапа обучения в 2011 году. Так же в мае-июне еще 10 казахстанских предпринимателей прошли стажировку в США по развитию бизнеса. Всего в 2012 году по проекту «Деловые связи» планируется обучить 500 человек, на стажировку в Германию и США направить по 50 человек.
И последний, немаловажный аспект поддержки предприятий нашей области - появилась возможность бесплатно приглашать высококвалифицированных специалистов из Германии по программе «Старшие эксперты».
В Акмолинской области в рамках 1 и 3 направлений Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» на 24.10.2011 г. Региональным координационным советом был одобрен 31 проект на получение субсидирования процентной ставки, 2 проекта на получение гарантии по кредиту, по 2 направлению Рабочей группой при Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики одобрено 11 проектов на получение субсидирования процентной ставки.
Из общего количества одобренных проектов по 1 и 3 направлениям заключено 24 договора субсидирования ставки, 1 договор гарантирования, по 2 направлению - 9 договоров субсидирования.
Программы повышения компетенции предпринимателей (включая 4 направление Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»).
По Программе
«Бизнес-Советник» в