Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа
Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.
Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105
Оглавление
Проблемы, связанные с развитием факторинга, приобретают в последние годы большое значение для российской деловой практики и нуждаются в глубоком изучении. Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений для российского бизнеса и отсутствия нормативной базы, соответствующей быстрорастущим потребностям их развития, стала очевидной необходимость комплексного исследования факторинга. Принципы факторинговых отношений, заложенные в Гражданском кодексе, к сожалению, имеют множественную трактовку, и не ограничены четкими рамками права, что обусловило многочисленные дискуссии по поводу их реализации как среди экономистов, так и юристов. Исходя из этого, актуально определить качество законодательного обеспечения факторингового бизнеса и пути его совершенствования.
Сдерживающим фактором развития факторинга в России является несовершенство самой кредитно-финансовой системы. Прежде всего, это относится к чрезвычайно высокой ставке рефинансирования, определяющую комиссионную ставку за факторинговое обслуживание. Ее снижение будет способствовать росту доступности факторинга для большинства нуждающихся в этом финансовом продукте российских компаний.
Целесообразность и
Эффективность факторингового бизнеса в значительной степени зависит от уровня его рисков. Фактор делает оценку кредитных рисков на основе анализа динамики рыночной конъюнктуры и кредитоспособности клиента. Многовариантность и сложность анализа рисков факторингового обслуживания требуют углубленного изучения экономической природы факторинга и механизма его функционирования.
Развитие рыночных отношений в России, проблемы обеспечения высоких темпов экономического роста, поиск способов повышения эффективности отечественного бизнеса, включая предоставление финансовых услуг, привлекли в последнее время к факторингу внимание многих специалистов. Вопросы экономической и правовой природы факторинга разрабатывались различными учеными – экономистами. Методологической базой исследования стали работы зарубежных авторов, таких как М. Лемуан, Ф. Селинджер, Дж. Синки, М. Форман, а также отечественных ученых – Л.А. Бекларяна, М.Е. Буровой, Б.З. Гвоздева, Е.Ф. Жукова, А.Г. Ивасенко, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Л.А. Новоселовой, И.Я. Носковой, С.А. Орехова, М.И. Трейвиша, В.М. Усоскина, А.М. Эрделевского и др. Нельзя не отметить вклада в решение проблемы авторов ряда диссертаций по факторинговой тематике. Среди них: Е.В. Егельская, А.Д. Минеев и Ю.А. Соколова, И.Е. Покаместов, А.О. Лефель.
Объект дипломной работы в широком смысле слова – факторинговая деятельность.
Предмет дипломной работы – оценка эффективности факторинговых операций.
Объект дипломной работы в узком смысле слова – ОАО КБ «N».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
− раскрыть сущность факторинга как экономической категории и проследить его эволюцию;
− выявить формы проявления факторинговых отношений;
− исследовать место и роль факторинговых операций в системе кредитных отношений;
− проанализировать правовую базу оказания факторинговых услуг в РФ и некоторых зарубежных странах;
− изучить зарубежный и российский рынки факторинга и выявить тенденции их развития;
− рассмотреть качественные и количественные методы анализа и оценки эффективности факторингового обслуживания;
− разработать алгоритм расчета себестоимости факторинговых операций;
− определить способы оптимизации технологических затрат при оказании факторинговых услуг;
− применить методику расчета прибыли и рентабельности факторинговых операций.
Теоретической и методической основой дипломной работы являются труды И.Е. Покаместова, И.Н. Демчук, С.Ю. Сидоренко, А.О. Лефель, Л.М. Кожина, Л.Н. Масюкова, Н.Г. Пономарева, А.М. Филимонов.
При написании данной дипломной были использованы следующие методы исследования: сравнительный, аналитический, а также системный и комплексный подходы. В качестве инструментария использовались методы группировок, оценок, сравнения и аналогий. Также проводился анализ и обобщение эмпирических данных.
Информационной базой
Факторинг (от англ. factor посредник) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией или банком (фактором) клиенту, который не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения задолженности от дебитора и потому уступил свои права на нее фактору с получением денег в меньшей сумме, но немедленно.
Существует несколько определений понятия факторинг.
Факторинг – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.
Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставление факторингового кредита поставщику.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г.Грязновой дает такое определение: Факторинг – разновидность торгово-комиссионных операций, связанных с переуступкой клиентом-поставщиком специализированному учреждению (факторинговой компании или факторинговому отделу банка) неоплаченных платежных документов (счет-фактур) за поставленные товары или оказанные услуги.
В Оксфордском толковом бизнес - словаре факторинг определяется как покупка со скидкой долгов, причитающихся другому, с целью получения прибыли от их взыскания. В словаре Макмиллана факторинг рассматривается как метод избавления от торговых долгов, при котором организация продает финансовому институту имеющиеся у него долговые обязательства других организаций.
Большой бухгалтерский словарь трактует факторинг как перепродажу права на взыскание долгов; коммерческие операции по доверенности; как услугу, связанную с получением денег за продажу в кредит. Это вид операций, характер которых тождественен понятию «дисконтирование счета-фактуры», за исключением того, что фактор обычно принимает на себя и ответственность за контроль кредитных операций, взыскание долга, за риск, связанный с кредитными операциями, и, естественно, назначает поэтому более высокую плату за свои услуги.
Фактор (банк либо комиссионер) решает и оценивает проблемы, риски, сроки, рассрочки платежей между поставщиком и покупателями, что позволяет повысить ликвидность организаций и их финансовую устойчивость.
Фактор покупает дебиторские счета компании за наличные с дисконтом, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому компания продала товар или оказала услугу; либо организация предает задолженность своего партнера фактору. Обычно фактор в течение 2-3 дней оплачивает клиенту от 70 до 90% его требований в виде аванса, остаток предоставляется после взыскания всего долга [3, c.533].
По мнению Б.З. Гвоздева, факторинг обозначает финансовые операции, обусловленные необходимостью финансирования текущей деятельности организации за счет выкупа у ней долговых обязательств покупателя [10, c.4].
С.А. Орехов, В.В. Афонин и С.В. Леонтьев определяют факторинг с экономической точки зрения – как разновидность торгово-комиссионной операции, выкуп платежных требований у поставщика товаров. Цель факторинга – устранить риски, которые являются неотъемлемой частью любой кредитной операции. То есть факторинг – комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентами (поставщиками) неотлагаемых платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственное право получения платежей по ним – инкассирование дебиторской задолженности клиента [31, c.8].
Г.Н. Белоглазова и Г.Т. Толоконцева считают, что факторинг можно определить как деятельность банка-посредника или специализированного учреждения (факторинговой компании) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями [14, c.5].
В международной коммерческой практике под факторингом, как правило, понимается продажа недокументированной, то есть не закрепленной в ценной бумаге, дебиторской задолженности для целей финансирования и других целей. При этом почти в каждой стране по разному понимается природа факторинговых операций, особенности, которые отличают их от остальных активных операций.
В соответствии со ст. 1 Оттавской Конвенции UNIDRUA «О международном факторинге» под «факторинговым контрактом» понимается контакт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
а) поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного пользования, семейного или домашнего;
б) финансовый агент должен взять на себя не менее двух следующих обязанностей:
− финансирование поставщика, в частности, заем или предварительный платеж;
− ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
− предъявление к оплате денежных требований;
− защита от неплатежеспособности должников;
в) должник должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.
Таким образом, Конвенция, с одной стороны, рассматривает как факторинговые и те контракты, которые предусматривают уступку с целью обеспечения. С другой стороны, Конвенция не охватывает целый ряд операций, обычно определяемых как факторинговые (например, закрытый факторинг, когда должник не уведомляется об уступке; либо финансирование производится без предоставления дополнительных услуг, либо с оказанием только одной из них) [54, c.87].
Отнесение конкретного варианта или его сочетания к факторингу является спорным теоретическим вопросом, как для западноевропейских экономистов и юристов, так и для российских. Одни объединяют под названием «факторинг» любые операции с неоплаченными долговыми требованиями (например, А Кокс, Дж. МакКензи), другие считают факторингом только открытое соглашение о полном факторинге без права регресса (например, Ф. Сэлинджер, М. Форман, Дж.Гилберт, Л.Г. Ефимова).
Для правильного понимания понятия «факторинг» необходимо рассмотреть его сущность с экономической и правовой точек зрения.
Экономическая сущность факторинговых услуг состоит в том, что поставщик получает деньги от фактора сразу же после составления платежно-расчетных документов по мере отгрузки продукции (или оказания услуг).
Юридическая сущность факторинга состоит в том, что поставщик уступает фактору свое право требовать и получать деньги от контрагентов за отгруженную продукцию или оказанные услуги. Возможность передачи прав основана на применении ряда статей Гражданского кодекса (ГК) РФ.
В Гражданском кодексе Российской Федерации в главе 43 дается описание финансирования под уступку денежного требования, но точное определение факторинга в российском гражданском праве отсутствует. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
Таким образом, предоставление денежных средств является определяющим признаком факторинговой деятельности. Следует отметить, что данные нормы ГК РФ распространяются лишь на сделки финансирования под уступку денежного требования, а не на операции по инкассо.
По гражданскому законодательству в качестве финансового агента могут выступать банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида. Данное положение неоднозначно. Ибо именно профессиональные предоставление кредитов, оказание вспомогательных услуг, связанных со взысканием дебиторской задолженности, может служить содержанием деятельности, требующей лицензирования. Профессиональное кредитование никогда не производиться за счет свободных собственных средств, а всегда - за счет привлеченных ресурсов. Поэтому именно профессиональная банковская деятельность – кредитование, привлечение ресурсов, а не деятельность по покупке прав требования – является предметом лицензирования. Соответственно, органом, лицензирующим такую деятельность, должен быть Банк России, а осуществляться она должна кредитными организациями.
Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»