Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа
Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».
Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История
формирования жанров
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
ВВЕДЕНИЕ
Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных
проблем является недостаточное
изучение жанров журналистики. Ученые
и исследователи, которые рассматривают
данную тему в своих научных работах,
зачастую придерживаются разных, а
нередко и противоположных
Аналитические жанры представляют собой широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Они имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию; установление причинно-следственных связей; анализ (как рассмотрение с разных сторон), разложение на детали и подробности; соотнесение общего с частным.
Аналитические жанры рассчитаны на
проведение исследовательских работ:
с их помощью: ставятся и решаются
проблемы; выясняются отношения между
личным и общественным; даются оценки
продукции духовного
В разное время аналитика в прессе то была популярна, то переживала кризис. Сегодня современное общество нуждается в новостях, их оперативной подаче, поэтому информационные жанры становятся наиболее распространенными. Однако в то же время публика устает от постоянного чтения сухо изложенных фактов и нуждается в материалах, содержащих анализ окружающей действительности в оригинальном написании. Поэтому аналитика все еще востребована среди читателей.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы дипломной работы. Жанровое своеобразие аналитической прессы, и, в частности, центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика», является очень актуальным вопросом.
Объект исследования. Журналистские тексты центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика».
Предмет исследования. Аналитические жанры журналистики, используемые в изданиях.
Цель. В результате изучения журналистских материалов центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика», определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании аналитических текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную
изучить различные теоретические
подходы к классификации
проанализировать материалы
Новизна исследования. Впервые проанализировано разнообразие аналитических жанров центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» и сделана попытка выявить особенности применения на практике аналитических жанров.
Методы исследования: анализ научной литературы и центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» за 2012 и 2010 годы; метод наглядного отображения информации.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили монографии и периодические источники, труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области журналистики; материалы центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав (1 глава состоит из 3 разделов, один из которых включает в себя 3 подраздела), заключения, библиографического списка.
Во введении объясняется актуальность, а также научная новизна и практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, а также методы исследования.
Первая глава «Газетные жанры
в современных СМИ» состоит из трех разделов
– «Понятие жанра», «История формирования
жанров журналистики», «Система жанров
газетной журналистики», третий раздел
состоит из 3 подразделов – «Информационные
жанры», «Художественно-
Во второй главе «Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", Республика)» анализируются аналитические жанры.
В третьей главе «Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» анализируются разновидности аналитических жанров, а также стилистические и языковые особенности.
В заключении подводится итог работы: определяются выполненные задачи, цели и формулируется вывод.
1 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЖАНРА
Понятие «жанр» не является единым. Анализ
различных словарей показывает разноплановость
и многофункциональность
Новый энциклопедический словарь
дает толкование этого понятие в
широком смысле: «исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах
искусства; тип художественного
произведения в единстве специфических
свойств его формы и
Литературный
Это понятие можно применять и к жанрам журналистики, однако для нашей работы наиболее важными являются определения, которые дают исследователи теории журналистики. Например, А.А. Тертычный пишет, что «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [101].
В Энциклопедическом словаре СМИ А. Князев дает следующее определение: «Жанр - исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения». [43].
В журналистике, по мнению И.Д. Фомичевой под жанром понимают "устоявшийся тип произведения, сложившийся исторически и отмечается особым способом освоения жизненного материала, характеризуется четкими признаками структуры" [107; 76].
Г.С. Мельник отмечает в книге «Основы творческой деятельности журналиста», жанр – это «дискретная часть творчества журналистов» [60; 104].
В.В. Ворошилов считает, что жанр – это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений [21].
У С.Г. Корконосенко находим следующее определение «жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы». Он также пишет, что «жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования», а также, «жанр – категория типологическая, т. е. обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков» [48].
Также С.Г. Корконосенко отмечает, что жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. Морфология жанра – это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) своеобразный строй повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта) [48].
Жанр – категория
Жанр – категория творчески-
Таким образом, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца, в зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщения, выразительно-изобразительным средствам. [48]
Для нашего исследования наиболее приемлемой являются точки зрения С.Г. Корконосенко и А.А. Тертычного. Именно такие определения понятия «жанр» соотносятся с темой исследования, поэтому в дальнейшем в своей классификации мы будем опираться на дефиниции данных авторов.
Таким образом, понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей и монографий показывает разноплановость и многофункциональность данного термина. Происходит это по причине многозначности данного понятия, так как в каждом виде искусства или науки существует собственный «набор» жанров.
1.2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. [48]
Как отмечает М.Н. Ким, «появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени». [36; 8]
Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигает окружающий мир. Первоначально при написании материалов журналисты основывались на знаниях о литературных жанрах. Ко времени появления первых газет было известно множество жанров: биография, очерк, путевые заметки, письмо, сатира, басня. Печатные газеты появились в Германии, Англии и Франции в 17 веке. Эти издания были рассчитаны на купцов, что определяло их содержание. Основной целью было информирование о товарах, ценах, внутренней и внешней жизни стран, последних новостях. Благодаря этим газетам, началось зарождение информационных жанров. Накануне Великой Французской революции появилась политическая пресса, которая спровоцировала появление аналитических жанров. В середине 17 века вместе с первыми журналами, где публиковали свои работы литераторы, появляются художественные жанры. В процессе развития техники, нарастания конкуренции и расширения возможностей человека зарождаются интервью, репортаж, заметка, статья, портрет, рецензия и др.
Таким образом, публицистика своим развитием обязана другим видам деятельности: торговля породила потребность в обмене коммерческой информацией, в результате чего появилась газета; из деловых взаимоотношений на страницах газет – отчет; из потребности в конфиденциальной информации – письмо. Общее историческое развитие жанров – от простого к сложному, от заметки-хроники в несколько срок до серьезных аналитических материалов. [48]
В последнее время происходят большие
изменения в сторону