Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.
Введение
I. Инвестиции в человеческий капитал
1.1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал и интересы общества
II. Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире
III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1
Содержание:
Введение
I. Инвестиции в человеческий капитал
1.1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал и интересы общества
II. Инвестиции в человеческий
капитал и общественные
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1
Введение
Современный мир характеризуется
переходом к принципиально
С приходом к власти бывшего Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Россия встала на путь модернизации. Этот процесс затронул все сферы общественной жизни, и экономическую в первую очередь. В условиях всемирного финансового кризиса оптимизация использования всех доступных экономических ресурсов становится первостепенной задачей. Россия переходит к принципиально новому типу общественно-экономического развития, в котором на первый план выходит работник как залог успешного функционирования общества. И от того, насколько успешно данный индивид функционирует в данной среде, зависит, насколько успешно функционирует вся среда в целом.
Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс, и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.
Поэтому именно на данном этапе экономического развития нашей страны актуальны вопросы инвестиций в человеческий капитал. Об этом речь пойдет в контрольной работе более подробно.
I. Инвестиции в человеческий капитал
1.1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды
Под человеческим капиталом
в экономике понимается имеющий
у человека запас знаний, здоровья,
навыков, опыта, которые используются
индивидом для получения
1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2. что этот запас
целесообразно использовать в
той или иной сфере
3. что использование
данного запаса приводит к
росту заработков (доходов) данного
работника в будущем путём
отказа от части текущего
4. что увеличение доходов
способствует заинтересованност
5. что человеческие
способности, дарования,
6. и что мотивация
является необходимым
Особенности человеческого капитала:
Первооткрыватели
И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения.
Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала.
М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал [4, с. 179].
Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход.
Корогодин И.Т., исследуя механизмы функционирования
социально-трудовой сферы, определяет
человеческий капитал как совокупность
знаний, навыков, умений, других способностей
человека, сформированных, накопленных
и усовершенствованных в результате инвестиции
в процессе его жизнедеятельности, необходимых
для конкретной целесообразной деятельности
и содействующих росту производительной
силе труда. http://creativeconomy.ru/
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
2) целесообразность
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать [3, с. 158].
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;
- неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
- институциональный капитал
представляет собой институты,
содействующие эффективному
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.
Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США.
1.2 Инвестиции
в человеческий капитал и
Общественные интересы – интересы большинства общества, которые основаны на общественной природе человека, могут быть реализованы только сообща, коллективно, и не могут быть реализованы отдельными лицами или группами лиц независимо от остальных членов общества.[18] Это интересы, связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.[19]
Рассмотрим, как соотносятся общественные интересы и инвестиции в человеческий каптал. Благополучие, безопасность и стабильность общества тесно связаны с экономической ситуацией в стране в целом. И поспособствовать укреплению вышеозначенных явлений могут инвестиции в человеческий капитал. Потому что, как уже говорилось выше, основу экономически активного населения составляют наемные работники, вложение средств в их квалификацию, здоровье, интеллектуальные, организаторские и прочие способности, укрепляет способность индивида приносить доход той организации, в которой он работает, что в свою очередь, приносит прибыль и государству в качестве налогов и самому работнику в качестве заработной платы и премиальных выплат. Таким образом, повышаются доходы всех экономических субъектов, что, несомненно, сказывается на реализации общественных интересов наилучшим образом. Ведь чем больше средств в экономике в целом, тем большую часть из них можно направить на развитие потенциала экономически активного населения, обеспечив тем самым стабильное развитие общества в целом.
Рассмотрим подробнее вопрос инвестиций в человеческий капитал.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
- расходы на здравоохранение,
складывающиеся из расходов на
профилактику заболеваний,
- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.