Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:00, доклад
Предмет исследования – технология использования блог-технологий для оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может быть обеспечена за счёт использования:
- особых функций преподавательского блога, таких как социальная, коммуникативная, информативная и административная функции;
- дидактических свойств преподавательского блога для работы над совершенствованием всех видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных сервисов Веб 2.0, как блоги Википедия, подкасты, системы видео- и фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com и др. )
- блог- технологий как средства оптимизации учебного процесса;
«Оптимизация преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий».
Современное образование требует от студента самостоятельной, автономной деятельности, её обязательной социальной нацеленности. Именно поэтому развитость виртуального компонента профессиональной деятельности и жизни требует от современного специалиста хорошо сформированных компетенций в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).
Веб 2.0 открывает перед образовательной практикой широкие возможности:
- использование свободных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в учебных целях;
- самостоятельное создание сетевого контента;
- межличностные воздействия субъектов образовательного процесса.
Несмотря на имеющиеся исследования в области оптимизации преподавания иностранного языка средствами Интернет-технологий, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
- не определены дидактические принципы и дидактические функции технологий Веб 2.0;
-не разработаны требования к сформированности инфориационно- коммуникационной компетенции для работы с блог-технологиями;
-не выявлены условия формирования информационно-коммуникационной компетенции средствами блог-технологий;
-отсутствует методика оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий в условиях обучения иностранному языку на продвинутом этапе.
Предмет исследования – технология использования блог-технологий для оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может быть обеспечена за счёт использования:
- особых функций преподавательского блога, таких как социальная, коммуникативная, информативная и административная функции;
- дидактических свойств преподавательского блога для работы над совершенствованием всех видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных сервисов Веб 2.0, как блоги Википедия, подкасты, системы видео- и фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com и др. )
- блог- технологий как средства оптимизации учебного процесса;
- блог – технологий в качестве электронного портфолио студентов на этапе подготовки групповых веб – проектов для осуществления мониторинга и контроля с целью своевременной коррекции.
Теоретическую основу исследования составляют личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Рубинштейн C.JI, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.); современные подходы к обучению иностранным языкам - коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.); социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.); теория компьютерно-опосредованного обучения (Беспалько В.П, Войскунский А.Е., Гершунский Б.С., Машбиц Е.И., Тихомиров O.K., Розина И.Н.); концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева Е.И., Хуторской А.В.); концепция компьютерной лингводидактики (Бовтенко М.А., Воршауэр М., Леви М.); компьютерно-информационная модель обучения иностранным языкам (Титова С.В.); концепция Веб 2.0. (О'Рейли) и теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин A.M., Патаракин Е.Д., Ярмахов ДБ, R.P.Adler, B.Alexander, T.Anderson, B.Benziger, V.Diaz, J.Siemens, D'Souza, V.Stevens, G.Vossen); теория обучения посредством блог-технологий (Раицкая Л.К, Иванченко Д.А., H.Barret, - предложены методические рекомендации для организации работы с технологией блогов в рамках преподавания курса «Практика иностранного языка (первого)» на продвинутом этапе.
Образовательные блоги в последнее время получают довольно широкое распространение. Это обусловлено тем, что блог предоставляет педагогу довольно широкие возможности. Среди образовательных блогов можно выделить:
- Личный блог учителя. В таком блоге педагог может делиться своими методическими наработками, полезными для коллег ссылками, рефлексировать по поводу проведённых уроков, обобщать свой опыт, создавать электронное портфолио;
- Коллективные блоги. С помощью такого блога можно организовать работу сетевого сообщества педагогов;
- Блог поддержки проекта. С помощью такого блога можно организовать работу как над учебным проектом, так и проектом, над которым учащиеся работают во внеурочное время. В нём могут размещаться задания для подготовки проекта, информация об этапах его выполнения, отчёты и творческие работы учащихся.
- Блог класса – отличная площадка для совместного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей.
Достоверность исследования обеспечивается функционированием в Интернете двух блогов, созданных преподавателями для оптимизации своей преподавательской деятельности.
Сначала хотелось бы проанализировать блог учителя английского языка общеобразовательной школы №1032 Мельникова Сергея. На официальном сайте данного общеобразовательного учреждения находится много блогов преподавателей разных предметов. Меня заинтересовал блог учителя английского языка, потому что я в будущем учитель двух иностранных языков. В своём блоге преподаватель размещает домашнее задание для каждого класса. Затем даёт краткое объяснения всех заданных упражнений и опубликовывает грамматический материал, знание которого необходимо для выполнения домашней работы. Данный блог создан с целью информирования учеников и их родителей по вопросам изучения английского языка. На своей странице учитель указал адрес электронной почты, таким образом с ним могут связаться и ученики, и родители, а также коллеги, которых заинтересовал тот или иной материал.
А сейчас хотелось бы перейти к анализу блога преподавателя Вуза, Ирины Сергеевны Глушковой. Этот блог создан в помощь учителям иностранного языка в школах, а также преподавателям ВУЗов. Сейчас в нашей стране очень многие школьники сдают ЕГЭ по иностранному языку. Написание такого рода экзамена требует определённых усилий не только от ученика, но и от учителя. Учитель должен выработать у школьников необходимые для успешной сдачи ЕГЭ навыки. Зачастую преподавателям приходится самим разбираться в методике подготовки детей к такому сложному экзамену, и результат достигается путём проб и ошибок, но у школьников этого права нет. Поэтому Гёте институт в Москве организовывал курсы повышения квалификации, посвящённые этой теме. Ирина Сергеевна в числе других 50 преподавателей России начала проходить эти курсы. К сожалению, не каждый преподаватель имеет возможность пройти эти курсы, поэтому те кто прошли этот курс делятся этой информацией со своими коллегами. Также с помощью данного блога ученики могут готовиться к экзамену и без преподавателя, с помощью интернет- программы Voki, с помощью которой ученик может улучшать речевые и лексико-грамматические навыки. Подробнее об этой программе можно, посетив блог Ирины Сергеевны. Кроме этого с помощь ссылок, находящихся в этом блоге пользователь может выйти на различные зарубежные источники, такие как, немецкие журналы, газеты, онлайн- радио и многие другие ресурсы, которые можно использовать во время подготовки своего урока. С помощью ссылок в данном блоге можно выйти также на блоги преподавателей не только другого города, но и другой страны, посмотреть, как работают зарубежные коллеги, наладить с ними связь, обменяться опытом и мнениями по каким-либо вопросам.
Проанализировав работу блог-технологий на практике, можно сделать следующие выводы:
1) Преподавательский блог служит интерактивной платформой для реализации методических и педагогических целей обучения, позволяющий эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой студентов по изучению иностранного языка;
2) Интеграция блогов в учебную деятельность усиливает учебную мотивацию студентов к более глубокому и тщательному изучению иностранного языка за счет таких дидактических свойств блогов, как открытость, доступность и социальность;
3) Использование блогов позволяет продолжить работу над развитием иноязычной речевой деятельности студентов во внеаудиторное время за счет таких дидактических свойств, как мультимедийность, интерактивность, эффективность организации информационного пространства.
4) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-технологий достигается благодаря их поэтапному обучению, включающему этапы: вводно-побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический, творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной методики способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают умения: завести блог как платформу для самопрезентации, оставлять комментарии и вставлять объекты мультимедиа, составлять письменные сообщения с соблюдением академических норм цитирования и оформления ссылок на электронные ресурсы, поиска и отбора информации, коммуникативные умения и умения работы в группе.