Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.
Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
исследовать понятие универсальных учебных умений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6
1.1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования………………………………………………………………….…….6
1.2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов………………………….………………………...12
Выводы по первой главе………………………..……………………………….18
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19
2.1. Понятие универсальных учебных умений………………..……………….19
2.2. Возможности формирования универсальных учебных умений средствами иностранного языка на уроке………….………………………………………..26
Выводы по второй главе…………………………………………………...........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТиМО Покатова.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет имени  Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)

 

Кафедра романо-германской филологии

 и методики преподавания

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: ”Методика преподавания немецкого языка”

на тему:

«Формирование универсальных учебных умений школьников в контексте современного языкового образования »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6

1.1. Роль и место иностранных  языков в системе иноязычного  образования………………………………………………………………….…….6

1.2. Цели и задачи обучения  иностранным языкам в контексте  новых образовательных стандартов………………………….………………………...12

Выводы по первой главе………………………..……………………………….18

2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19

2.1. Понятие универсальных учебных  умений………………..……………….19

2.2. Возможности формирования универсальных  учебных умений средствами иностранного  языка на уроке………….………………………………………..26

Выводы по второй главе…………………………………………………...........31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

    1. подготовки учащихся к реальной жизни;
    2. готовности к тому, чтобы занять активную позицию;
    3. успешно решать жизненные задачи;
    4. уметь сотрудничать и работать в группе;
    5. быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому уже с этого, 2013-2014 учебного года, учителям классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного образования с позиции новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных умений - это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основы универсальных учебных умений надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.

Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:

    1. проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
    2. изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
    3. исследовать понятие универсальных учебных умений;
    4. проанализировать возможности формирования универсальных учебных умений на уроках иностранного языка.

Объектом исследования данной курсовой работы являются универсальные учебные умения.

В качестве предмета курсовой работы выступают возможности формирования универсальных учебных умений на уроках иностранного языка.

Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы, такие как: Основная Образовательная Программа по немецкому языку, Федеральные Государственные Стандарты для всех ступеней обучения в школе, а так же работы В.А. Сластенина, И.П. Подласого, А.С. Симонян, Т.И. Зелениной и др.

Для данной курсовой работы были выбраны общенаучные методы, такие как: анализ научной литературы по теме: “Универсальные учебные умения”, синтез, системный подход при составлении работы и др.

Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся цели, задачи, выдвигаются методы, предмет и объект исследования.

В первой главе рассматриваются  современные тенденции развития языкового образования, роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования и цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов.

Во второй главе изучаются понятие универсальных учебных умений как дидактико-методической категории и возможности их формирования на уроках иностранного языка.

В заключении обобщаются выводы о проведенной исследовательской работе.

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования.

Изучение иностранных языков в России неразрывно связано с культурной историей страны, в которой принято выделять четыре этапа.

В течение первого этапа (от крещения Руси до реформ Петра I) к культуре относилось лишь то, что входило в сферу православной религии и церковно-славянского языка. Единственной сферой применения иностранного языка была религиозная, а в ней - перевод священных книг.

В течение второго этапа (от Петра I до Октябрьской революции) страна стала открыта влиянию Запада. В течение этого периода иностранный язык (в первую очередь немецкий) становится языком императорского двора и высшей аристократии, а затем языком дворянского общества, и, наконец, владение иностранным языком является обязательным для человека, относящегося к культурному, образовательному сословию.

Третий этап (период СССР) - это период самоизоляции страны. Знания иностранных языков концентрируется в социальных группах, для которых иностранный язык входит в сферу профессиональной деятельности (дипломаты, переводчики, преподаватели, ученые), а включение предмета «иностранный язык» в учебные программы средней и высшей школы имеет исключительно идеологическую цель- воспитание идейно преданного, коммунистического человека.

С началом четвертого, текущего этапа осуществлен стремительный переход к открытому обществу. На сегодняшний день наблюдается повышение уровня интереса к иностранным языкам, что выражается не только в издании массовыми тиражами пособий по иностранным языкам, наплыве в страну учебной литературы из стран изучаемых языков, открытии всевозможных курсов по их изучению, но и, что особенно важно, в изменении роли и места предмета «иностранный язык» в системе образования. Из простого учебного предмета иностранный язык превратился в основной элемент системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.1

Предмет «иностранный язык» наконец занимает подобающее место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им. Изучение иностранного языка в современном мире – это один из самых важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Иностранный язык необходим не только для того, чтобы эффективно взаимодействовать в науке и политике, культуре и искусстве, экономике и других важных областях нашей жизни. Основной момент в изучении иностранного языка – это возможность окунуться в мир загадочного и непостижимого, возможность общения с людьми с другим мировоззрением и ментальностью. Владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности. Владение иностранными языками оказывается актуальным для всей российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним миром, улучшить свои культурологические знания. Согласно исследованиям, 76% россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой культуры, учит толерантности и развивает память, а также является важнейшей составляющей при их трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению необходимо. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих языком. Знание иностранных языков в наш век – век глобализации – очень важно. Все экономические, политические и культурные изменения привели к значительному повышению роли иностранного языка в обществе. Изучение иностранного языка в современном мире – это один из самых важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет больше узнать культуру и обычаи другого народа.

Раньше для изучения иностранного языка практически не существовало возможности, т.к. наблюдалось учебное единообразие, сейчас же появляются различные способы для изучения языка: раннее обучение, углублённое обучение, профессионально ориентированное, обучение на билингвальной основе, интенсивное обучение, изучение иностранного языка через родной язык, дополнительное образование.2

Школьная система иноязычного образования стала отличаться своей вариативностью. В нашей стране существует много учебных заведений разного статуса — это общеобразовательные школы, прогимназии, гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением иностранных языков.

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту иностранный язык становится наряду с русским языком и математикой обязательным предметом. Т.е. те школьники, которые начали заниматься с 2011 года, в 11 классе будут обязательно сдавать уже и иностранный язык. Аттестат об окончании общеобразовательной школы будет выдаваться только при условии положительных результатов обязательных экзаменов.

Современная система обучения иностранному языку, согласно новой языковой политике, характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества и, во-вторых, общий социальный контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку.

Так, например, немецкий язык относится к международным языкам, т.е. на международных конференциях и подобного масштаба мероприятиях документы должны быть переведены, в том числе и на немецкий язык. Германия является для всех европейских и для многих неевропейских стран важнейшим торговым партнером, первой индустриальной страной в Европе и одной из важнейших индустриальных стран во всем мире. Кто разговаривает на немецком языке, тот улучшает свои торговые отношения с партнерами в крупной индустриальной стране.

Научиться немецкому и разговаривать на немецком языке не сложнее, чем на английском, французском или испанском. Благодаря современным коммуникативным методам обучения можно уже через короткое время достигнуть высокого уровня коммуникативных способностей.

Гости из Германии, Австрии и Швейцарии являются во многих странах важнейшими туристическими группами. Поэтому знание немецкого языка в этой сфере очень необходимо. Многие немецкие фирмы ищут сотрудников со знаниями немецкого языка. Для ученых и студентов очень важно знать немецкий язык, т.к. в области научных публикаций немецкие публикации занимают второе место. Кто знает данный язык, открывает для себя широкий мир научно-исследовательской работы во всех сферах современной науки. Поэтому более 40% американских ученых советуют своим студентам изучать немецкий язык, а в Европе – более 70%.

Также, всем известно, что основной вектор развития экономики Германии – это экспорт. Именно из-за этого деловые и партнерские международные отношения, сотрудничество у немецких бизнесменов – обыденное дело. Большое число совместных российско-германских предприятий весьма успешно действуют как на территории России, так и в Германии. Все эти причины приводят многих людей к решению быстро выучить немецкий язык.3

Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам.

Информация о работе Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования