Система элективных курсов по информатике для предпрофильной подготовки “Компьютерная и информационная безопасность”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Одно из основных мест в системе предпрофильной подготовке занимают элективные курсы. Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов.
В работе будет предложен элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
1.2 Содержание элективных курсов
1.3 Классификация и функции элективных курсов
Глава 2 Безопасность и способы защиты информации
2.1 Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2.2 Проблемы информационной безопасности
2.3 Системы защиты информации и вычислительных сетей
2.4 Правовые аспекты информатики
Глава 3 Содержание элективного курса «Компьютерная и информационная безопасность»
3.1 Основные критерии курса
3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса
3.3 Программа курса
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 88.88 Кб (Скачать файл)

Приднестровский Государственный  Университет им. Т.Г.Шевченко

Физико-математический факультет

Кафедра информатики  и вычислительной техники

Квалификационная  работа

Тема: «Система элективных курсов по информатике для  предпрофильной подготовки “Компьютерная  и информационная безопасность”»

Тирасполь, 2009 год

Оглавление

Введение

Глава 1 Общие сведения об элективных курсах

1.1 Сущность понятия «элективный  курс» относительно других школьных  курсов

1.2 Содержание элективных  курсов

1.3 Классификация и функции  элективных курсов

Глава 2 Безопасность и способы  защиты информации

2.1 Исторические аспекты  возникновения и развития информационной  безопасности

2.2 Проблемы информационной  безопасности

2.3 Системы защиты информации  и вычислительных сетей

2.4 Правовые аспекты информатики

Глава 3 Содержание элективного  курса «Компьютерная и информационная безопасность»

3.1 Основные критерии курса

3.2 Педагогическое сопровождение  элективного курса

3.3 Программа курса

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Одно из основных мест в  системе предпрофильной подготовке занимают элективные курсы. Каждый элективный курс представляет собой завершенную  дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов.

В работе будет предложен  элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.

Предложенный курс преследует такие цели, как: овладение учащимися навыков профилактики и защиты программного обеспечения и информации; приобретения опыта в предупреждении и нейтрализации угроз информации; научиться создавать и реализовывать информационные проекты. Перед курсом ставятся образовательная, развивающая и воспитательная задачи.

Данный элективный курс рекомендован для профильных школ, где заинтересованные ребята могут получить актуальные, на сегодняшний день, знания, умения и навыки в современных информационных технологиях.

Глава 1 Общие  сведения об элективных курсах

1.1 Сущность  понятия «элективный курс» относительно  других школьных курсов

Центральное место в системе  предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. В связи с этим раскроем сущность понятия «элективный курс»  относительно других учебных курсов средней школы.

Существуют четыре типа учебных  курсов: кружки, нормативные, факультативные и элективные курсы.

Нормативные курсы — это  обязательные курсы (чаще всего они  именно так и называются). Такие  курсы каждый ученик должен посещать и отчитываться за успеваемость в  их освоении. Из этих учебных курсов обычно состоит инвариантная часть  учебных планов, для них разработаны  государственные образовательные  стандарты, их освоение является необходимым  условием продолжения образования.

Главная задача кружка мотивационная: привить устойчивый интерес к  той или иной предметной области, к изучению которой проявляет  склонности и/или способности учащийся. Поэтому и стиль работы кружка отличается от факультатива — для  кружка характерна быстрая сменяемость  тем, акцент на занимательности материала  или его соревновательный характер и т.п. В этом смысле кружки как  бы неуместны в профильной школе, для которой считается, что учащиеся уже определились со своими образовательными интересами.

Факультативные курсы  предназначены для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Ученику предлагается набор таких  курсов, и он может выбрать из них один или несколько факультативных. При этом сам выбор не обязателен, т. е. школьник может не выбрать ни одного из предложенных факультативных курсов. Как правило, по таким курсам нет итоговой отчетности.

Часть факультативов, по существу уже сейчас являющихся элективными  курсами, получит правильное название и будет выполнять предназначенные  им функции, другая часть факультативов  мимикрирует под элективные курсы. К последним относятся, например, факультативы по подготовке к олимпиадам по программированию.

Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и  факультативные, ученик выбирает из предложенного  набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким же, как  и нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективные курсы  являются обязательным атрибутом профильного  обучения и предпрофильной подготовки.

Элективные курсы - новый  элемент учебного плана, дополняющий  содержание профиля, что позволяет  удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы  могут касаться любой тематики, как  лежащей в пределах общеобразовательной  программы, так и вне её. Элективные курсы - это новейший механизм актуализации, развития и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной  системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Актуализация элективных курсов заключается в том, что  они помогают учащимся осознанно  выбрать профиль обучения, т.е. совершить  профессиональное первичное самоопределение. От этого зависят и успешное обучение в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени  образования.

Элективные курсы позволяют  решить еще одну проблему. Она заключается  в том, что иногда количество школьников, желающих продолжить свое образование  в профильных классах некоторых  школ, превышает имеющееся в них  количество мест. В результате отбор  учеников в такие классы происходит на конкурсной основе. Это вызывает потребность в осуществлении  специальной подготовки школьников к поступлению в такие классы. Часто ученик не может самостоятельно справиться с такой работой. Поэтому  именно предпрофильный элективный курс должен в определенной мере подготовить  ученика к поступлению в профильный класс. Однако предпрофильный элективный курс не должен дублировать базовый  курс основной школы. Выходом из сложившейся  ситуации может послужить создание интегративных предпрофильных элективных курсов, которые будут выводить содержание базового курса на качественно новый  уровень.

Роль предпрофильных элективных курсов заключается в осуществлении  помощи учащимся основной школы выбрать  профиль дальнейшего обучения. Это  позволяет школьникам в течение  года попробовать себя в различных  видах деятельности в соответствии с предлагаемыми профилями.

Поиски путей оптимизации  содержания учебных предметов, обеспечения  его соответствия меняющимся целям  образования могут привести к  новым подходам к структурированию содержания учебных предметов. Традиционный подход основывается на логике базовой  науки. Другой подход может заключаться  в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало  бы познавательным запросам учащихся. Такой подход может способствовать формированию учащихся как субъектов  образовательной деятельности. С  другой стороны, нельзя забывать о главной  задаче образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его  фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким  образом, современная школа должна считать приоритетным направлением деятельности – способность к  развитию школьников, научить его  решать учебные и жизненные проблемы, научить учиться, используя специальные  курсы в современной школе.

1.2 Содержание  элективных курсов

По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:

  • профессиональные пробы

(позволяют старшекласснику  получить опыт деятельности в  рамках наиболее общих профессиональных  направлений в реальных и \ или модельных условиях с тем,  чтобы он смог примерить на  себя профессиональную и социально-профессиональную  роль),

  • социальные практики

(позволяют старшекласснику  получить опыт реальной деятельности  в рамках наиболее общих профессиональных  направлений с тем, чтобы он  смог примерить на себя социально-профессиональную  роль),

  • (пред)профессиональная подготовка

(позволяют получить предпрофессиональную  или профессиональную подготовку),

  • пропедевтика вузовских спецдисциплин

(предоставляют старшекласснику  возможность оценить степень  своей готовности к обучению  по данной специальности через  опыт изучения специализированных  дисциплин в рамках выбранного  направления),

  • расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору

(дают возможность удовлетворить  в отдельных частях запрос  на такое направление изучения  предмета, которое не было включено  в учебный план, например, из-за  малочисленности запросов),

  • расширение границ дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору, изучаемых по программам, предусматривающим прикладную направленность, академическое расширение и углубление

(предназначаются для учащихся  со сформировавшимися представлениями  о будущей образовательной траектории  и планами в области профессионального  самоопределения, которые могут  достаточно узко формулировать  свой образовательный запрос),

  • общеразвивающие тренинги

(позволяют эффективно  решать вопросы функциональной  готовности учащихся к какой-либо  деятельности, формировать ключевые  компетентности),

  • удовлетворение познавательных интересов

(курсы, имеющие своей  целью реализацию познавательных  интересов учащегося, могут быть  направлены на самые разнообразные  предметы, далекие как от базового  содержания общего образования,  так и от социально-профессионального  самоопределения),

  • удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.

Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую  единицу, нацеленную на получение образовательных  результатов. К образовательным  результатам элективных курсов могут  быть отнесены:

- знания учащихся, сформированные  на определенном уровне освоения,

- предметные умения,

- предпрофессиональные умения,

- элементы функциональной  грамотности,

- навыки,

- отдельные аспекты ключевых  компетентностей,

- полученный опыт деятельности.

Прежде всего, одной из задач введения профильной подготовки является разгрузка основной школы. Постоянные стенания, что школьные программы устарели, не отражают современные  достижения науки и т.д., вовсе  не вызвали концептуального пересмотра этих курсов, а привели к тому, что школьник тонет в море обрушивающейся на него дополнительной информации, которая  никогда не будет им востребована. Во многих случаях эта информация настолько специальная, что даже не может претендовать на то, чтобы  ее знание являлось элементом общей  культуры. Кардинальное решение вытеснить  эти новшества в профильную часть  в период коренной ломки социальной системы в целом — а именно социальные условия в конечном счете  определяют, в чем состоят требования к образованию — это наименее вредоносный вариант. Пусть сначала  станет ясно, какое образование нужно  новому обществу (не на словах, не в  виде умозрительных концепций, а  по реальной востребованности), и уже  затем будут приниматься решения  о перестройке его базовой  части. Но и профильная часть, по всей видимости, не может (и, наверно, не должна) в своих обязательных курсах объять необъятно разросшееся древо  современных научных направлений  и специальностей. Элективные курсы  — последнее реальное средство решения  данной проблемы.

Содержание элективных курсов различается по образовательным  целям. Одни курсы нацелены на компенсацию  недостаточного образования в области  информатики, предоставляемого обязательными  курсами, другие курсы направлены на изучение вопросов, характерных для  тех или иных групп специалистов (быть может, весьма широких). И по этому  принципу они легко классифицируются. Если курс решает те же общеобразовательные  задачи, которые предписаны и обязательным курсам, только в более полном варианте с учетом, как было сказано, современных  тенденций, то это курс первого типа. Если же речь идет о специальных  знаниях, умениях и навыках, которые  выходят за рамки общеобразовательных  задач профильного обучения, то это  курс второго типа. Ну не должны, скорее всего все, кто выбрал информационно-технологический  профиль, знать и уметь доказывать алгоритмическую неразрешимость какой-либо конкретной задачи. А в рамках элективного курса “Математические основы информатики” такое знание, по-видимому, является обязательным. Если школьник самоориентируется на изучение, например, администрирования сетей, то вряд ли ему нужно знать программирование длинной арифметики. И то и другое — прерогатива элективных курсов второго типа. Зато более глубокое изучение информационного и компьютерного моделирования или кибернетических аспектов, связанных с информационными процессами в управлении, — это предмет элективных курсов первого типа. Третий тип элективных курсов — это замена факультативов и кружков, т.е. курсы, которые не несут общеобразовательной нагрузки и в то же время не являются ориентированными на определенную специализацию. Примером такого курса является курс по подготовке к личным или командным олимпиадам по программированию. Сюда же, по-видимому, надо относить курсы по углубленной подготовке к вступительным и/или выпускным экзаменам. Наконец, есть четвертый тип элективных курсов — применение информатики в других предметных профилях: экономике, биологии, филологии и т.д.

Информация о работе Система элективных курсов по информатике для предпрофильной подготовки “Компьютерная и информационная безопасность”