Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:02, доклад
Период с IX по XII век в Японии характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, что привело к ослаблению централизованного государства и перестройке системы политического управления.
Постепенно собственность на землю перешла из рук правителя к отдельным феодалам, среди которых выдвинулся могущественный род Фудзивара. Представители этого клана подчинили своему влиянию двор, став на многие годы хозяевами в стране.
Сибирская академия права, экономики и управления.
Институт культуры и искусства.
Доклад
(приложение к презентации)
Культура Японии
в период Хэйан
IX – XII вв.
Выполнила:
Студентка I курса (заочное),
направление СКД
Жаркова Светлана Викторовна
Иркутск 2013г.
Культура Японии в период Хэйан
IX – XII вв.
Слайд 1
Период с IX по XII век в Японии характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, что привело к ослаблению централизованного государства и перестройке системы политического управления.
Постепенно
собственность на землю
Слайд 2
Для укрепления своих позиций Фудзивара в 794 году перенесли столицу в провинцию Ямасиро, где были расположены их собственные владения. Основанный ими город Хэйан (современный Киото) почти на четыре столетия стал центром политической и духовной жизни страны, а этап с 794 по 1185 год получил наименование Хэйан (мир и покой).
Но культура этого этапа не была единой. За длительный период своего существования она претерпела многие изменения.
Ранний период (или Дзеган, 794-894) ознаменовался перестройкой взглядов и представлений, сложившихся в VII-VIII веках.
Поздний период (или Фудзивара, X-XII вв.) вошел в историю Японии как время расцвета изысканной столичной культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения поэзии и прозы, архитектуры и живописи.
Слайд 3
Религия.
В первую половину периода Хэйан возникли первые религиозные направления японского буддизма – тэндай и сингон.
* В это
же время складывалась и
* Еще одним
направлением буддизма стала се
Слайд 4, Слайд 5
Архитектура и скульптура.
В архитектуре и скульптуре можно выделить два основных направления в зависимости от того, какое из религиозных течений влияло на создание того или иного архитектурного памятника. Так, первые храмы школ Сингон и Тэн-дай отличаются значительной простотой и скромностью отделки.
Слайд 6
Далее, подход к окружающему миру стал более многогранным, более поэтичным отношение к природе. Появляется выразительность горных монастырей в гармонии с окружающей средой. Главным в них была не монументальность форм, а, наоборот, их неприметность на фоне природы. Построенные на скалах, опираясь своими опорами на горы, они нависали над пропастью, символизируя зыбкость человеческого бытия.
Слайд 7
Изменения претерпел и облик каждого здания. Монастырь секты тэндай Энрякудзи, возведенный на горе Хиэй, первоначально состоял из трех групп небольших строений, главное из которых имело всего 5 м в ширину и 4 м в глубину. Подобно синтоистским святилищам, они опирались на столбы, перекрывались кровлями из темной кипарисовой коры. Пейзажность горных монастырей подчеркивалась и одиноко возвышающимися среди леса пагодами, покрытыми древесной корой.
Слайд 8
В IХ веке наблюдается большое разнообразие внешнего вида пагод: они становятся более изящными и живописными.
На
основе слияния местных и
Слайд 9
Что касается скульптуры, то для раннего Хэйанского периода было характерно создание скульптуры из одного куска дерева. Получил развитие и особый метод резьбы по дереву – хомбо.
С начала XI века широкое распространение получил метод киёсэ, который состоял в том. что скульптура изготовлялась по частям, которые после обработки плотно соединяли друг с другом. Это метод так называемой блочной скульптуры. Считается, что он был разработан и освоен скульптором Дзете.
Слайд 10
Метод киёсэ возник на базе метода сэгура, заключавшегося в том, что статую делали полой, причем постепенно полыми стали делать не только голову и туловище, но и конечности.
Слайд 11, Слайд 12
Живопись
Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера
Слайд 13
Многоцветные иконы-свитки IX-X веков, заполненные изображениями демонов, яростных защитников веры, помещавшиеся в темные интерьеры горных храмов, характеризуются чертами мистической отвлеченности, сближающими их со скульптурой.
Слайд 14
Попытки создать
схематическое изображение
Слайд 15
Все большее распространение получает светская скульптура, появляются и развиваются портретные ваяния. Хотя они создавались по буддистским канонам, все более заметны в них национальные черты: особенности внешности, одежды, прически и т. п., что говорит о зарождении чисто японского искусства
Слайд 16
Литература.
Хэйан принято считать расцветом японской поэзии. В литературе этого периода создается жанр «танка» (5-7-5-7-7). Танка считалась драгоценностью, по умению составлять танка судили о человеке. Выдающимся памятником литературы того времени стала поэтическая антология «Кокинсю», созданная в Х веке, которая становятся обязательным чтением аристократов.
Среди прозаических произведений известность получили «моногатари» (повести). Одним из первых памятников подобного жанра стала «Повесть о старике Такэтори»
Еще одним направлением развития японской литературы стало появление и развитие романа, первым памятником которого стал роман «Гэндзи-моногатари», написанный придворной дамой Мурасаки Сикибу. Сюжет представляет собой описание жизни одного из незаконнорожденных сыновей императора Гэндзи, охватывающее почти 70 лет его жизни и жизни страны.
Слайд 17
Японское письмо уже давно базировалось на иероглифах, но теперь к ним добавилась ещё и азбука: катакана, использующая части китайских идеограмм, и хирагана – чисто японская слоговая азбука.
В период Хэйан бумагу делали цветной, украшали тиснением, рисунками и золотым или серебряным напылением.
Слайд 18
Благодаря хирагане в Японии начала появляться и распространяться отечественная литература, значительная часть которой была написана женщинами, не знавшими китайского письма в отличие от мужчин того же периода. Лирика современного японского государственного гимна «Кими-га ё» была написана именно в эпоху Хэйан.
Слайд 19
Развитие столичной культуры на протяжении периода Хэйан повлекло за собой расцвет декоративных искусств.
Предметы утвари XI-XII веков отмечены печатью изысканной красоты.
Усложнение
духовных потребностей и
В быту хэйанской знати еще более важное, чем прежде, место заняли лаки. Лак широко применялся в храмовом зодчестве, для покрытия домашней утвари, предметов обихода. Совершенствуется его технология. На первое место выдвигается техника маки-э.
Слайд 20
Послесловие
Период с IX по XII век – это период ослабления власти императора и переход ее в руки феодалов во главе с родом Фудзивара. Религиозно-философских взглядах японцев происходит ряд существенных изменений. Буддизм превращается в государственную религию и принимает сначала за основу учение эзотерического буддизма, а затем – культ Будды Амиды. Всё это приводит к значительным переменам в архитектуре и, прежде всего в храмовом строительстве, скульптуре и живописи.
В период Хэйан появляются лучшие образцы японской литературы, от стихов до романов и дневников.
Слайд 21
То, что было создано в Японии в эти четыре столетия не утратило своей ценности и в XX в.
Информация о работе Культура Японии в период Хэйан IX – XII вв.