Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 23:48, курсовая работа
История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек
научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все
керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с
различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых
древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики,
произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было
сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с
сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения
изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику,
производители из разных стран делали похожие изобретения.
Целью данной работы является изучение техник и особенностей
технологии художественной керамики.
Введение 3
Глава 1. Техники художественной керамики
1.1 Виды керамики 4
1.2 Керамика древних цивилизаций 10
1.3 Центры производства российской керамики 18
Глава 2. Технология обработки художественной керамики
2.1 Основные и дополнительные способы декорирования
керамических изделий 25
2.2 Технологии обжига 30
Заключение 37
Список литературы 39
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная академия культуры и искусств»
Факультет художественного творчества
Кафедра декоративно- прикладного творчества
Курсовая работа
Техники и технологии художественной керамики
Работу выполнила:
студентка группы ХТ-30,
очного отделения
Винокурова Ольга
Научный руководитель:
Князева А. В.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Техники художественной керамики
1.1 Виды керамики 4
1.2 Керамика древних цивилизаций 10
1.3 Центры производства российской керамики 18
Глава 2. Технология обработки художественной керамики
2.1 Основные и дополнительные способы декорирования
керамических изделий 25
2.2 Технологии обжига 30
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 413
Введение
Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos —
глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей
глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда,
фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в
искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика,
фаянс, фарфор.
История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек
научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все
керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с
различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых
древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики,
произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было
сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с
сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения
изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику,
производители из разных стран делали похожие изобретения.
Целью данной работы является изучение техник и особенностей
технологии художественной керамики.
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
ü Изучить свойства глины;
ü изучить техники изготовления керамики;
ü изучить историю керамических изделий;
ü изучить виды глазури;
ü изучить технику художественной керамики.
Объектом данной курсовой работы является художественная
керамика как вид декоративного искусства.
Предмет - технология художественной керамики.
Данная курсовая работа является теоретической.4
Глава 1. Техники художественной керамики
1.1 Виды керамики
Фарфор, фаянс, майолика
Если история создания первого керамического сосуда
восстанавливается нами по материалам археологических исследований, то
история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна
достаточно хорошо. Фарфор - изобретение древних китайцев. Древнейшая
его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной уже
задолго до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его
изобретения - 1258 до н. э.
Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не
менял своих форм. Чаша и блюдо оставались основой различных стилевых
украшений.
Фарфор непроницаемый для воды и газа. В тонком слое
просвечивающийся. Звонкий и без пор.
Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и
термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и
применяется для изготовления высококачественной посуды,
художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро и
радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической
технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом
тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной
глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин фарфор в
англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике:
цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что
отражает высокую плотность соответствующего специального
керамического материала [10, С., 21].
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы
на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твердого не5
твердостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше
жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому более велика опасность
деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для
получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более
высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более
разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до
1300 °C. Мягкий фарфор используется
преимущественно для
художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы)
и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав
которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолини т. д., и
который отличается особой белизной и просвечиваемостью.
Фарфор покрывают глазурью или без глазури — бисквитный фарфор.
Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной
росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным
обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге
фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся
прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается
прозрачной глазурью.
Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и
низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже
обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия.
Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или
внутриглазурных красок, как их еще называют) проходит при 1200- 1350 С.
При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше
противостоит механическому и химическому воздействию кислых
пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора
используется намного более богатый набор красок.11
нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Египетская керамика в художественном отношении не может
сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие
и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для
додинастического периода. Для тасийской культуры характерны
бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части,
чёрного или коричнево-чёрного цвета с процарапанным орнаментом,
залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм,
покрытая коричневой или красной глазурью, с чёрными внутренними
стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I - тёмного цвета с белым
орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с
геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются
изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали
спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во
времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и
сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по
камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, -
встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения
виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.
Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига.
Для её изготовления употребляли глину в основном двух сортов:
коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей
(органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала
коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических
примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета,
бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в
долине и Дельте Нила, второй - лишь в немногих местах, прежде всего в
современных центрах гончарного производства - в Кенне и Белласе [14, С.,
43].
Самая примитивная коричневая керамика, часто с тёмными пятнами в12
результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего
красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном
обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной
(железистой) глины. Чёрные сосуды получали, зарывая их раскаленными
после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно
дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние
стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на
сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не
только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига
желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись
красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой
глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-жёлтый
грунт расписывали красками после обжига.
Античность
В античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги
вылепили первых людей. Одним из таких мифов стала история о Пандоре
( греч. "всем одаренная"). Так через ремесло и миф вошли в культуру
керамические сосуды.
Однако, керамика в античности - это не только сосуды. Долгое время
мастера Коринфа изготовляли для всей Греции плоские керамические
плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего
украшали объёмным рельефом. Сюда же, в храмы греки приносили
керамические вотивные таблички с обещаниями богам (лаг. vodvue -
посвященный богам). Широко была распространена в античном мире
крутая керамическая скульптура. Особенно прославился такой
скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в 3 в. до н.э. достигло
расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток ( итал.
terra cotta - жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо
служили детскими игрушками, либо опускались в могилу.13
Керамика для обычного горожанина часто заменяла дорогие изделия
из металла. А многие бытовые вещи делались в античности исключительно
из глины (веретена ткацких станков, рыболовные грузила, ульи и т.д.).
В Афинах керамическим производством занимался целый квартал
гончаров. Он находился в северо-западной части города и частично
располагался за городской стеной, близ большого некрополя -
официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды,
изготовлявшиеся здесь, использовались и в быту, и в ритуальных целях.
Технология была настолько проста, что часто использовался детский труд.
Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и
крупные производства с множеством рабов. Изготовление керамики было
столь широко налажено, что название квартала (Керамик) стало названием
для всех изделий из глины [14, С.,47].
Постепенно сложились три способа изготовления керамических
сосудов. Самым древним была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился
гончарный круг, а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с
помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и
характер оформления сосуда. И если при первом способе оформление еще
хаотично и слабо зависит от формы сосуда, а для второго характерны
ярусные росписи, то для третьего способа - рельефные украшения.
Сама же форма сосуда очень рано начала восприниматься как
человекоподобная (антропоморфная). Человек ощущал сосуд как
маленькое вместилище, в отличие от большого вместилища - дома или
города.
Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе
соответствовал этому назначению - быть вместилищем души земли на
разных стадиях (именно в крови тогда "видели" душу). Правда, сегодня до
нас не дошли многочисленные бытовые вазы. Мы знаем лишь самые
дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из
этрусских захоронений.14
Не стены пещер или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в
античности основой для выражения массового художественного
мировоззрения, а маленький и подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир
оказался в руках мастера. Он становится равным богу, творцом. Маленькая
поверхность сосуда заставляла экономить художественные средства.
Главное - линия и цвет. Мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые
оттенки. Содержание всегда (даже в самых роскошных стилях) выражено
скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (один козёл, а не
стадо: один осьминог, а не все морские животные). Да и сами формы
крайне стилизованы: рога - овалы, ноги – палочки, туловище -
треугольники и т.д. При этом, расписывая сосуд, вазописец иногда
расчленяет его на чётко читающиеся антропоморфные части (тулово,
горло, шейка, венчик, ручки, нога). А иногда, наоборот, создавая единый
рисунок, сливает эти части в целое. Так закладываются основы искусства
миниатюры.
Уже в ранней античности мы застаём огромное разнообразие форм ваз
и их росписи. В крито-микенском мире для хранения зерна использовались
огромные 2-х метровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину,
превышающую человеческий рост. Так в жарких условиях лучше было
сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные
чашечки с тоненькими, практически прозрачными стенками. Сегодня их
Информация о работе Техники и технологии художественной керамики