Формообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:04, шпаргалка

Краткое описание

Основные вопросы и ответы

Вложенные файлы: 1 файл

ответы -форма.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Формообразование.

    1. Виды композиции. Взаимосвязь основных видов композиции.
 

     Замкнутая композиция – такие изображения вписываются в раму так, чтобы оно не стремилось к краям, а замыкалось само на себе. Взгляд переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, т.е. стремится с любого места композиции к ее центру. Все композиционные элементы тесно связаны меду собой, пластически компактны. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины или это большое открытое пространство, в которые погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае оно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием неизображенной частью. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или скольжению по спирально-расширяющейся траектории. Она может быть сложной, но в итоге уходящей от центра. Не редко и сам центр отсутствует, вернее композиция складывается из множества равных мини-центров, заполняющих поле изображения. Симметричная композиция – ее основная черта – равновесие. Оно же является и базой целостности. Симметрия стремится к устойчивости. Она гармонична. Асимметричная композиция – не содержит оси или точки симметрии, формотворчество здесь свободнее, но асимметрия не снимает проблемы уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях уделяется особое внимание уравновешенности как предметному условию грамотного построения. Статичная композиция- устойчивое, неподвижное, часто симметрично-уравновешенные, композиции – спокойны, молчаливы, вызывают впечатления самоутверждения, несут в себе иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию. Динамичная композиция – внешне неустойчива, склонная к движению, асимметрии, открытости, прекрасно отражает наше время с его культом скорости. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность.

    1. Фронтальная композиция. Основные приёмы выявления фронтальности.

    Фронтальная (плоскостная) композиция – заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность композиции. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений (ковров, росписей, орнаментов тканей, а так же в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, в мозаике). Эта композиция тяготеет к открытости. 

    1. Объёмная  композиция. Основные виды объёмной композиции.

    Отличие объёмной композиции от остальных форм в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения в различных  поворотах. Она включает в себя новое  качество – протяжённость во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение – рельеф, как промежуточная форма, в которой объёмная светотень играет роль линии и пятна. Объёмная композиция чувствительна к освещённости, где основную роль играет не сила света, а его направленность. Рельеф должен быть освещён скользящим, не лобовым, светом, но этого мало, надо ещё учитывать, с какой стороны должен падать свет, т. к. от смены направления теней, вид произведения совершенно меняется. Объёмную композицию создаёт автор, а завершает её освещённость. 

    1. Глубинно-пространственная композиция. Выявление  пространственной композиции.

    Пространственная  композиция строится из объёмных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве. 1)сценическая композиция (декорации, бутафория, мебель и т. д.); 2)ритмическая организация групп в танце (цвет и форма костюмов); 3)выставочные комбинации декоративных элементов в залах или витринах. Во всех этих композициях активно используется пространство между предметами. Здесь большую роль играет освещение. Игра света и тени, объёма и цвета может кардинально изменить восприятие пространственной композиции. Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. Картина по форме плоскостная (фронтальная) композиция.  

    1. Средства  выявления фронтальной  композиции.

    Фронтальная композиция часто используется при  создании декоративных произведений (ковров, росписей, орнаментов тканей, а так  же в абстрактной и реалистической живописи, в витражах и мозаике). Эта композиция тяготеет к открытости. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объёмность предметов исчезает и заменяется плоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объёмных  иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции (формат, масштаб и пропорции, ритм, метр, контраст, нюанс, цвет, композиционные оси, симметрия, фактура, текстура, стилизация). 

    1. Средства  выявления объёмной композиции.

    (формат, масштаб, пропорции, ритм, метр, контраст, нюанс, цвет, композиционные оси,  симметрия, фактура, текстура, стилизация.) Нельзя называть какую-либо композицию  объёмной. Эта композиция входит в трёхмерные виды искусств – скульптура, керамика, архитектура и т. д. Её отличие от остальных форм композиции в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Целостность силуэта имеет равноценное значение в различных поворотах. Объёмная композиция включает в себя новое качество – протяжённость во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение составляет рельеф – промежуточная форма, где объёмная светотень играет роль линии и пятна. 

    1. Источники проектных замыслов в дизайне.

    Замысел идёт от идеи, идея от вдохновения, а  вдохновение, в свою очередь, от личных впечатлений. Даже самый простой  орнамент или ощущение от конкретного  цвета или места, полученное в какой-то момент может послужить вдохновением, которое рождает идею, а из этой идеи разрастается замысел всего проекта, путём накопления и объединения каких-либо дополняющих элементов к замыслу. Источниками проектных замыслов в дизайне может служить абсолютно всё: увиденное, услышанное и почувствованное.  

    1. Функции макетов в формообразовании.

    Макеты  служат в основном для того, чтобы  ясно представить будущий проект в трёхмерном виде. Масштабность макетов  относительно проектов во много раз уменьшается. С помощью макета можно относительно точно увидеть, каким будет проект в законченном виде, увидеть его функциональность, эстетичности соотношение с окружающей средой.

    Обучение  основам композиции – макетирование. Было вызвано стремлением сделать более эффективным изучение пластических качеств формы, развить объёмно-пространственное мышление. Чтобы уметь находить самый простой образ, нужно научиться через определённые упражнения развивать комбинаторные навыки. 

    1. Основные  макетные материалы  и способы их применения.

    Материал  для макетов может использоваться любой, в зависимости от того, как  полно нужно раскрыть в макете весь проект в целом (фактура, текстура, цвет, свет), но всегда присутствует одно условие – материалы для макетов  должны быть лёгкими. Такие как: бумага, картон, ткань, слюда и т. п. Обычное использование макетных материалов – это склеиванме или врезание (через прорези). Альберс – бумага, солома, фалога (нестандартный материал). Вместо клея – булавки, нити. Учащимся открываются новые возможности бумаги (гибкость, жёсткость, возможности сжатия и растяжения). Такие упражнения – тренировка развития пространства и конструктивность мышления. 

    1. Решение проектно-исследовательских  задач средствами макетирования.

    Макетирование в пректно-исследовательских задачах позволяет более глубоко проникнуть в суть проекта и во взаимосвязь его деталей между собой. Устранить некоторые недочёты, выявленные в ходе макетирования и добавить что-то, если при макетировании выявилась явная незаконченность проекта, когда «чего-то не хватает». 

    1. Основные  принципы формообразования в дизайне.

    С помощью  принципов создаётся порядок  форм в композиции, где каждая часть  целого расположена подобающим образом  по отношению к другим частям, с  учётом их функций – гармоничная  композиция. Композиционные принципы: ось, симметрия иерархия (подчёркнутое выделение формы или пространства с помощью размеров, очертаний или расположения относительно других форм и пространств в композиции), ритм, базовый элемент (линия, плоскость или объём, которые своей правильностью и протяжённостью собирают, задают измерения одинаковой или модифицированной формы), трансформация (этим принципом структуру, архитектурный замысел, организацию можно изменить отдельными манипуляциями и перестановками, отвечая на требования контекста или условий, без потери самоидентичности или базовой концепции). 

    1. Функциональность  и рациональная организация  форм.

    Сооружения  редко состоят из одного пространственного  объёма. Обычно они заключают в  себе целый ряд помещений, связанных  друг с другом по назначению, по расположению или по направлению движения. Организация форм пространство в пространстве (большое пространство заключает в своём объёме малое), взаимопроникающие пространства (большое пространство – трёхмерное поле для заключённого в нём меньшего), смежные пространства (большее пространство заключает в себе меньшее такой же формы, но иначе ориентированной), пространства связанные общим пространством (внутренний объём отличается по форме от внешнего). 

    1. Мобильность и вариабельность в формообразовании.

    Вариабельность  – видоизменение зависящее от выбора одной или нескольких функций, методом вариации, т. е. малых изменений  второстепенных элементов, частностей формы при сохранении того, что  является основой этой формы. Мобильность  – быстродвижущийся. 

    1. Комбинаторика как метод формообразования в дизайне.

    Комбинаторика как формообразование в дизайне  заключается в том, что в одном  проекте комбинируются разные материалы  и средства формообразования. При  этом вся композиция в целом должна оставаться целостной, органичной и пластичной. Комбинаторика может быть и количество комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, которые могут составить из заданного конечное множество объектов (безразлично какой природы). 

    1. Функционально-содержательное и формально-образные направления в комбинаторике.

    Функционально-содержательное направление в комбинаторике  – определяется прежде всего функциональным назначением. Именно назначение диктует  качество и количество возможных  комбинаций. Содержание определяется габаритами формы. Формально-образное направление в комбинаторике – насыщенность элементами, различающимися по форме, размеру, цвету, ориентации. Элементы делятся на две противоположные группы: позитивные, которые воспринимаются в виде фигур и негативные, которые составляют фон для фигур. Формально-образные комбинации составляются в зависимости от того, как мы интерпретируем взаимодействие между этими позитивными и негативными элементами в поле зрения, не теряя своей целостности. 

    1. Морфологическая трансформация как средство формообразования.

    Форма может  трансформироваться по одному или нескольким измерениям и сохранять свою идентичность какому-либо классу форм (по высоте, по ширине и т. д.). Трансформация форм на основе дефрагментации (преображение изъятием части объёма либо в другой класс форм). Трансформация форм на основе присоединения (преображение добавлением элементов к объёму). Сохранение или изменение идентичности формы.  

    1. Физические  параметры человека и формообразование предметов дизайна.

    В последние  годы разработано немало образцов удобных  и современных по своим формам предметов обстановки, которые позволяют  максимально использовать кубатуру жилого и офисного (рабочего) помещения. Предметы дизайна должны учитывать  физические параметры человека и пространства занимаемого им. Они должны быть рациональными, целостными и эстетически полноценными. Архитектурные формы и пространства заключают в себе человеческое тело, служат его продолжением и должны соответствовать его измерениям. От размеров и пропорций человеческого тела зависят размеры вещей и предметов, которыми пользуется человек, высота и дистанция, на которых находятся вещи и предметы. 

Информация о работе Формообразование