Законник Стефана Душана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:52, реферат

Краткое описание

В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.

Содержание

1. Образование Сербского государства.
2. Общая характеристика памятника (причины создания, источники, система)
3. Общественный строй Сербии по нормам Законника.
4. Право собственности и обязательственное право.
5. Система преступлений и наказаний.
6. Суд и процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по Душану.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Законник Стефана Душана

 

1. Образование  Сербского государства.

2. Общая  характеристика памятника (причины  создания, источники, система)

3. Общественный  строй Сербии по нормам Законника.

4. Право  собственности и обязательственное  право.

5. Система  преступлений и наказаний.

6. Суд и  процесс.

 

1. Славянские племена начали проникать на Балканский п-ов в к. V – н. VI в. Среди них были и племена, из кот-х впоследствии сформировался сербский народ и которые составили основу Сербского гос-ва. Центр этих племен нахадился в юго-западной части современной Сербии – в междуречье Дрины, Лима, Ибра и Зап. Моравы. Средневековое название этой области – Рашка. Впервые термин «сербы» упоминался в источниках о восстании Людевита Посавского (IX) и в трудах визант-го имп-ра Конст. Багрянородного (сер. X в.)

В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.

Несколько задруг составляли племя, а несколько племен – жупу, во главе кот-й стоял жупан. Его вл. была основана на принципе родоплеменных отношений. Жупан, совет старейшин и нар. собр-е – гл. органы родоплеменной демократии сербов.

В период военной демократии в организации и управлении жуп большую роль играли дружины.

Должности жупанов и старейшин постепенно становятся наследственными и закрепляются за отдельными зажиточными и влиятельными родами.

Классовое расслоение, возникновение феодальной част-й собственности, выдел-е знатных людей (племичей) приводят к тому, что органы военной демократии (жупаны, дружина) «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы гос-ва и угнетения, направленные против собственного народа» (Энгельс).

Кр. того, создаются новые органы публичной власти, несовместимые со старой родоплеменной орг-цией, покоившейся  на общественной собст-ти. Инст-т жупанов превращается лишь в один из органов гос-ва наряду с вл-ю короля, князя, воевод, сотников, казначеев, судей и т.д. К сер. IX века у сербов возникает раннефеодальное государство.

Вопрос о возник-ии сербской гос-ти и эволюции жупной орг-ции продолжает вызывать споры. В н. XX в. возобладала точка зр., что у юж. Славян первонач-но возникали непрочные п-кие объединения  - «племенные  корол-ва», созданные по чужеземному образцу, в кот-х жупаны лишь номинально подчинялись главе такого объединения. Новейшие исследования советских и зарубежных ученых опровергают эту точку зр. и отрицают широко распространенную теория от том, что гос-ть у сербов оформилась только в к. XII в., а жупная организация сохранялась в неизменном виде вплоть до сер. XIV века.

Возник-е Сербского г-ва было закономерным, внутренне обусловленным процессом развития общ-ва как рез-т формир-я феод-х отношений и раскола общ-ва на классы феод-в и крестьян. Однако на этот процесс (преимущественно на его форму) влияли также др. факторы :

- этнический состав насел-я балканских  областей,

- эконом-е, полит-кое, культурное, религиозное  влияние более развитых соседних  гос-в,

- необх-ть объединения перед лицом внешнего врага (Виз-ии, Венгрии, итал-х гос-в и др.).

При королях из рода Неманичей (к. XII – 2-я пол. XIV в.) на основе феодальных отношений происх-т укрепление и территориаль-е расшир-е Сербского г-ва.

В рез-те продолжительной войны с Виз-й Стефану Немани (1168-1196) удалось объед-ть под своей властью значит-ю часть серб-х земель, в 1190 году Виз-я признала полную независ-ть Сербии.

Большое знач-е для гос-й самостоят-ти имела борьба Сербского гос-ва за независ-ть своей церкви от виз-го патриарха и от римского папы. В Сербии была создана самостоят-я правосл-я церковь во главе с собственным патриархом и с богослужением на славян-м языке. Первым сербским патриархом стал сын Стефана Немани – Савва.

Наивысшего могущ-ва средневек-е Серб-е г-во достигло в сер. XIV в. При Стефане Душане.

Разв-е феод-х отнош-й сопровожд-сь острой борьбой трудящихся масс против закабаления и феодального гнета. Большую опасность для господствующих классов представляло антифеодаль-е движ-е богомилов, распространившееся и в Сербии. Сербские феодалы (духов-е и свет-е) жестоко расправлялись с еретиками. «И кто окажется еретиком, живя между христианами, да пожжется по лицу и да изгонится, кто же его будет таить, и тот да заклеймится» (ст.10 Законника Стеф. Душана).

 

Гос. сторой.

Во главе г-ва стоял монарх – крупнейший феодал.

В XII-XIV вв. в рез-те объединит-й п-ки Неманичей центр-я монарх-я власть усил-ся. В 1217 году сербский монарх получил от римского папы титул короля. Это событие в известной степени обусловило формальное признание полит-й завис-ти от католич-кой церкви. Кр. того, сан короля поднимал сербского государя до ур-ня других могущест-х монархов Зап. Евр. С точки зр. внутр-го полож-я провозглаш-е Стефана Неманича королем предопределяло верхов-во его власти над прочими крупнейшими феодалами. Наибольшее влияние центр-я власть имела при Стефане Душане (1331-1355), кот-й после присоед-я Македонии и Албании провозгласил себя «царем сербов и греков».

Могущество короля обеспечивалось наемным войском и эконом-ким превосходством над другими феодалами. Он располагал обширными владениями, к нему поступали налоги с населения. Основная часть доходов королевского двора тратилась на войско и личные потребности монарха. Различия между гос-й казной и личными средствами короля феод-я Сербия не знала.

В руках короля была сосредоточена значительная власть, поскольку он стоял во главе войска и гос-го аппарата в лице многочисленных князей, воевод, жупанов, сотников, кефалий, чельников, судей и т.д.

Помимо феодального ополчения (стрелки и конница) сербские короли располагали собств-м наемным войском, на кот-е они опирались в борьбе с мятежом властелей.

Немаловажное значение имело также то обстоят-во, что царь наряду с патриархом (ст. 24 Законника С.Душана). Практически царь со своим ближайшим окружением решал все текущие вопросы гос-й политики.

Сословие феодалов организационно строилось на основе принципа сюзеренитета-вассалитета и феодального иммунитета. Это приводило к тому, что политическая власть в стране осуществлялась не только центр-м гос-м аппаратом, возглавлявшимся королем, но такж и самими феодалами.

В сербском раннефеод-м гос-ве политич-я власть фактически в значительной мере сливалась с экономической. Феодал был не только собственником земли, но и полит-м властителем в ее пределах. Отсюда полит-е функции феодала считались его частным привом наравне с правом на землю, стада коров, замок, столовую утварь и пр.

Церковь в Серб. явл-сь коллектив-м феодалом, главной идеологической силой и гос-й организацией, участвовавшей в управлении эксплуатируемыми массами.

Власть сербского короля не была абсолютной. Она была ограничена собором (съездом) крупнейших светских и духовных феодалов.

Компетенция сербского собора не была строго очерчена, поэтому его созыв определялся конкрет-й полит-й ситуацией.

Как правило, собор вместе с королем решал наиболее важные вопросы: выбирал архиепископов, избирал королей, принимал важнейшие законы. Напр., в 1349 году собор в Скопле одобрил Законник Стеф. Душана.

Ограничение власти царя по отношению к феодалам зафиксировано в Законнике Стеф. Душана. Царь не имел права нарушать Законник. Законы, отменяющие или противоречащие Законнику, были недействительны.

Местные органы управления

В период раннефеодальной монархии основ-й административно-территориальной ед-цей была жупа, кот-я сохраняла пережитки прежних родоплеменных отнош-й и обладала некот-й долей самоуправления. Во главе жуп стояли жупаны, назначавшиеся из числа представ-й наиболее знат-х родов. Основ-й задачей жупанов был сбор налогов и обеспеч-е выпол-я повинностей насел-м жупы. Жупаны управляли жупой не как феодаль-е собственники, а как представители гос. власти: 1/3 доходов, поступающих в виде налогов с данной территории, шла в пользу жупанов, 2/3 – в пользу казны.

В XII-XIV вв. в Сербском гос-ве происх-т перестройка административно-территориального деления. Она была вызвана тем, что старая система, во-первых, не отвечала окончательно сложившимся феод-м отнош-м и территориаль-му расширению гос-ва; во-вторых, возникнув в условиях сущест-я ряда независ-х сербских гос-в, она представляла опред-ю помеху объединит-й политике Неманичей. Новое деление определялось военно-феодальным характером Сербского гос-ва. Вся страна была поделена на области, во главе кот-х стояли королевские наместники. Им подчинялись воеводы. Каждая область делилась на волости (жупы), которые не совпадали со старыми жупами. Во главе этих новых жуп как административно-территориальных ед-ц стояли князья, чельники, кегралии и т. д. Старый инст-т жупанов – основное звено прежнего административного управления – был постепенно ликвидирован: с начала XIII в. в Рашке, а с конца столетия – в др. областях – Зете, Требинье, Холме. Жупаны утрачивали свою ведущую роль в местном административном управлении. В этих условиях жупанами стали  называть себя крупные феодалы, обладавшие значительными привилегиями, управлявшие в своих землях на правах собственников. Они имели свой административ-й аппарат, распоряжались баштинными владениями, устанавливали отработки и налоги с крестьян и т.п. В ходе раздробления сербского гос-ва они становились самостоятельными монархами.

 

2. Первоначальную основу сербского права составляли обычаи, должным образом приспособленные к интересам господствующего класса. Право Сербии испытало некоторое влияние византийского законодат-ва. Однако сравнительно быстро в стране был создан самобытный правовой сборник, получивший известность как Законник Стефана Душана. Зак-к стал основным памятником сербского феодального права. Он появился во времена наивысшего усиления власти сербской монархии, объединившей под своим скипетром все основ-е области Сербии.

"Законник С. Душана" — был  выработан на соборе 1349 г. в г. Скопле, в котором принимали участие  патриарх Сербский с духовенством  и царь с властелями, но впоследствии  дополнен новыми статьями. Он дошел до нас во множестве списков. В древнейших из них вместе с "Законником" помещаются еще две сербские компиляции византийских законов: сокращенная "синтагма Матвея Властаря" и "Закон царя Юстиниана". В 1354 г. к тексту были сделаны дополнения. Позднее добавились несколько десятков статей – в основном правил судопроизводства – из разных законодательных источников разного времени. Во многих вопросах «Законник» ориентировался на византийское церковное право «Номоканона» и «Синтагмы» (особенно в ст. 1 – 28). Но основное содержание отразило своеобразные институты сословного строя Сербии и жесткую правовую политику властителей государства-«деспотовины». Большая часть статей посвящена церкви, ее праву и христианской морали, а также уголовному праву и процессу.

Из введения к Законнику следует, что к середине XIV в. в Сербии уже сложилась сословная монархия. Царь выступает здесь только как первый среди равных по отношению к властеле, облеченной законодательными правами, и это впечатление еще более усиливается при анализе последующих статей, в частности 171-й, которая прямо указывает на зависимость царской власти от законов, установленных собором. Правда, считается, что эта статья была внесена в Законник уже при преемнике Душана, когда его (Душаново) царство практически распалось, но несомненно, что основы зависимости царской власти от постановлений сословно-представительного органа были заложены уже в предшествующий период.

За преамбулой в Законнике следуют статьи, определяющие правовое положение двух первых сословий государства — духовенства и властелы. Из них видно, что упомянутые сословия имели особые налоговые льготы, а властела к тому же обладала широкими наследственными правами на владения, пожалованные царем (в качестве основного объекта пожалований фигурирует жупа).

Следовательно, интенсивное развитие иммунитета и оформление властельского сословия, обладающего монополией на политическую деятельность, идут синхронно.

Для обозначения низшего слоя в Законнике употребляется термин «люди» и нормируется правовое положение этого сословия. Правда, наряду с этим употребляются и особые термины, заимствованные из византийского лексикона, как то: «парики» (в хрисовулах) и «меропхи»; заметное место в сербском обществе рассматриваемого периода занимали также «влахи» — потомки романизированного дославянского населения, основным занятием которых было кочевое скотоводство; наконец, еще два термина обозначали особые категории населения, исключенные из состава высшего сословия, — отроки и себры.

В Сербии существовали две принципиально различные категории собственности — баштаны: баштина властельская, или свободная, и баштина людей-землян. Определению статуса свободной баштаны отведены восемь статей Законника, следующих одна за другой в его начальной части (ст. 39-46). Из них явствует, что такая баштина была не только наследственной, но и свободно отчуждаемой; обязанности, вытекавшие из обладания ею, сводились к несению военной службы и уплате в казну «царского дохода», который, судя по одной из последних статей второй части Законника, мог носить натуральный или денежный характер. Налог обязан был платить всякий человек, т.е. крестьянин, а ответственность за его поступление возлагалась на властелина. Царь жаловал властеле в баштину села или, как уже говорилось, целые жупы. Кроме того, существовала особая категория лично-зависимого населения — вышеупомянутые отроки, которые находились в вечной баштине господина.

Баштину низшего разряда (владельцами которой часто выступают люди-земляне) составляли земельные участки (нивы и виноградники), обложенные повинностями в пользу как царской казны, так и властелина (ст. 174). Владелец такой баштины мог отчуждать ее лишь при соблюдении определенного условия с тем, чтобы не пострадали интересы господина, т.е. новый владелец должен был взять на себя обязанности работника.

Особое место в Законнике занимает статья 68, регламентирующая в общегосударственном масштабе повинности и платежи меропхов, которые, видимо, во времена Душана составляли основную категорию сельского населения Сербии. В статье речь идет о некоторой сравнительно узкой прослойке крестьян, проживавших в имениях т. н. «прониаров». «Прония» представляла собой (в Сербии, как и в Болгарии или в Византии) такую категорию условной собственности, которую (в отличие от баштины) нельзя было свободно отчуждать. Из статьи 139 второй части Законника следует, что установленные нормы, распространялись на имения не только властельские, но также церковные и царские, причем по поводу нарушения этих норм меропх мог тягаться с господином — будь то царь и царица, церковь или властелин. Более того, статья 67 наводит на мысль о том, что существовали известные нормы эксплуатации и в отношении отроков.

Информация о работе Законник Стефана Душана