Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, контрольная работа
Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма.
Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма. Такова историческая закономерность: если социально-экономическая система у некоторых народов пришла к логическому концу, отстававшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии.
Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в Королевстве франков? Потому что они стали преемниками Рима в Западной Европе.
Франки — одно из германских племен. Сначала они жили по берегам Рейна, но в III в. начали свою экспансию и к X в. завоевали центральную часть Западной Европы.
Что из себя представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины — марки. Марка — это уже не родовая община, а сельская. Если родовая община — большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась между членами марки, и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находились в частной собственности.
Государства пока еще не было. У франков был строй военной демократии, который переживали все на роды на пороге рождения государства. Верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных действий выбирало военного вождя. Та-кой вождь у древних греков назывался басилевсом, у римлян — рексом, у восточных славян — князем, а у франков — королем. Естественно, в ходе завоеваний власть короля усиливалась, а власть народного собрания сокращалась. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а вместе с ним возвышалась военная верхушка — королевские дружинники. Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами: королю было выгодно! привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Они! зависели от милостей короля и не могли ограничивать его власть! от имени народа. Военные-профессионалы и составили правящую верхушку общества, они были поставлены над общинами. Однако появление правящей верхушки — это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения.
В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная — аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам, а поскольку они не состояли в общинах, землями давалась не в общинную, а в частную собственность. Одна ко аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец занимался хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения — бенефиций.
Бенефиций давался уже не в собственность, а только пользование при условии несения военной службы. Кроме тог бенефиций давался вместе с крестьянами, которые были общины нести феодальные повинности и пользу бенефициария.
Но зачем королю было раздавать землю своим дружинникам? А затем, что за военную службу надо платить, а при неразвитых еще товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно. Поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс феодалов рождался как класс военных, причем не только у франков, но и у других народов.
Введение бенефициев было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войска — тяжеловооруженную конницу в рыцарских доспехах. Эта конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила им завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно к большой доход, который освобождал рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он и получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.
Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в наследственную феодальную собственность, т. е. в феод.
Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдава лись под власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной истинности. Военные походы отрывали крестьян от хозяйства, и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. К середине IX в. процесс закрепления крестьян феодалами был почти закончен. Завершающим актом Феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.
Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный землевладелец должен был являться на службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владениям. Этот отряд он формировал из военных профессиональных — рыцарей, которым выделял часть земли и крестьян в моих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали иметь мощного покровителя.
Чем больше были владение феодала, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе уступал королю, И короли жаться землей. Феодал не мог были вынуждены подтверждать отобрать у крестьянина землю. суверенитет таких феодалов, да иммунитеты —г документы, по которым феодал в своих владениях заменял короля.
Что из себя представляло хозяйство франков, когда формирование феодализма закаливалось, т. е. в VIII—IX вв.?
Городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше. Поэтому мы должны рассматривать практически, только одну отрасль хозяйства — сельское хозяйство. Задача упрощается тем, что хозяйство страны состояло из одинаковых по характеру и структуре, экономически между собой не связанных феодальных владений. Владения монастырей, епископов и даже самого короля принципиально не отличались от остальных феодов.
Однако
нужно уточнить, что такое феодализм
и феодальная собственность на землю,
потому что европейский классический
феодализм существенно
Феодальные отношения предполагали двух собственников земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, толь ко к покупателю переходила и обязанность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в феодальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих зависимых людей так и называли — рабами (сервами).
Хозяйство феода было натуральным: здесь не про изводилась продукция для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, производилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в остальном мире. Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хозяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделе но от земледелия: ремесленники из крестьян выполняли закалы своих соседей и самого феодала, но не готовили изделий для продажи за пределы феода. И потому быт крестьян и феода лов пока различался немногим: феодалы ели ту же пищу, что крестьяне, носили такую же одежду домашнего изготовления.
Торговля, как уже было сказано, существовала в зачаточной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для торговли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был "божий мир": здесь нельзя было грабить и убивать, то считалось тягчайшим грехом. Чтобы понять это обстоятельство, надо представить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым был вне закона. Его можно было безнаказанно огранить и даже убить. Особенно соблазнительной и беззащитной добычей был купец, который приезжал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой.
Потом торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера "божьего мира" теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это премия над площадью поднимался флаг, и площадь становилась мастью церкви. Так рождались первые ярмарки.
Подводя итоги пяти столетиям, которые прошли после гибели Рима, мы прежде всего замечаем регресс в экономике и культуре: исчезли города, а с ними развитое ремесло, наука, искусство; товарное производство сменилось натуральным. Но новые феодальные отношения давали больше возможностей для экономического развития.
Зависимый от феодала крестьянин был значительно больше раба заинтересован в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него: ведь рента была фиксированной.
Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата плевых, то теперь его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создавались оптимальные условия для развития хозяйства. Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков подготовили гибель своего королевства.
В IX в.
оно распалось на мелкие государства. Закономерность
феодальной раздробленности определялась
натуральным характером хозяйства, когда
страна состояла из экономически изолированных
небольших районов.
В
XI — XV вв. западноевропейский
В
экономической структуре западноевропейского
Наиболее
законченный, классический характер феодальные
отношения приобрели в XI — XV вв. во Франции.
Политическое обособление Франции и формирование
ее как национального государства началось
в середине IX в. Оно происходило в условиях
феодальной раздробленности, сохранявшейся
до конца XI в. В IX — XI вв. усиливается натурализация хозяйства
В
XI — XIII в. во Франции в результате усилившихся
процессов общественного разделения труда
и развития хозяйственных связей между
отдельными областями страны постепенно
исчезает их экономическая и политическая
обособленность. Это создавало условия
для укрепления централизованной королевской
власти, для объединения страны. Феодальное
государство во все большей степени становится
орудием угнетения народных масс, закрепления
власти феодалов над крестьянами. Это
прежде всего выразилось вт ом, что монопольная
собственность феодалов на землю становится
почти неограниченной. Утверждается принцип
«нет земли без сеньора»: каждый участок
земли должен был принадлежать тому или
иному феодалу, а существования свободного
крестьянского землевладения исключалось.
Чтобы сделать монополию сеньоров на землю
как можно более прочной, во французской
деревне насаждается система майората:
сеньория (поместье) наследовалась целиком
или на две трети только старшим сыном
умершего феодала. Крестьяне были держателя
предоставляемой им феодалами земли, прикреплялись
к ней на основе феодального права.
«В
средние века не освобождение народа от
земли, — указывал Ф. Энгельс, — а напротив,
прикрепление его к земле было источником
феодальной эксплуатации».
Что
касается личной феодальной зависимости
французских крестьян, то наиболее распространенной
ее формой явился серваж. Различные категории
зависимого крестьянства были сведены
в это время к основной группе крепостных
крестьян — сервов. Они имели земельные
наделы, вели свое хозяйство и за это несли
в пользу феодала многочисленные и разнообразные
повинности. Сервы были юридически бесправны:
крупные феодалы имели право уголовного
суда, могли даже казнить виновных. Особенно
тяжелы были феодальные повинности крестьян
в их хозяйственной деятельности. Крестьянин
платил помещику «посевной» оброк», составляющий
обычно четверть урожая. Другую долю урожая
— одну десятую — забирала у крестьян
церковь (церковная десятина).
Большое
распространение получил банилитет —
монопольное владение дворян хозяйственными
В
результате усиленной эксплуатации сервов
французским дворянам удалось достичь
заметного роста сельскохозяйственного
Значительно расширилась посевная площадь, повысился уровень агротехники, шире начали применять удобрения (торф), разнообразнее стали сельскохозяйственные культуры (зерновые, бобовые, овощи, фрукты, виноград, цитрусовые). Совершенствуются земледельческие орудия труда (массовое применение тяжелого плуга). Расширяются стойловое содержание скота, большое распространение получает овцеводство. Но в целом хозяйство поместий французских феодалов в XI — XIII вв. было по-прежнему глубоко натуральным.
На
рубеже XIII — XIV вв. и в последующие
столетия развитого феодализма в
экономическом строе Франции
происходят существенные сдвиги. Крепостническая
сеньория с ее барщинной системой
начинает переживать глубокий кризис.
Натуральное хозяйство
В связи с усилением феодального гнета многие крестьянские хозяйства разоряются. Положение крестьян еще более осложнялось вследствие постоянных войн между феодалами, а также из-за частых неурожаем, голода и эпидемий. С ростом эксплуатации крестьян усиливается их сопротивление феодалам, обостряется классовая борьба. Наиболее мощные крестьянские восстания против феодалов во Франции приходятся на XIV в., который вошел в историю как период крупнейших битв крестьянства с феодалами. Особенно большие размеры получило вспыхнувшее в 1358 г. восстание французских крестьян под названием «Жакерия» (от «Жак-простак» — презрительной клички французского крестьянства»). Несмотря на мужество и героизм восставших крестьян, поднявшихся на вооруженную борьбу со своими угнетателями, французским феодалам удалось потопить восстание в крови. Жакерия потерпела поражение. Тем не менее она имела большое историческое значение и нанесла ощутимый удар по позициям французских дворян.