История России на рубеже 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:03, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, говоря об отдельных стихах, выявить общие черты поэзии Фета, уяснить, чем отличается Фет от своих предшественников и что нового, и важного внес он в большую русскую литературу. Разобрать и понять всю лирику поэтической души А.А. Фета, тем саамы понять его мировоззрение и погрузиться в эпоху его жизни.

Задачи исследования
1. Проследить историю развития творчества А.А. Фета.
2.Определить темы и характер в творчестве А. Фета.
3.Исследовать систему образов-символов, характерных для лирики А. Фета.

Содержание

Теоретическая часть
Введение …………………………………………………………
. Эпоха, в которой жил А.А. Фет …………………………………
. Биографические особенности, которые послужили толчком для проявления художественного мира поэта …………………………………...
3. Основные темы и мотивы лирики А.А. Фета …………………..
3.1. Поэзия в лирике А.А. Фета …………………………………..
3.2. Тема любви в лирике А.А. Фета …………………………….
3.3. Образ любви-воспоминания в лирике А.А. Фета ………….
3.4. Черты импрессионизма в лирике А.А. Фета ……………….
3.5. Тема природы в лирике А.А. Фета …………………………..
3.6. Сонет в лирике А.А. Фета ……………………………………
II. Практическая часть
Периоды творчества А.А. Фета.
Первый период 1840-1963 г.г. «Лирический пантеон»
Разбор стихов ……………………………………………………..
Второй период – поэтическое молчание 1863-1883 г.г.
Разбор стихов ……………………………………………………..
Третий период 1883-1892 г.г. «Вечерние огни»
Разбор стихов…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть

  Введение …………………………………………………………

    1. .  Эпоха, в которой жил А.А. Фет …………………………………
    2. .  Биографические особенности, которые послужили толчком для проявления художественного мира поэта …………………………………...

         3.  Основные темы и мотивы лирики А.А. Фета …………………..

3.1.  Поэзия в лирике А.А. Фета …………………………………..

3.2.  Тема любви в лирике А.А. Фета …………………………….

3.3.  Образ любви-воспоминания в лирике А.А. Фета ………….

3.4.  Черты импрессионизма в лирике А.А. Фета ……………….

3.5.  Тема природы в лирике А.А. Фета …………………………..

3.6.  Сонет в лирике А.А. Фета ……………………………………

II. Практическая часть

  1. Периоды творчества А.А. Фета.
    1. Первый период 1840-1963 г.г.  «Лирический пантеон»

Разбор стихов ……………………………………………………..

    1. Второй период – поэтическое молчание 1863-1883 г.г.

Разбор стихов ……………………………………………………..

    1. Третий период 1883-1892 г.г. «Вечерние огни»

Разбор стихов…………………………………………………….

 

.

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть

 

 

Введение

Афанасий  Фет. «Добровольно иду к неизбежному…» 

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) - замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Не сразу  оценили его многие современники: насмешки, резкое неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные, - вот шлейф литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Революционные демократы его не любили; им равно не нравились и его публицистические выступления, и его стихи. В поэзии его не было, правда, никакой политики, но именно это и раздражало сторонников полезного, гражданского искусства. Фет надолго стал символом свободного художника, равнодушного к больным современным проблемам.

А. А. Фет принадлежит  к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой  ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху и сам никогда не стремился к славе. Начало поэтической деятельности Фета пришлось на самый трагический период истории русской поэзии. Только что был убит Пушкин. Вскоре убили Лермонтова. Через год после смерти Лермонтова погиб Кольцов. И сразу сошли со сцены все видные поэты. А. Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было заклеймено ярлыком “искусство ради искусства”. И долгое время никто не желал видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал: “Пустыня!”   

Высочайшим  образом оценил поэта двадцатый век. Уже в самом начале века Фета называли "певцом молчания", "певцом неслышимого", новый читатель с упоением внимал Фетовским строкам, что движутся "воздушной стопою", "едва произнесенные". "Вся мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от его стихотворений замирает сердце, кружится голова",- писал известный литературный критик К.Айхенвальд. Сегодня многие литературные критики сходятся во мнении, что А.Фет относился к поэтам-философам, в своём творчестве глубоко и самобытно осмысливающим жизнь.    

 Стихи А.  А. Фета любимы у нас в  стране. Время безоговорочно подтвердило  ценность его поэзии, показало, что  она нужна нам, людям XXI века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.    

 В настоящей  курсовой работе на примере  не просто самых известных,  но и самых характерных произведений я рассматриваю творчество Афанасия Фета.      

 Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, говоря об отдельных стихах, выявить общие черты поэзии Фета, уяснить, чем отличается  Фет от своих  предшественников и что нового, и важного внес он в большую русскую литературу. Разобрать и понять всю лирику поэтической души А.А. Фета, тем саамы понять его мировоззрение и погрузиться в эпоху его жизни.

 

Задачи исследования

1. Проследить историю  развития  творчества А.А. Фета.

2.Определить темы и характер  в творчестве А. Фета.

3.Исследовать систему образов-символов, характерных для лирики  А. Фета.

4.Охарактеризовать особенности изменения стиха в течение творческой жизни поэта.

Объект  исследования – лирика А. А. Фета, она занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, "Фетовский почерк» придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.

Предмет исследования – особый стих поэта. Приемы создания стиха перекликающиеся с жизненными этапами А.А. Фета.

 

1. Эпоха в которой жил А.А. Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в эпоху правления Александра I в 1820 году, а скончался в 1892 . За его жизнь сменилось четыре правителя государством . Менялись законы и порядки, правители и система жизни, но «Фетовский почерк» оставался неизменным.

Правление Александра I

В 1820 году Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г . военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г . деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г . права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу. Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

19 ноября 1825 года вдали от столицы  в Таганроге, умер Александр  1 После смерти Александра I Россия почти месяц жила без императора. По закону о престолонаследии, после Александра I, не оставившего потомства, Российским государем должен был стать брат покойного императора Константин Павлович. Но в начале 20-х годов XIX века Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая и оформил свое отречение официальным письмом к Александру I. Александр принял отречение брата, но держал его в тайне. После смерти императора Александра I великий князь Николай Павлович присягнул на верность Константину и повелел привести к присяге армейские полки. Сенат разослал указ о приведении всех чинов к присяге на верность новому императору. Тем временем в Государственном совете вскрыли пакет с отречением Константина. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу — помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Вступление на престол императора Николая I сопровождалось бурными событиями. Новый император, казалось, с первых шагов вступил в конфликт со знатью, привлекая к следствию и отправляя на каторгу замешанных в неудавшемся восстании дворян.

Правление Николая I

Николай I одной из главных задач  своей внутренней политики считал регламентацию  всех сторон российской жизни. Второму отделению императорской канцелярии под руководством возвращенного на службу М.М. Сперанского было поручено привести в систему все российское законодательство. В 1830 г., после 4-летней работы, было издано 45 томов «Полного собрания Российских законов», в которые вошли почти все указы, начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича до кончины Александра I (более 30 тыс. актов). К 1832 г. вышли еще 6 томов, включивших законодательные акты 1825— 1830 гг. В следующем году были подготовлены 15 томов действующего законодательства - «Свод действующих законов Российской империи».

В 1826 г. по указу Николая I было образовано III Отделение императорской канцелярии, заменившее собою упраздненное министерство полиции. Главной функцией III Отделения стал политический сыск и надзор. Был создан мощный государственно-полицейский аппарат для борьбы с широко распространившимся инакомыслием. В том же году вводится новый цензурный устав, ужесточивший административный контроль за деятельностью литераторов и журналистов.

Война с Персией

В 1826-1828 гг. Россия вела войну  с Персией. Русско-персидская война  была начата Персией (Ираном) с целью  возвращения территории Восточного Закавказья. По миру, заключенному в Туркманчае, Персия уступила России ханства Эриванское и Нахичеванское и заплатила 20 млн. руб. серебром контрибуции.

Предпосылкой русско-турецкой войны 1828-1829 годов был кризис Османской  империи, вызванный национально-освободительной  революцией 1821-1829 годов в Греции. В ходе войны русские войска взяли  крепости Карс и Эрзерум (Закавказье), разгромили турецкие войска в Болгарии, подошли к Константинополю. Война окончилась в 1829 году подписанием Адрианопольского мирного договора, по которому признана независимость Греции, восточный берег Черного моря, признал ее покровительство над Молдавией, Валахией и Сербией, открыл русским судам свободное плавание по Дунаю и Дарданеллам.

В ноябре 1830 года на территории Королевства  Польского, Литвы, Западной Белоруссии и Правобережной Украины вспыхнуло восстание против русского царизма. Власть в Польше перешла к временному правительству, которое возглавил князь Адам Чарторыйский. Под нажимом радикальной части повстанцев началась вооруженная борьба против царских войск. Сейм лишил Николая I прав на Польшу. Однако силы были неравны. В сентябре 1831 года генерал И.Ф. Паскевич занял Варшаву. Сейм был распущен, а Королевство Польское лишено автономии. Николай I отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 году Александром I.

В 1832 г. были введены звания потомственных  почетных граждан (присваивалось детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-2 гильдии) и почетных граждан (присваивалось чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати, то есть приобретали часть дворянских привилегий.

Формирование революционно - демократических идеологий

В 30-40-е гг. началось формирования в  русской общественно-политической жизни революционно-демократической  идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

В 1837—1841 гг. проводится реформа управления государственными крестьянами (государственные  крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Реформа предусматривала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний. В 1847 г. крестьянам предоставили право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. последовал указ, разрешавший всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.

В апрель 1854 г. — февраль 1856 г. развернулась англо-французская интервенция в Крыму. Многочисленные эскадры союзников появились почти во всех русских водах: в Черном, Балтийском, Белом морях, у берегов Камчатки. Главные военные действия развернулись на южных рубежах России. Союзники осадили Севастополь, в гавани которого был заперт Черноморский флот; чтобы преградить доступ неприятельским эскадрам, часть кораблей флота была затоплена при входе в Севастопольскую бухту. В течение 11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. При его защите отличились адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин, все трое павшие геройской смертью.

В апрель 1854 г. — февраль 1856 г. развернулась англо-французская интервенция в Крыму. Многочисленные эскадры союзников появились почти во всех русских водах: в Черном, Балтийском, Белом морях, у берегов Камчатки. Главные военные действия развернулись на южных рубежах России. Союзники осадили Севастополь, в гавани которого был заперт Черноморский флот; чтобы преградить доступ неприятельским эскадрам, часть кораблей флота была затоплена при входе в Севастопольскую бухту. В течение 11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. При его защите отличились адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин, все трое павшие геройской смертью.

Правление Александра II

18 февраля 1855 г. на российский  престол вступил 37-летний Александр II, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский. Александр Николаевич задолго до кончины отца начал знакомиться  с государственными делами: с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года – Синода.

Александр-II закончил трудную восточную  войну Парижским миром на весьма тягостных для России условиях. 18 марта 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, в основном сохранивший  довоенные границы. Устье Дуная отошло к Турции; Черное море было объявлено нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Наиболее существенным последствием поражения России было то, что она лишилась права иметь на Черном море военный флот.

Информация о работе История России на рубеже 19 века