Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад
Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.
7. Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.
10.Светские учебные заведения стали создаваться в России во второй половине XVII века. Так, в 1654 г. При Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где училось около 30 чел. Ученики получали жалование и находились в полном руководстве приказа. А в 1681 г. При Приказе печатного дела была базирована Типографская школа, численность которой скоро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и остальные профессиональные школы с маленький численностью учеников.
В 1715 г. Была создана Морская
академия (Академия морской гвардии),
которую расположили в
управление Морской академией в период
её становления осуществлял граф А.А.Матвеев.
Учащиеся считались на военной службе
и находились на полном государственном
обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской
академии регламентировалась специальной
аннотацией, которую утвердил Петр I.
Развитие особых учебных
заведений в России сдерживалось
недочетом грамотной молодежи. Во
всех учебных заведениях начала XVIII
века приходилось заниматься повышением
общеобразовательного уровня учащихся.
Это удлиняло сроки обучения и
отвлекало преподавателей от занятий
по главным предметам. Нужно было
сделать сеть начальных учебных
заведений в различных регионах
страны. Поэтому Петр I решил сделать
школы для солдатских детейпри49полкахрусскойармии.
С 1721 г. Гарнизонные школы начали
учреждать уже при каждом полку.
Требовалось, чтоб в школе грамоте
и разным ремеслам училось 50 человек.
Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские
школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле.
В этих школах детей матросов, плотников
и остальных мастеров учили “грамоте
и цифири”. Аналогичные задачки ставились
и перед горнозаводскими школами, которые
создавались в Карелии, на Урале и в остальных
регионах России.
Важную инициативу показал вице-губернатор
А.А.Курбатов, который в 1711 г. Открыл вАрхангельскеначальнуюшколу
для местных детей. Петр I обрадовался
такому начинанию и указом от 28 февраля
1714 г. Потребовал создавать арифметические
школы для обучения мальчиков основам
математики и письму. Эти школы были всесословными
и располагались при архиерейских домах,
верфях, горных заводах и полках российской
армии.
таковым образом, в первой четверти XVIII
века в России начала складываться государственная
система образования молодежи. Это создало
определенные предпосылки для открытия
светских высших учебных заведений.
11. В России в первой
четверти XVIII в. --значительно увеличилось
издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно
без основательной учебной базы, без учебников,
справочной ЛИТЕРАТУРЫ , наглядных пособий.
За эти годы было издано книг больше, чем
за все предшествующие 150 лет с начала
книгопечатания.
Дальнейшим важным шагом в утверждении
светской культуры -- были введение гражданской
азбуки и начало гражданской печати.
Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 г,
упростила сложную кириллицу и способствовала
дальнейшему разделению сферы СВЕТСКОЙ
и церковной книжности.
По меткому выражению Ломоносова, "при
ПЕТРЕ Великом не одни бояре и боярыни,
но и буквы сбросили с себя широкие шубы
и нарядились в летние одежды".
Окончательный вариант гражданской азбуки
был утвержден Петром I в
1710 г. -"Сими литерами,- указывал
он,-печатать художественные и мануфактурные
книги".
Дальнейшим важным шагом в утверждении
СВЕТСКОЙ культуры -- были введение гражданской
азбуки и начало гражданской печати. Реформа
шрифта, проведенная в
1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу
и способствовала дальнейшему разделению
сферы
светской и церковной книжности.
По меткому выражению Ломоносова, "при
Петре Великом не одни бояре и боярыни,
но и буквы сбросили с себя широкие шубы
и нарядились в летние одежды".
Окончательный вариант гражданской азбуки
был утвержден Петром I в 1710 г. "Сими
литерами,-указывал он,-печатать художественные
и мануфактурные книги".
Правительство активно использовало книгу
для пропаганды проводимых реформ.
В указах, регламентах, манифестах, публицистике
излагались события внутренней жизни,
утверждалась и обосновывалась необходимость
преобразований.
В России начали издавать официальную
печатную газету "Ведомости" (1703),
в которой публиковались внутренняя и
иностранная хроника, сведения о военных,
хозяйственных и культурных событиях.
С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных
календарей, не прекращавшийся ни
на один год вплоть до настоящего времени.
Гражданские календари пользовались
успехом, и тираж их для того времени был
немалым (до 2 тыс.).
В них содержалась разнообразная и полезная
информация. Но вместе со сведениями
по агрономии, математике, истории, данными
о погоде, "плодородии и недородии",
"болезнях сего года" можно было узнать
и свой гороскоп, и толкование снов.
Поставив книгопечатание на службу преобразованиям,
Петр I содействовал расширению базы для
развития книжного дела. В это время увеличилось
число типографий, появились типографии
гражданской печати, началась их специализация
по виду издания литературы (учебники,
карты, таблицы, официальные материалы,
духовные книги и т. д.).
Создание в Петербурге ,Академии наук
было крупным событием в общественно-культурной
жизни России.
В стране впервые возник научный центр,
имевший достаточно оснащенную базу для
исследования в различных областях знаний.
Культурные преобразования первой четверти
XVIII в. определяли основное направление
историко-культурного развития.
Культура этого времени представляла
еще своеобразный сплав новаций и традиций
(появление светской школы и сохранение
патриархальных форм обучения; развитие
светских знаний и предоставление Синоду
права цензуры;
новое отношение к человеку и сохранение
крепостной зависимости, бесправного
положения основной массы народа;
во многом переходный еще характер литературы
и искусства и т. д.).
Новая СВЕТСКАЯ культура -- еще довольно
ограниченно проникала в среду дворянства
и купечества; крестьянство же вовсе было
лишено возможности приобщения к ней.
Уложенную комиссию 1767-1768 гг., где впервые
публично высказывались соображения
по вопросам образования, отмечалась небольшая
польза от заведенных в России в петровское
время училищ.
Во второй половине XVIII в. ЛИТЕРАТУРА и
искусство более органично входят в общественно-культурную
жизнь.
Появляются "просвещенный" читатель,
интересовавшийся СВЕТСКИМ романом и
философскими сочинениями...
12. К началу XVIII века музыка, как и
другие виды искусства, преимущественно
была поставлена на службу религии. Авторы в основном оставались
неизвестными. Народное музыкальное искусство,
предаваемое гонениям и запретам церкви,
развивалось, и было связано с языческими
обрядами и верованиями. Реформы Петра I подготовили почву для новых
европейских форм музицирования. Музыка
приобрела «права гражданства». Особым
указом Петр вводил музыку в жизнь двора,
повседневный быт, в войска. Музыка звучала
на ассамблеях, парадах. Светская музыка
широко распространялась среди дворянства,
в быт внедрялись западноевропейские
инструменты: клавесин, скрипка, флейта,
труба и валторна. Из-за границы выписывались
музыканты – исполнители, а русские отправлялись за границу.
И все же в основном, это оставалась музыка
основанная на церковных традициях: канты,
многоголосые хоровые сочинения, хотя
содержание их сближалось с героико–патриотическими
кантами торжественных празднеств. В сфере
бытового, домашнего музицирования зарождалась
светская песня любовно-лирического, шутливого,
сатирического содержания.
Значение петровского времени для истории
русской музыки - это прежде всего: создание
необходимых условий и предпосылок для
дальнейшего роста и развития. Изменилось
отношение к искусству, иными стали его
жизненные функции. Искусство становилось
светским по духу и содержанию.
В начале века ведущее положение в музыкальной
жизни страны продолжительное время занимали
иностранцы. Существовали итальянская,
французская оперные труппы, выступали
известные в Европе певцы и музыканты. Вместе с тем работа в России
европейских композиторов, музыкантов,
педагогов способствовала общему подъему
музыкальной культуры и воспитанию отечественных
кадров музыкантов-профессионалов. В последней
трети века сформировалась национальная
композиторская школа. Ее представители
стремились соединить в своем творчестве
принципы и формы европейского классицизма
с нравами и обычаями своего народа. Важнейшим
источником их творчества были русские народные
песни. Появились первые печатные сборники
народных песен. Начиная с 70-х годов, появились
сложные жанры инструментальной музыки,
большого размаха получило хоровое искусство. Выдвинулось блестящее созвездие
русских музыкантов: М.М.Соколовский, Д.С.
Бортянский, В.А. Пашкевич и др. Ведущим
жанром последней трети столетия становится
опера, которая зачастую приближалась
к бытовой комедии с музыкальными номерами
песенного характера. Но видные русские композиторы
обращались к более сложным формам и разнообразной
тематике («Скупой» - Пашкевича, «Орфей»
- Фомина, «Сокол» - Бортянского).
Новым пластом в русской музыкальной культуре
явилась песня (городская народная) Песни
создавались на стихи профессиональных
поэтов, поэтому в них проявлялись субъективное
восприятие мира, черты сентиментализма,
что никогда не было свойственно народной
крестьянской песне. Талантливыми мастерами камерно-вокального
жанра того периода были Ф.М. Дубянский
и О. А. Козловский, произведения которых
– прекрасные образцы ранней романсовой
музыки.
Становлению жанра городской песни способствовало
появление гитары. Шестиструнная испанская
гитара была реконструирована русским
гитаристом А.О. Сихрой, который сделал
гитару семиструнной и установил на новый
строй. Благодаря этому гитара стала более
простой, доступной для музицирования
широким кругам любителей музыки, удобной
для воспроизведения простого аккомпанемента
пению.
Разгром скоморошества изменил районы
распространения и бытования народных
инструментов, изменился характер музицирования. В городском быту второй половины
столетия были распространены прямоугольные
гусли, волынка, балалайка. В деревнях под звуки свирели,
жалейки и рожка пели песни, водили хороводы.
Из самобытных народных ударных инструментов
применялись трещетки и ложки.
Значительными были успехи в развитии
камерной музыки – клавирной, скрипичной,
чему в значительной мере способствовало
творчество Д.С. Бортянского, В.Ф. Трутовского, И.Е. Хандошкина
– основоположника русской скрипичной
школы.
В целом достижения XVIII века привели к рождению русской
национальной композиторской школы, развитию
ряда музыкальных жанров, создали благоприятные
предпосылки для расцвета русского классического
искусства.
13. В мире изобразительного
искусства утверждение светских начал
произошло на редкость мирно и органично,
не вызвав того ожесточенного сопротивления,
которое встретили другие начинания Петра.
Вместо условных приемов иконописания
в практику вошли законы правдивого изображения
видимого мира. Искусство начала века
стремилось говорить на общеевропейском
изобразительном языке.
Примером связи искусства с жизнью России
тех лет служат гравюры, самый распространенный
вид искусства. Они представлены оформлением
и иллюстрацией книг и самостоятельными,
почти станковыми листами. В гравюрах
преобладали батальные сцены и городской
пейзаж. Крупнейшим гравером века был
А.Ф. Зубов, использовавший в основном
смешанную технику – офорт с резцом. Владея
мастерством линейного перспективного
построения, он достоверно передавал особенности
зданий, садов.
В живописи того времени в первую очередь
развиваются те жанры, в которых была острая
потребность. Это: портреты, баталии, декоративное
панно, религиозные изображения. В первой
половине века лишь начинает складываться
понятие: жанрового многообразия. Очень
распространены портреты, написанные
маслом: камерные, парадные. Талантливая
молодежь обучалась за границей. В их числе
был и художник И. Никитин. Творчеству
Никитина зрелой поры принадлежат два шедевра,
не имеющих равных в русской живописи
того времени. Первый – портрет Петра I в круге, который отличается
удивительной выразительностью и простотой.
Другой – «Напольный гетман». Портрет
отличается редкой для своего времени
психологической глубиной. И в других картинах Никитин
тяготел к правдивости изображения.
Яркой фигурой в русской живописи был
Андрей Матвеев. Живописец учился в Голландии.
Наиболее известна его работа – «Автопортрет
с женой Ириной Степановной».
Разнообразна и богата портретная миниатюра,
в которой находят развитие традиции рукописей
и книг Древней Руси и росписи на финифти.
Среди русских художников второй половины
столетия было немало выходцев из народа.
Талантливые крепостные портретисты –
Иван и Николай Аргуновы – принадлежали
графу Шереметову. Одареннейшим художником
был Михаил Шибанов. Лучшие его работы:
портрет Екатерины II в дорожном костюме и графа Дмитриева-Мамонтова.
Художник написал их по заказу своего
хозяина князя Потемкина. Великий портретист
Федор Рокотов во многом остается загадочной
личностью. Очень скудны сведения о нем
и о тех, чьи портреты он писал. Более трети всех произведений
художника – «портреты неизвестных».
Сравнительно недавно выяснилось, что
Рокотов был вольноотпущенным из крепостных
князя Репнина.
Большую роль в русском искусстве играла
Академия художеств, она была открыта
в 1757 году. С ее деятельностью связано
творчество большинства художников. Антон
Лосенко – один из первых питомцев Академии. Известным
его полотном является картина «Владимир
и Рогдена». Выдающимся портретистом эпохи
является Дмитрий Левицкий. Он обратил
на себя внимание на выставке 1770г. Портретом
архитектора А.Ф. Кокорина. Спустя четыре
года он закончил портрет П.А Демидова,
где схема парадного портрета смело изменена. Демидов изображен в домашнем
халате, как любитель цветов. 70-е годы, период творческого
расцвета художника. Созданы серия больших
полотен: портреты воспитанниц Императорского
общества благородных девиц, портреты дочерей графа Воронцова и др.
В русской живописи XVIII века, несмотря на активное развитие
жанровой исторической картины, натюрморта
и пейзажа, преобладающим оставался портрет.
Но это часто был портрет на различном
фоне: пейзажном, с обилием различных деталей.
Известными пейзажистами были Семен Щедрин,
Михаил Иванов, Федор Алексеев.
Конец века отмечен появлением больших
произведений русской академической живописи.
Историческая картина была тем жанром,
которому отдавала предпочтение Академия
художеств. Здесь можно выделить работы
Григория Угрюмова.
XVIII век стал периодом накопления
творческих сил. Отечественная живопись
не только не уступала европейской, но
и достигла вершин. Полотна великих портретистов
– Рокотова, Левицкого, Боровиковского
– ярко обозначили достижения на этом
пути, повлияли на дальнейший плодотворный
рост русской художественной школы.
14. В этом свете становится понятным, почему в первой половине 18 века «ведущим видом художественного творчества», как утверждает историк русского искусства, стала гравюра - в ней «с наибольшей отчётливостью проявились ренессансные черты петровской культуры – тесная связь художественного творчества с наукой и ремеслом, отсутствие чёткой грани между художественным и прикладным изображением». В живописи же главное место занял портретный жанр, потому что он был не чисто художественным явлением, но выполнял одновременно практическую функцию – увековечивал образы царя и его приближенных, а также служил и наградным знаком (миниатюры).
В конечном счёте не должно вызывать удивления, что в ряду европейских ориентаций петербургской культуры мы встречаем и ту, из которой выросло само Возрождение, - ориентацию на античное искусство. Именно в это время в Петербурге началось собрание древних памятников. Превращённые в средство образования и просвещения (вспомним, что Пётр видел в Греции «древнейшее обиталище наук», коими должна теперь овладеть Россия), они становились доступными для публики. Более того, ориентация на античность, на императорский Рим была широким духовным движением Петровской эпохи – начиная с присвоения Петру звания Императора и кончая гербом Петербурга, содержавшим трансформированные мотивы герба Рима.
Вполне естественно, что при подобном
характере культуры типичными её представителями
становились разносторонне
Преобразования Петра I, не понятые ни славянофилами, ни западниками, потому были успешны, что он решал назревшие проблемы развития страны с переходом в ее исторические сроки от Средннх веков к Новому времени, с отказом от средневекового миросозерцания, с обращением к первоистокам европейской цивилизации и культуры, как в странах Западной Европы в эпоху Возрождения.