Культ святых в вестфалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой Германии
Задачи:
1.выяснить истоки появления культа святых
2.описать особенности культа святых
3. описать историю жизни и культы святых Вестфалии и историю жизни

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности культа святых 4
1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых 4
1. 2.Происхождение культа святых и христианизация Германии 12
Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии 20
2.1. Святая Гертруда 20
2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт 23
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТТАЬ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

Изучение феномена святости имеет очень давние традиции в историографии, в русле так называемой религиозной истории. Начало было положено. В последние десятилетия отношение к средневековым культам святых сильно изменилось. Исследователи начали рассматривать их как существенный элемент социальной жизни средневековья. Агиография стала сферой социальных и социально-культурных исследований.

В культах святых и фигуре святого ученые увидели  феномен, способный по-новому осветить важнейшие черты религиозной и социальной жизни, выявить лежащие в ее основе системы ценностей и норм поведения. В новейших исследованиях были сформулированы некоторые принципиальные признаки святости как концепта средневековой культуры, выявлены закономерности создания образа святого и техника его воздействия на социальное, в том числе и массовое, сознание.

Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую  цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.

Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой  Германии

Задачи:

1.выяснить истоки  появления культа святых

2.описать особенности  культа святых

3. описать историю жизни  и культы святых Вестфалии и историю жизни


Глава 1.Особенности культа святых

1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых

Понятие культа (от лат. colo -возделываю, почитаю; cultus - почитание, поклонение) включает следующие основные понятия:- благоговейное почтение к Богу или божественным существам (реальным или фантастическим);

- поклонение каким-либо  предметам, наделяемых сверхъестественными  свойствами;

совокупность обрядов, связанных  с таким почитанием;- религия, считающаяся  неортодоксальной или ложной;

- система лечения болезни,  построенная на догмах, которых придерживается ее проповедник;

- твердая преданность  человеку,

- обычно небольшая группа людей, для которой характерна преданность избранному человеку или особо ценной идее. От религиозного культа как главного вида религиозной деятельности надо отличать понятие культа как типа религиозной организации (т.е. от энергичных новаторских групп транскультурного характера, от авторитарных проторелигий). Культ как особый тип организации был рассмотрен выше в связке понятий церкви, секты и др. Ниже речь идет только о культе как главном виде религиозной деятельности. Субъект культа - религиозная группа (священнослужитель вместе с его паствой) или отдельный верующий. Культ предназначен для удовлетворения религиозных потребностей, поддержания конфессиональной веры, психической гармонизации (катарсиса), общения верующих, сплочения религиозной группы.1

Характеризуя  культ как практическую конкретность религии, Гегель пишет: «В культе Бог находится по одну сторону, «я» -по другую, и его назначение заключается в том, чтобы я слился с Богом в себе самом, знал бы себя в Боге, как в своей истине и Бога в себе - это и есть конкретное единство.

В широком смысле в понятие  религиозного культа включают все виды действий, мотивированных религиозно-магическими представлениями: литургию, магические обряды, жертвоприношения, ритуальные пляски вокруг изображения, молитвы, заклинания духов, таинства, мистерии, религиозные праздники, камлания, пост, паломничество и др. В узком смысле из понятия религиозного культа исключают колдовство и обряды заклинания духов. В первоначальном виде, вероятно, культовые действия представляли собой простейшие магические телодвижения (воздевание рук, поднятие глаз к небу), и из них позже образовались сложные жесты адорации. Культ многих религий включает в себя колдовские пляски. Культ молитвы, скорее всего, вырос из колдовских заклинаний и заговоров. Культ жертвоприношения частично возник из первобытных охотничьих трапез, частично - из пищевых табу.

Культовая деятельность предметна. Вовлекаемыми в культовые действия посредниками, которым приписаны таинственные способности соединять «земное» с «небесным», служат культовые предметы. Благодаря им верующий мысленно соединяет видимое и невидимое, и вся полнота бытия сливается в его сознании в «единое».

К предметным средствам культа относят: религиозное искусство (живопись, скульптуру, архитектуру), различные предметы (крест, свечи, утварь, мандала, четки и пр.), фетиши, святилища, храмы, молитвенные дома, священнические облачения и другие принадлежности религиозных обрядов.

Культ священных предметов, утвари и изображений восходит к фетишизму, связан с приписыванием неодушевленным предметам и изображениям сверхъестественной силы. Например, христиане или буддисты верят в чудотворные свойства икон, святых мощей, святой воды, креста, реликвий. С культовыми действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны культовые роли жрецов или церковнослужителей. Значения культовых действий и предметов задаются соответствующими религиозными образами - идеями, догматами и доктринальными положениями, которые изложены в Писании или Предании. Наибольшее разнообразие культов представлено в язычестве. С каждым языческим божеством сопрягается свой культ (культ Ваала, культ Астарты и др.). В монотеистических религиях культ определяется как вся сумма религиозной обрядности, служителей культа и культовых предметов.

Формы религиозных  культов обусловлены соответствующими историческими формами религии. Исследователи выделяют культы: тотемический, погребальный, промысловый, шаманский; культы семейных, родовых или племенных богов. По своим объектам различают культы: солнца, неба, воды, животных, растений, огня, предков, царя и т.д. В древности преобладали культы земледелия и царской власти, а в более поздних религиях культы богочеловека, первосвященника и идеализированных ценностей (вины, страдания, наказания). Под влиянием религиозного искусства, возникшего в культовых целях, нередко могут удовлетворяться эстетические потребности верующих. По аналогии с религиозными культами возникают квазирелигиозные культы человека, силы, разума, науки, успеха, денег и т.д.

Культ святых - молитвенное почитание лиц, наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Культ святых обосновывается текстами как Ветхого Завета, где говорится об участии умерших святых в жизни живых (Прем 3,1-3), так и Нового Завета, где говорится, что святые и мученики будут особо отмечены на небесах (Мф 19,28), и что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр 13,7).

Основой культа святых является также учение ап. Павла о Церкви, как о мистическом теле Христа, в котором все верующие суть отдельные члены, «сограждане святым и свои Богу» (Еф 2,19). Первое документальное свидетельство о культе святых «Мученичество Поликарпа» (ок. 159). В этом произведении сообщается об особом почитании дня его кончины. Ориген, обосновывая культ святых мучеников, подчеркивал, что молитва к ним действенна лишь тогда, когда верующий следует их примеру. В IV-V вв. сложилось мнение, что жизнь, полная самоотвержения, равна по святости мученичеству.

Христианский  культ святых, как и христианская религия в целом, не возник на пустом месте. И хотя богословы называют его чисто христианским явлением, специфическим для этой религии, можно легко опровергнуть эти  утверждения, проследив преемственную связь культа святых с древними верованиями, в частности с культом предков, существовавшим у большинства народов далекого прошлого и свойственным одной из стадий исторического развития общества — патриархально-родовому строю.

Первобытные люди, веря в существование у человека независимой от тела души, полагали, что душа, отлетающая от тела после смерти человека, может оказывать влияние на судьбы живых. Подобные анимистические верования породили на стадии материнско-родового строя культ духов-покровителей, а затем, в эпоху патриархально-родового строя, — культ предков, как фантастическое отражение в сознании людей власти патриархальных глав семей и старейшин родов. Культ предков встречается у разных народов земного шара.2

Культ святых расширяется сначала за счет исповедников (первый святой, который не был мучеником, св. Мартин Турский, исповедник), а потом аскетов и дев. Литургическое поминовение святых засвидетельствовано Августином, а в V в. сложилась практика составления календарных списков для поминовения. Распространяясь в разных странах, культ святых соединялся с дохристианскими верованиями, отсюда практика почитания святых как покровителей ремесел, защитников от болезней и т. д. Критика этих представлений послужила отказу от культа святых в протестантизме.

В русском  православии имеются следующие  типы (чины) святости: бессребреник, благоверный (князь, княгиня, царь, царица), блаженный (то же, что юродивый, т. е. притворно безумный святой, обличающий, как правило, сильных мира сего; этот тип святости особо распространен в России и Византии), блаженный (в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к некоторым латинским учителям Церкви, которые богослужебно обычно входят в чин святителей), великомученик (христианин, убитый за веру, претерпевший жестокие мучения), исповедник (претерпевший гонения за Христа), мученик (христианин убитый за Христа), праведный (святой не монах), преподобный (святой монах), преподобномученик (монах, убитый за веру), равноапостольный (ревностный распространитель веры), святитель (святой епископ), страстотерпец (невинно убиенный христианин). По отношению к некоторым святым (например, святителю Николаю) употребляется выражение угодник, т. е. помощник (от славянского годиться - прилаживать, приспосабливать).

Эпитет  чудотворец прилагается к некоторым  святым, которые особенно прославились своими чудесами. Римско-католическая Церковь различает две ступени  святости. 1-я ступень - беатификация, причисление к лику блаженных, осуществляемое по предложению епископа; 2-я ступень - канонизация, причисление к лику святых, осуществляется по предложению Папы.

Первой  официальной канонизацией была канонизация  св. епископа Ульриха из Аугсбурга  в 993. В настоящее время в Католической Церкви имеется около 3 тысяч святых. В реформированном календаре Павла VI (1969) чествование некоторых святых признано необязательным для латинского обряда, другие вовсе изъяты из перечня, поскольку нет достоверных свидетельств их существования. Однако вопреки распространенному на Востоке мнению, это сокращение не коснулось св. Николая Мирликийского и св. Георгия: их память соответственно 6 декабря и 23 апреля. В латинском обряде существует 4 категории богослужебного почитания святых день (лат. diеs), память (mеmоriа), праздник (festum), торжество (sоlеmnitas) - аналог двунадесятых праздников в православии.

Праздники. Католическая и Православная Церкви имеют множество святых, почитаемых в обеих Церквах, но святые, канонизированные после раскола признаются, только в той Церкви, которая канонизировала их. Некоторые святые в Католической Церкви почитаются только в одном обряде

Для средневековой  культуры характерны две ключевые отличительные  признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое  общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев). Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение.

 С каждым  таким положением были связаны  свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высших сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон: «одни молятся, другие воюют, третьи работают ...». Каждое состояние был носителем и соответствующего типа культуры3.

Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия  и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни  составляла принципиальную особенность  европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья был теологическим (от греческого «теос» - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе?

Одну из ответов на вопрос дает сам смысл христианского вероучения. Оно возникло из борьбы и взаимного влияния множества философских и религиозных течений. Если говорить о первичном христианство, то одной из главных идей, которые обеспечили широкое распространение новой религии, была идея равенства людей - равенство как греховность существа перед всемогущим и всемилостивый богом - но также равенство. Христианство, возникнув в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенников, с самого начала не было религией какого-либо одного народа, оно имело наднациональный характер.

Как религиозное  учение, христианство основывается на трех главных идеях: идеи греховности  всего человеческого рода, зараженного  первородным грехом Адама и Евы; идеи спасения, который необходимо заслужить каждому человеку; идеи искупления всех людей перед богом, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божью, так и человеческую природу.

В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи приходит идея утешения - загробного воздаяния за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.

До конца античности христианство представляло собой развитой мировоззренческой системе. Было произведено  «символ веры» - краткое изложение  основных догматов христианской церкви. В него вошли догмат о «троичность  бога», который есть единственный и, вместе с тем, состоит из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого, догмат о воскресении Христа и другие.

Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.

Уже в последние века существования Римской империи  христианство из религии угнетенных превращается в государственную  религию. Папа объявил себя «наместником Христа на Земле», на ту же роль претендовал  патриарх Константинопольский, в церкви оказалось две организационные центры. В 1054 г. Папа римский и патриарх Константинопольский прокляли друг друга. При общей религии церковь раскололась на западную - римско-католическую и восточную - православную.

Информация о работе Культ святых в вестфалии