Леонардо до Винчи - выдающийся живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:02, доклад

Краткое описание

Леонардо да Винчи – великий итальянский учёный, художник, архитектор, скульптор, естествоиспытатель, физик, математик, анатом, музыкант и изобретатель. Леонардо да Винчи является самым ярким представителем типа «Универсального человека», который был идеалом итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи являлся так же основателем искусства Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Деятельность Леонардо да Винчи:
1. Живопись....................................................................................................................................3
2. Инженер......................................................................................................................................4
3. Скульптор...................................................................................................................................7
4. Учёный........................................................................................................................................7
Список используемой литерауры.................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 672.73 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет путей сообщения (ИУИТ)

Кафедра: "Управление эксплуатационной работой и безопасностью на    транспорте"

 

 

 

 

 

Тема: " Леонардо до Винчи - выдающийся живописец, скульптор,       архитектор, учёный, инженер."

Выполнил:

студент гр. УЭМ-122 Грициенко А. Т.

          Принял: Жербина А. И. 

          

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3 Деятельность Леонардо да Винчи:

1. Живопись....................................................................................................................................3

2. Инженер......................................................................................................................................4

3. Скульптор...................................................................................................................................7

4. Учёный........................................................................................................................................7

Список используемой литерауры.................................................................................................9

 

Введение

 Леонардо  да Винчи – великий итальянский учёный, художник, архитектор, скульптор, естествоиспытатель, физик, математик, анатом, музыкант и изобретатель. Леонардо да Винчи является самым ярким представителем типа «Универсального человека», который был идеалом итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи являлся так же основателем искусства Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

 

Живопись

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как  художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

 Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся  Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

 

Инженер

 Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а),

Список изобретений, как  реальных, так и приписываемых  ему:

  Парашют      Арбалет

  Автомобиль                   Велосипед

Скульптор

 Основы скульптуры Леонардо постигает за время обучения во Флоренции в мастерской Верроккио.

В период жизни в Милане да Винчи  уже был признанным скульптором. Он создавал терракотовые бюсты и рельефы, однако они не сохранились до наших дней в исконном виде.

 Герцог Миланским Людовико Сфорца поручил Леонардо выполнить бронзовую  конную статую своего отца — Франческо  Сфорца. Над этой работой да Винчи  будет трудиться на протяжении многих лет. Для неё он также создал многочисленные наброски лошадей и разработал их идеальные пропорции. По замыслу Леонардо размер статуи должен был в четыре раза превышать натуральную величину. Размер лошади должен был составить 7 метров в высоту. 
 По тем временам это был амбициозный проект, превосходящий другие по размерам н сложности. Немногие верили в его осуществление. Годы понадобились Леонардо для исследования и осмысления того, как может быть выполнена данная работа. 
В ноябре 1493 года во дворе замка в Милане Леонардо представил полномасштабную глиняную модель лошади. Планам да Винчи по отлитию этой модели в бронзе не суждено было сбыться, так как в 1494 году французы вторглись в Италию и герцог распорядился использовать металл, предназначенный для статуи, для литья пушек. Когда в 1499 году французские войска захватили Милан, солдаты использовали модель Леонардо в качестве мишени в своих тренировках и она была полностью уничтожена. В 1999 году в Милане была установлена скульптура семиметровой бронзовой лошади, воссозданная по наброскам да Винчи и подаренная США городу. Другая лошадь, отлитая из той же формы, находится в саду Гранд Рапиде в Мичигане.

 

Учёный

Как ученый Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и  догадками почти все области  знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к  тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты да Винчи получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску  предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве  принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов  была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

В анатомических  исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам  эмбриологии и сравнительной  анатомии, стремясь ввести экспериментальный  метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого  давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые  на вершинах гор, опровергают представления  о «всемирном потопе».

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  • Анцелиович Е. С. Леонардо да Винчи: Элементы физики. — М.: Учпедгиз, 1955. — 88 с.
  • Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. — М.: Алгоритм, 1997. — 525 с.
  • Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. — М.: Детгиз, 1959. — 224 с. — (Школьная библиотека).
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452—1519 / В. П. Зубов; Отв. ред. канд. искусствоведения М. В. Зубова. Российская академия наук. — Изд. 2-е, доп. — М.: Наука, 2008. — 352 с. — (Научно-биографическая литература). — ISBN 978-5-02-035645-0 (в пер.) (1-е издание — 1961).
  • Кэмп М. Леонардо / Пер. с англ. К. И. Панас. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 286 с.
  • Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи: (1452—1952) / Оформление художника И. Ф. Рерберга; Институт истории искусств АН СССР. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. — 112, [60] с. — 10 000 экз. (в пер.)
  • Михайлов Б. П. Леонардо да Винчи архитектор. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. — 79с.
  • Могилевский М. А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. — 2006. — № 5. — С. 30-37.

 


Информация о работе Леонардо до Винчи - выдающийся живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер