Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 02:44, курсовая работа
Одним из важнейших свойств Церкви, нашедшим отражение в Символе веры, является Соборность. В жизни каждой Поместной Церкви это свойство во все времена проявлялось в созыве и деятельности Соборов. Поместному Собору принадлежит полнота власти в области вероучения, богослужения и управления. Священнослужебная власть Церкви обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение1. Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни христианина, то литургические вопросы всегда являлись предметом особого попечения церковной власти. В соответствии с 116-м правилом Карфагенского Собора (419 г.) запрещается произвол в богослужении: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденный на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не произносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, ко и просвещеннейшими собраны»2.
Введение. 4
ГЛАВА 1. Богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. 12
1.1. Богослужебный Устав. 12
1.2. Исправление Богослужебных книг. 41
1.2.1. Исправление Служебника. 50
1.2.2. Исправление Требника. 53
1.3.Церковно-богослужебный язык Русской Церкви. 58
1.4. Богослужебный Месяцеслов Русской Православной Церкви. 69
1.4.1. История канонизации в Русской Православно Церкви 69
1.4.2. История месяцеслова всех русских памятей. 72
ГЛАВА 2. Литургическая Жизнь Русской Православной Церкви. 83
2. 1. Литургическое творчество Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 83
2.1.1. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. 95
2.1.2. Чин погребения диаконов. 96
2. 1. 3. Чин всенародного покаяния. 97
2.1.4. Акафистное творчество в Русской Православной Церкви. 101
2. 2. Литургическая наука Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 109
ГЛАВА 3. Литургическая деятельность Российского Поместного Собора 1917-1918 гг. 136
3.1. Российский Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его деяние по богослужебным вопросам. 136
3.2. Обсуждение вопросов богослужебной практики, связанных с годовым кругом богослужения. 139
3.2.1.О богослужении в дни малых постов. 139
3.2.2. О новогоднем молебне и молебне в день Рождества Христова. 142
3.2.3. Евангельское чтение на вечерне Великого Пятка. 145
3.2.4. Богослужебные тексты, связанные с устройством светской власти. 148
3.2.5. Правило о поклонах. 149
3.2.6. Поминовение Восточных Патриархов. 150
3.2.7. Вопрос Церковной проповеди. 152
3.3. Обсуждение вопросов богослужебной практики, относящиеся к литургии. 157
3.3.1. О чтении Священного Писания. 157
3.3.2. О поминовении на ектениях. 159
3.3.3. О служении литургии при открытых Царских вратах и о чтении вслух «тайных» молитв. 162
3.3.4. О евхаристическом хлебе и вине. 165
3.4. Обсуждение вопросов касающихся святых таинств и иных чинопоследований. 168
3.4.1. О совершении Таинства Крещения. 168
3.4.2. О совершении Таинства Покаяния. 170
3.4.3. О совершении Таинства Брака. 172
3.4.5. О совершении отпевания, панихиды и молебна. 175
3.5. Богослужебные пение и музыка. 178
3.6. История иконописания в России. 182
3.7. Охрана памятников церковной старины. 187
Заключение. 196
Библиография. 201
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
Кафедра ЛИТУРГИКИ
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX СТОЛЕТИЯХ.
Диссертация на соискание
ученой степени
кандидата богословия
студента III курса Минской
Духовной Академии
Цапа Сергея
Научный руководитель
доцент епископ Брестский и
Кобринский Иоанн (Хома)
кандидат богословия
Допустить к защите «___»________ 2005 г.
______________________________
______________________________
Ректор Минской Духовной Академии
Жировичи, 2005 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Одним из важнейших свойств Церкви, нашедшим отражение в Символе веры, является Соборность. В жизни каждой Поместной Церкви это свойство во все времена проявлялось в созыве и деятельности Соборов. Поместному Собору принадлежит полнота власти в области вероучения, богослужения и управления. Священнослужебная власть Церкви обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение1. Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни христианина, то литургические вопросы всегда являлись предметом особого попечения церковной власти. В соответствии с 116-м правилом Карфагенского Собора (419 г.) запрещается произвол в богослужении: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденный на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не произносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, ко и просвещеннейшими собраны»2. Благообразное совершение богослужения, благоговейно и в тишине, с соблюдением ясности и внятности при чтении и пении было установлено 75-м правилом Трульского Собора (691-692 гг.) и 17-м правилом Лаодикийского Собора (ок. 364г.). 9 правило Св. апостолов гласит: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного»3. На основании 80 правила Трульского Собора прещениям подвергаются те, кто без уважительных причин не участвует в воскресном и праздничном богослужении.
Первые свидетельства, которые мы имеем о соборной литургической деятельности в Русской Церкви относятся к XIII в. В 1274 г. митрополитом Кириллом был созван Собор, на котором, в том числе, обсуждались вопросы по устранению неисправностей в богослужебной практике, который в нашу историю вошел под именем Владимирского.
Богослужебной проблематике было уделено пристальное внимание на Соборах, созванных при митрополите Макарии. Основной деятельностью Соборов 1547-1549 гг. была канонизация новых чудотворцев русских, в связи с чем было установлено им общее празднование 17 июля и возникла необходимость составления им службы. Собор 1551 г., именуемый Стоглавым, хотя и не был напрямую связан с разрешением богослужебных вопросов тем не менее, не был чужд литургическим проблемам. В вопросах, адресованых царем Иоанном Грозным отцам Собора, мы видим живой интерес к богослужебной тематике4.
Но самым ярким явлением в истории Поместных Соборов Русской Православной Церкви в период до XX в., следует, безусловно, считать Соборы, связанные с именем патриарха Никона5. Их основной направленностью была регламентация чинопоследований Таинств и обрядов и исправление богослужебных текстов6. Не был исключением в этом отношении и Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.
Созыву Поместного Собора предшествовала долгая и кропотливая работа. В 1905 году Синодом были разосланы анкеты, в которых запрашивалось мнение правящих архиереев по поводу активно обсуждаемых в печати церковных реформ. Инициатива этой анкеты исходила от К.П. Победоносцева, который полагал, что консервативно настроенные архиереи не должны поддерживать реформаторского настроя общества. Архиереям был предложен широкий круг вопросов, среди которых проблема литургических реформ не ставилась. Однако многие архипастыри и созданные ими комиссии в той или иной форме представили свои мнения по многим вопросам, касающихся богослужения.
Следующим шагом в подготовке реформ был созыв, в 1906 году, Предсоборного Присутствия, в состав которого входили архиереи, духовные лица, ученые богословы.
Ситуация, в которой оказалась Православная Церковь в России после 1917 года, оттеснила на второй план литургическую проблематику, уступая место вопросам выживания и существования Церкви в новых условиях. Однако богослужебная тематика не утратила свою актуальность, особенно теперь, «когда Русская Православная Церковь по милости Божией и по молитвам своих новомучеников обрела свободу, Господь судил нам стать участниками всестороннего возрождения полнокровной церковной жизни. Необходимым условием успеха в этом святом труде является обращение к опыту и наследству наших отцов. Нам предстоит продолжить недоконченное ими дело устроения церковного бытия в духе живой соборности и творческого преемства»7.
После 1988 года богослужебные проблемы приобрели для нашей Церкви еще большую значимость. Особенно остро вопросы проповедничества, церковного пения, иконописи, языка богослужебных книг, строя богослужения, церковного календаря и другие литургические темы встают ныне в жизни Русской Православной Церкви.
Так, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 гола было отмечено, что в современной жизни Русской Церкви существуют вопросы литургического характера, которые требуют разрешения, в частности «вопрос о приближении в миссионерских целях литургической и иной культуры Православия к пониманию наших современников». На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил: «Большинство наших соотечественников утратило чувство преемства и развития православной культуры. В итоге употребляемые в Церкви культурные средства, относящиеся к прошлым векам, воспринимаются новообращенными как этнографические реликвии или, наоборот, как нечто имеющее ценность, сопоставимую с ценностью неизменных вероучительных истин. Глубокий духовный смысл богослужения подчас не постигается этими людьми. А ведь наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви... Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям... Выражение божественных истин в формах культуры, в том числе культуры литургической, с веками развивалось. Развивалось оно и в нашем столетии. Однако в бывшем СССР, где церковная жизнь оказалась под гнетом богоборческой власти, такое развитие было немыслимым, и преемственность его как бы остановилась на 1917 годе. Теперь такое развитие будет продолжаться, но для этого необходимо усилие соборного церковного разума»8. В соответствии с предложениями Его Святейшества, в Определении «О православной миссии в современном мире» было отмечено, что «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступным пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов. Для этого вновь образованной Синодальной комиссии по богослужению было поручено «начать труды по упорядочению богослужебной практики; продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в начале текущего столетия; обсудить иные вопросы, связанные с миссионерским значением православного богослужения и церковной культуры»9.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года снова было подчеркнуто, что сегодня богослужебный Устав является предметом дискуссии, язык богослужения остается серьезной проблемой Русской Церкви. «К сожалению, за это время <со времени Архиерейского Собора 1994 гола> не удалось достигнуть заметных результатов в решении конкретной задачи, поставленной Святейшим Патриархом: «Сделать богослужение более доступным людям»10.
В связи с этим, особенно
интересно и важно сегодня
изучение материалов связанных с
литургической деятельностью
Однако, при написании настоящей работы, мы столкнулись с проблемой отсутствия материала относящегося ко второй половине XIX века. Особенно это будет видно в первой главе посвященной Богослужебной жизни Русской Церкви связанной с богослужебным Уставом, исправлением Богослужебных книг и проблемой церковно-богослужебного языка.
Богослужебный Устав с конца XVII века не подвергался никаким изменениям. И только в начале XX века в церковной печати стали появляться выступления на тему о возможности и целесообразности внесения изменений в действующий в нашей Церкви богослужебный Устав. Особенно бурно этот вопрос обсуждался в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», а так же на Поместном Соборе.
Вопрос об исправлении текста богослужебных книг в Русской Православной Церкви вставал периодически. Хорошо известно, что необходимость исправления богослужебных книг осознавалась многими церковными деятелями XIX века. Предпринимались и практические шаги к исправлению книг. Но они были вялы и нерешительны из-за настороженного отношения консервативной части иерархии и верующих. В начале XX века дискуссия о книжной справе получила новый импульс в связи с началом подготовки Собора.
А вопрос о богослужебном языке встал в Церкви в связи с другими соприкосновенными вопросами церковной реформы в начале XX века. Поэтому только с этого времени вопрос литургического языка начинает подниматься на страницах периодической печати, а так же обсуждаться на епархиальных и благочиннических собраниях, съездах духовенства и мирян.
Отсутствие материалов, отражающих работу в области богослужебной деятельности не означает, что в Церкви она прекратилась. В течение практически всего XIX века силы Церкви были сосредоточены на вопросах социального и гражданского служения11.
По изученным материалам богослужебная жизнь начинается пробуждаться в сознании Церкви только в первой четверти ХХ века. И одним из проявлений духовного пробуждений в Русской Церкви и российском обществе явилось обращение к Литургии как к средоточию христианской веры и жизни. Стремление к осмыслению и углублению богослужебной жизни Церкви поставило перед церковным обществом проблемы необходимости исправления и нового перевода богослужебных текстов, пересмотра и реформирования действующего Устава.
Но не смотря на упадок в Богослужебной жизни, Литургическая жизнь никогда не умирала. И это связано прежде всего с литургическим творчеством. Этому и посвящена вторая глава данного исследования. Церковь живет и потому творила и творит. Порывы к творчеству не умирали и в XIX – XX веках. Составлялись службы, молитвы и особенно плодотворно составлялись акафисты. Русское акафистное творчество, почти не проявлявшееся на протяжении веков, вдруг расцвело со второй половины XIX века. С этого момента богослужебные тексты русского акафистного творчества заняли в церковной литературе должное место.
Особенно плодотворно
Основными материалами для данного диссертационного исследования были:
Литургические вопросы в жизни Церкви не возникают по себе стихийно. Они имеют свои предпосылки, время, место и, главное, свои причины, исполнителей и свое особо важное значение для всего Церковного дела. Поэтому целью настоящего исследования является: описание, реконструкция и систематизация сведений о литургической деятельности Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX столетиях.