Определение истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:42, доклад

Краткое описание

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественной истории в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. Изучая историю, получают представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Вложенные файлы: 1 файл

РП История.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

 

 

 

 

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»

 

 

Рабочая программа дисциплины

История

 

 

 

Направление подготовки: «Технология продукции и организация

                                                общественного питания»

Профиль подготовки:   

Степень выпускника:    бакалавр.

Форма обучения:           очная.

Срок обучения:             полный.

 

 

 

Москва – 2011


УДК 31

© Горбунова Е.Ю., Захаратос  Д.А. История. Рабочая программа дисциплины История рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению 260800 – Технология продукции и организация общественного питания. М.: МГУТУ, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

Настоящая программа  представляет: цель, задачи, общие требования к содержанию и уровню усвоения дисциплины История, а также трудоёмкость и виды учебной работы  по данной дисциплине для подготовки бакалавров по направлению 260800 – Технология продукции и организация общественного питания в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего профессионального образования.

 

 

 

Разработчик:

Горбунова Елена  Юрьевна - к.и.н., профессор кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского;

Захаратос Д.А. - к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономических науки» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

 

 

Рецензенты:

Кураев Алексей  Николаевич – д.и.н., профессор кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ,  ;

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественной истории в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. Изучая историю, получают представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Задачами дисциплины являются следующие:

- сформировать представление о многообразии исторического процесса,  его закономерностях и особенностях;

- овладение научными методами и принципами исторического познания;

- выработать умение ориентироваться в существующих исторических школах, направлениях, подходах (формационный, цивилизационный).

- сформировать способность извлекать и использовать уроки истории применительно к современным условиям;

Место дисциплины в структуре ООП: «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1).

Дисциплина базируется на школьном курсе «История» и предшествует дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия», «Социология», «Культурология», «История РПП», «Экономика» (Экономическая теория»), так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции. На основе исторических знаний строится научная теория общественного развития. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими одну из сторон общественной жизни, «История» объемлет всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются «Экономика», «Социология», «Политология» и другие специальности социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, позволяющего выявить тенденции общественного развития. Изучение дисциплины «История» в вузе характеризует научный подход с акцентом на теоретическое знание, предполагающий понимание наиболее общих закономерностей исторического процесса, владение научными принципами и методами исторического анализа.

В процессе изучения дисциплины формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует  и демонстрирует следующие общекультурные компетенции (ОК):

  • способен представить современную картину мира на основе целостной системы естестественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры. Способен к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни, к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-1);
  • демонстрирует гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-2)
  • свободно владеет письменной и устной речью, владеет методами создания понятных текстов (ОК-4);
  • способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений. Способен работать в коллективе, демонстрирует готовность к сотрудничеству (ОК-5);
  • способен получать и обрабатывать информацию из различных источников, готов интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде (ОК-7);
  • способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования ()К-9);
  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-10);
  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);
  • способен к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся  должен демонстрировать следующие результаты образования:

Студент должен знать:

  • основные исторические категории, исторические школы;
  • этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
  • роль истории как мировоззрения, общую методологию исторического познания;
  • принципы научного исследования истории: объективности, историзма, социального подхода, альтернативности;
  • особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей;
  • факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также самобытные черты исторического развития России;
  • возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.

Студент должен уметь:

  • критически осмысливать накопленную историческую информацию, вырабатывать собственное аргументированное мнение;
  • извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников;
  • излагать результаты своей учебной и исследовательской работы;
  • применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;
  • сопоставлять различные точки зрения и оценки исторических событий и личности;
  • противостоять заведомым искажениям и фальсификациям исторических событий и процессов;
  • оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий.

Студент должен владеть:

  • методами составления текстов научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, творческие эссе) с использованием различных приемов компрессии текста;
  • методами анализа исторических и современных событий и процессов, политического и экономического контекста образовательных, профессиональных и социальных ситуаций;
  • навыками устного и письменного аргументированного изложения собственной позиции на исторические темы;
  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
  • навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;
  • навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде;
  • навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц (180 часа) для полной очной формы обучения.

Таблица 1

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Зачетные

единицы

Академические часы

Общая трудоёмкость дисциплины

5

180

Аудиторные  занятия (всего)

1,6

58

В том числе:

 

-

Лекции

0,6

22

Практические занятия (семинары)

1,0

36

Самостоятельная работа (всего)

2,4

86

В том числе:

   

Самостоятельное изучение отдельных  тем модулей

 

25

Подготовка к практическим занятиям

 

25

Написание реферата

 

10

Другие виды самостоятельной работы

   

Работа с первоисточниками

 

10

Написание эссе по проблеме

   

Подготовка к рубежному контролю

 

20

Промежуточный контроль:

1

36

Всего

5

180


 

Учебный процесс по «Истории» сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план по данной дисциплине при подготовке к семинарским занятиям.

К формам контроля отнесены: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, экзамен.

Таблица 2.

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоёмкость и виды учебной работы

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачётные единицы/ академические часы

Всего

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоятельная

работа

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.)

1,06/38

0,17/6

0,22/8

0,66/24

  1. 1

Тема 1.1. История как наука. Предмет истории, принципы и методы исторической науки

9

1

2

6

  1. 2

Тема 1.2. Особенности становления древнерусского государства

9

1

2

6

  1. 3

Тема 1.3. Социально-

Политические  изменения в русских землях в XII-XV вв.

10

2

2

6

  1. 4

Тема 1.4 Генезис российской государственности в XV-XVII вв.

10

2

2

6

Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени

1,06/38

0,17/6

0,22/8

0,66/24

  1. 6

Тема 2.1. Становление российского абсолютизма (XVII – XVIII вв.)

12

2

2

8

  1. 7

Тема 2.2. Россия в XIX веке

13

2

3

8

  1. 8

Тема 2.3. Россия в начале ХХ века.

13

2

3

8

Модуль 3. Отечество в период советский власти.

1,11/40

0,17/6

0,22/8

0,72/26

  1. 1

Тема 3.1. Социально-экономическое развитие страны в 1920 – 1930 гг.

10

1

2

7

Тема 3.2. СССР во второй мировой войне.

10

2

2

6

  1. 1

Тема 3.3. СССР в середине 1950- – 1960-х гг.

10

1

2

7

  1. 1

Тема 3.4. СССР в  середине 1960-х – середине 1980-х  гг.

10

2

2

6

Модуль 4. Россия в XX – XXI вв.

0,67/24

0,11/4

0,22/8

0,33/12

  1. 7

Тема 4.1. Россия в 1985-1991 гг. Перестройка.

/12

2

4

6

  1. 8

Тема 4.2. Становление новой российской государственности с 1993 г. по настоящее время.

/12

2

4

6

Промежуточный контроль

1/36

     

Всего

5/180

0,6/22

1/36

2,4/86


 

Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум  содержания учебно-образовательных  модулей и тем дисциплины

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ  МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского  государства 

(VI - XVI вв.)

Тема 1.1.

История как  наука. Предмет истории.

Сущность, формы  и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.

Методология и теория исторической науки.

История России – неотъемлемая часть всемирной  истории.

Тема 1.2.

Особенности становле-ния древнерусского государства

Славяне, формы  общественной жизни славян в VI - IX вв.

Особенности и этапы формирования древнерусского государства.

Социально-политический строй Древней Руси.

Тема 1.3.

Генезис российской государственности в XII - XVI вв.

Социально-политические процессы в русских землях в XII – XVI вв.

Формирования единого российского государства.

Формирование  сословной системы организации  общества. История возникновения и развития казачества.

Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени

Тема 2.1.

Становление российского  абсолютизма (XVII – XVIII вв.)

Реформы Петра I и становления абсолютизма в России.

Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762).

Век Екатерины II.

Оформление  сословного строя российского общества. Казачество в социальной структуре российского общества.

Тема 2.2.

Россия в XIX веке.

Возникновение индустриального общества в России.

Реформы и  реформаторы в России в XIX веке.

Общественная  мысль и общественное движение в  России в XIX веке. XIX век – золотой век русской культуры.

Тема 2.3.

Россия в  начале ХХ века.

Политические  партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в  условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года.

Модуль 3. Отечество в  период советский власти

Тема 3.1.

Социально-экономическое  развитие страны в 1920 - 1930 гг.

Новая экономическая  политика (1921 – 1928 гг.)

Образование СССР.

Социально-экономические  преобразования в 1930-е гг.

Тема 3.2

СССР накануне и в начале второй мировой войны.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

Характеристика  этапов Великой Отечественной войны.

Итоги и уроки  войны.

Тема 3.3.

СССР в 1950 – 1980 гг.

Попытки экономических  и политических реформ в 1950 – 1960 гг.

«Холодная война» (середина 1940 – середина 1980 гг.)

Нарастание кризисных явлений в советском обществе.

Модуль 4. Россия на рубеже XX – XXI вв.

Тема 4.1

СССР в 1985 – 1991 гг. Перестройка.

Последние годы существования СССР (1985 – 1991 гг.)

Беловежские соглашения. Распад СССР.

Тема 4.2

Становление новой российской государственности

Октябрьские события 1993 г.

Принятие  Конституции РФ 1993 г.

Россия на пути радикальной социально-экономической  модернизации; культура в современной  России;

Внешнеполитическая  деятельность в условиях новой геополитической  ситуации

Информация о работе Определение истории