Политическая доктрина партии Эсеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является анализ политической доктрины партии эсеров. В соответствии с указанной целью, мы ставим следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения партии эсеров;
2. Показать политические воззрения партии эсеров;
3. Проанализировать взгляды и деятельность левых эсеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ 6
1.1 Народнические идеи 6
1.2 Новая партия эсеров 8
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ 11
2.1 Идеи эсеров 11
2.2 Партия эсеров в 1917г 14
ГЛАВА 3 ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ 20
3.1 Раскол партии 20
3.2 Восстания левых эсеров 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. История (ИПП. Политическая доктрина партии эсеров) 6225.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

1.1 Народнические идеи

1.2 Новая партия эсеров

ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

2.1 Идеи эсеров

2.2 Партия эсеров в 1917г

ГЛАВА 3 ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ

3.1 Раскол партии

3.2 Восстания левых эсеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Судьба России в первой четверти XX в. в значительной степени была определена итогами глобального противостояния государства и общества, полного взаимного недоверия и нетерпения, проявившегося в том числе в напряженной и драматичной борьбе, которая развернулась между консервативными, либеральными и социалистическими силами. Партия социалистов-революционеров, будучи крупной по численности и значению среди российских политических партий и групп, в этот исторический период играла одну из ведущих ролей.

Она официально заявила о себе в 1901 г. и прекратила существование в начале 1920-х годов. Активная деятельность эсеров в эмиграции продолжалась до начала 1930-х гг., а их нью-йоркская группа закончила свое существование лишь в начале 1950-х гг. в связи со смертью последних апологетов. С уходом в небытие эсеров закончилась история народнического социализма, в течение нескольких лет пленившего значительную часть российского общества.

Путь, предлагавшийся эсерами и основывавшийся на идеях народнического социализма, получил поддержку внушительной, а в 1917 г., пожалуй, преобладающей части российского общества, о чем свидетельствуют итоги выборов в Учредительное собрание. Тем не менее, период после октября 1917 г. стал для ПСР драматичным.

Большевистский этап революции привел эсеров в оппозиционный лагерь, где они играли важную роль. История ПСР в эти годы в полной мере отразила бурный и противоречивый характер революционной эпохи - участие партии в Гражданской войне, репрессии, которым эсеры подвергались и со стороны большевиков, и со стороны белых режимов, многочисленные кризисы и расколы. Вместе с тем социалисты-революционеры были и творцами истории послереволюционной России, разделяя ответственность за многие ее существенные моменты. Целый ряд сюжетов политической и социально-экономической истории России после октября 1917 г. тесно связан с деятельностью Партии социалистов-революционеров. Это относится к процессу формирования политической оппозиции в стране после октябрьских событий в Петрограде; возникновению и эскалации Гражданской войны; складыванию в Советской России однопартийной системы - важного элемента тоталитарного общества. Широко известна роль эсеровских идей в аграрной революции 1917-1918 гг., нельзя отрицать влияние экономической платформы эсеров на смену курса РКП (б) в 1921 году.

Историография ПСР является составной частью общей проблемы, связанной с изучением процесса модернизации России в начале XX в., становления политической жизни, формирования системы политических партий и ее последующей ликвидации. Судьбы эсеров и других представителей российской многопартийности привлекают повышенное внимание современных исследователей. Изменения в общественно-политической жизни, ликвидация идеологических ограничений дали возможность рассматривать деятельность партии эсеров с разных позиций. Идет масштабная переоценка наследия советской историографии, есть все основания считать, что российская историческая наука становится частью мировой. Это дает возможность говорить о новом этапе в развитии отечественной исторической науки.

Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы. Целью нашего исследования является анализ политической доктрины партии эсеров. В соответствии с указанной целью, мы ставим следующие задачи:

1. Рассмотреть историю возникновения партии эсеров;

2. Показать политические воззрения партии эсеров;

3. Проанализировать взгляды и деятельность левых эсеров.

Объектом исследования является история России начала ХХ века, а предметом – партия эсеров. Методологическую базу работы составили основные принципы исторического познания: историзм, объективность, ценностный, комплексный и проблемный подход, были применены историко-сравнительный метод, использованы общенаучные методы анализа и синтеза.

Основная часть работы включает 3 главы. В первой рассматривается история возникновения и становления партия эсеров. Во втором разделе показаны политические воззрения партии социалистов-революционеров. В третьем разделе освещаются взгляды и деятельность левых эсеров.

 


ГЛАВА 1 ИСТРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

 

 

1.1 Народнические идеи

 

На рубеже XIX—XX столетий в российском революционном движении преобладали марксисты, социал-демократы. Идеи народников, «Народной воли» представлялись уже далёким прошлым, «вчерашним днём». Однако далеко не все революционные группы в России и эмиграции увлекались марксизмом. К 1900 г. на общей волне подъёма революционного движения в России и русской эмиграции возникло несколько новых народнических групп. Немалую роль в их создании сыграла старая народница Екатерина Брешко-Брешковская. Товарищи по партии уважительно называли ее Бабушкой. Всю жизнь эта женщина прожила в борьбе. Она трудилась в крестьянской школе, которую сама основала, организовала ссудо-сберегательные кассы, артели, общества взаимопомощи. Ее обвинили в противоправительственной пропаганде. Потеряв возможность легальной деятельности, она решила действовать нелегально. Брешко-Брешковская оставила мужа и ребенка, чтобы работать на пользу народа. За ее деятельность по «процессу 193-х» была приговорена к 5 годам каторги. Она первая женщина, приговоренная к каторге. т.е. стала политкаторжанкой. Бабушка воодушевляла и вовлекала в движение не только молодёжь, но и своих старых товарищей [4, с. 135].

На рубеже XIX-XX вв. в качестве насущной проблемы в революционном движении встал вопрос об идеологическом обновлении народничества. Основы для такого обновления закладываются исследованиями молодых народников-экономистов А.В. Пешехонова, П.А. Вихляева, К.Р. Качаровского, Б.Н. Черненкова и др., стремившихся доказать, что крестьянские хозяйства устойчивы по своей природе, что деревня тяготеет не к классовому расслоению, а к стабилизации и что в социальном отношении нет принципиальных различий между крестьянином и рабочим, и идеи социализма также доступны сознанию крестьян, как и сознанию рабочих. Главным теоретиком неонародничества стал Чернов, который пытался европеизировать народничество. Он же явился инициатором создания и автором программной статьи Аграрно-социалистической лиги (1900, Париж) народнической эмигрантской организации, поставившей революционную работу в крестьянстве в качестве очередного вопроса российского освободительного движения [22, с. 56].

В 1899 г. в Минске при содействии Брешко-Брешковской, А.И. Бонч-Осмоловского и Г.А. Гершуни возникает  Рабочая партия политического освобождения России (РППОР), включавшая в себя ряд кружков и групп Северо-западного края. В1900 заявила о себе изданием «Манифеста» так называемая «Южная партия эсеров». Этот документ являлся первым программным документом неонародников, в котором предпринималась попытка отойти от трафарета программы «Народной воли». Важную роль в возрождении народнического движения сыграл 30-летний фармацевт Григорий Гершуни. Увлечённый революционно-народническими идеями, Г. Гершуни стал вслед за Е. Брешковской ездить по стране. Но роли их несколько отличались. Под влиянием Брешковской молодёжь объединялась в союзы, как они себя называли, социалистов-революционеров. Г. Гершуни связывал эти группы между собой и постепенно сколачивал из них единую партию социалистов-революционеров. Побывав за границей, он соединил их и с близкой по духу эмиграцией.

 


1.2 Новая партия эсеров

 

К началу 1902 г. процесс возрождения и переосмысления идей народничества в основном завершился. В России возникла новая подпольная партия — социалистов-революционеров, сокращенно записывалось «С-Р-ов», читалось «эсеров». В ней состояло несколько сотен человек. После начала первой русской революции численность партии эсеров резко возросла: от 1,5 тыс. до 65 тыс. человек. 29 декабря 1905 г. в Финляндии на острове Иматра открылся первый съезд партии эсеров. Он продолжался до 4 января. Делегаты приняли программу партии, которая открывалась партийным лозунгом «В борьбе обретёшь ты право своё!». Её стержнем стало отношение к крестьянству, земельный вопрос. Также был утвержден временный организационный устав [21, с. 451].

Ю.Г.Коргунюк, С.Е.Заславский считают, что в сравнении с социал-демократами, объявлявших себя защитниками интересов рабочего класса, социалисты-революционеры (эсеры) придерживались более общего варианта социализма, который в российских условиях неизбежно приобретал заметный «крестьянский» оттенок. Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Григорий Андреевич Гершуни с юношеских лет был убежденным социалистом, готовым бороться с существующим режимом легально и нелегально. В свободное время принимал деятельное участие в организации культурно-просветительской работы: организовал начальную школу для мальчиков, читал лекции в субботней школе для взрослых. Приобретенные многочисленные знакомства позволили Гершуни начать успешную нелегальную революционную деятельность. Возглавив БО, Гершуни, заражая своим фанатизмом, привлекал молодежь, подбирал тех, кто был способен на террористические акты [11, с. 108].

Азеф Евно Фишелевич являлся одним из лидеров эсеров, а также считается провокатором. Еще, будучи студентом, предложил свои услуги информатора Департаменту полиции. Известность партии обеспечивалась ее террористической деятельностью. Его жертвами в 1902–1905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура и др.), всего 33 губернатора, 7 генералов и т.д. БО находилась в партии на автономном положении, имела свой устав, кассу, явки, адреса, квартиры. ЦК не имел право вмешиваться в ее внутренние дела. Руководители БО – Гершуни (1901 – май 1903 г.) и Азеф (1903 г. – 1908 г.) являлись организаторами партии и самыми влиятельными членами ее ЦК [9, с. 118].

В 1901 – 1903 гг. БО была «рассеянной»: каждый из ее членов проживал отдельно, ожидая вызова для совершения терактов от главы организации. Азеф полностью реорганизовал БО, обновил ее состав, сделал ее компактной, централизованной, строго дисциплинированной. Численность БО колебалась от 10 до 30 человек. За всю историю ее существования через нее прошло свыше 80 человек.  В период Революции 1905-07 совершено до 200 террористических актов. Террор приобрел местный характер благодаря Азефу. Своеобразие эсеровской концепции российской революции заключалось, прежде всего, в том, что они не признавали ее буржуазной. Отрицалась также способность буржуазии стать во главе революции и даже быть одной из ее движущих сил. Для эсеров революция не была и социалистической. На их взгляд, революция не должна была ограничиваться сменой власти и перераспределением собственности в рамках буржуазных отношений, а пойти дальше: пробить существенную брешь в этих отношениях, отменить частную собственность на землю, осуществив ее социализацию. Сферой деятельности БО был террор против высших государственных чинов [23, с. 100].

Когда Азеф возглавил Боевую организацию и принимал участие в подготовке многих террористических актов партии, чем приобрел неограниченное доверие революционеров, то одновременно он же информировал Департамент полиции о товарищах по партии и их планах: в 1905 выдал почти весь состав Боевой организации - 17 человек; предотвратил покушение на Дурново, Николая II и т.д. В 1908 Азеф был разоблачен В.Л. Бурцевым и приговорен ЦК партии к смерти, но скрылся в Германии. В основе программы и всей эсеровской идеологии лежала перенятая у старых народников идея о возможности особого пути России к социализму. Эсеровская партийная программа включала в себя четыре основных блока, содержащих соответственно характеристику тогдашнего капитализма, противостоящего ему международного социалистического движения и, наконец, обоснование конкретной программы этого движения с последовательным изложением пунктов, касающихся всех основных сфер общественной жизни: государственно-правовой, хозяйственно-экономической и культурной. По мнению Валиуллина К.Б., Зариповой Р.К., данная партия «привлекала близкой крестьянам аграрной программой, требованием федеративной республики, традиционной идеологией об особом пути России к социализму и ореолом самоотверженной борьбы с царизмом» [6, с. 210].

 


ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ

 

 

2.1 Идеи эсеров

 

Из социалистических партий именно эсеры с самого начала утверждали, что Россия отличается от Западной Европы, и потому характер ее революции и путь к социализму будут иными, нежели на Западе. Это они восприняли от своих предшественников народников. Но история показала, что сама по себе социальная философия, лежащая в основе партийной программы, вовсе не достаточна для того, чтобы партия смогла сделать верный выбор в момент революционной катастрофы [24, с. 241].

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в аграрной стране, сохранившей общинные традиции, должен был начать произрастать раньше всего в деревне. Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой считались политическая свобода и демократия. В программе говорилось об установлении демократической республики, свободы слова, печати, собраний, совести, союзов, стачек, всеобщего и равного избирательного права для всех граждан, достигших 20-летнего возраста без различия пола, религии и национальности при прямой системе выборов и тайном голосовании, а также пропорционального представительства в выборных органах и прямого народного законодательства в виде референдумов, законодательных инициатив снизу и др. В вопросе о государственном устройстве России эсеры заявляли себя сторонниками Федерации. В центре хозяйственно-экономического раздела эсеровской программы-минимум находилось требование социализации земли, которое означало отмену частной собственности на землю без выкупа, превращение ее не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи и передачу всей земли в заведование центральных и местных органов самоуправления. Считая главными предпосылками социализма в России политическую свободу и демократию, они признавали значение массовых движений в их достижении. Земля, считали эсеры, должна перейти не в руки единого собственника — государства, а в руки тысяч крестьянских общин по всей стране. В народе социализацию земли воспринимали как главный лозунг эсеров, их символ. Так же считали и они сами. Целью рабочего законодательства провозглашались охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, усиление его способности в борьбе за социализм. В качестве конкретных требований выдвигались 8-часовой рабочий день, установление минимальной заработной платы, страхование рабочих за счет государства и хозяев, охрана труда под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими, создание профессиональной организации рабочих и их участие во внутренней организации труда на промышленных предприятиях. В области финансовой политики предусматривалось введение прогрессивного налога на доходы и наследства при полном освобождении от налогов мелких доходов, уничтожение косвенных налогов, покровительственных пошлин и всех вообще налогов [1, с. 120].

Информация о работе Политическая доктрина партии Эсеров