Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:19, доклад
Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:
судебная власть – составная часть системы разделения властей;
основы организации судебной системы;
гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
основы правового статуса судей.
Тема 13. Судебная система США.
1)Роль судебной
власти в США и её
Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне
находят отражение следующие ас
Характерными чертами судебной власти являются:
Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:
В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.
Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.
Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).
Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:
В США самое большое в мире число юристов на душу населения (приблизительно один на 400 человек населения), а в среднем в год проводится 25 млн судебных процессов. Здесь существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система федерации в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов в специальных судебных округах (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).
Дела по первой инстанции
с применением федеральных
Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из девяти членов, включая председателя, которые назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, -но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен). С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 130 положений законов.
Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности — Верховный суд СЩА). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов и судей — по делам несовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожного движения, по трудовым спорам; в прибрежных штатах — морские суды и т.д., но обычно в штатах тоже существуют три звена: мировые судьи (их нет на федеральном уровне), которые называются по-разному, иногда полицейскими судьями; суды общей юрисдикции (суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате); верховный суд штата. Иногда действуют только два звена (например, в штате Айдахо, где нет среднего звена).
В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.
Суды штатов формируются
по-разному: судьи избираются населением,
назначаются губернаторами, мэрами
городов, муниципальными властями, председателями
вышестоящих судов. Список присяжных
заседателей обычно составляется муниципальными
органами при участии различных
объединений граждан, а для рассмотрения
конкретного дела присяжные определяются
по жребию. В делах, связанных с
вопросами национальных меньшинств,
присяжные подбираются особенно
тщательно, часто путем согласовании
различных объединений и
В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый выше habeas corpus (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандату с (или обязывающий инджанкшн) — приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) — запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться).
Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.
После «уотергейтского дела», повлекшего отставку Президента Р. Никсона в 1974г., в США был учрежден (1978г.)институт независимых прокуроров, не подчиненных министру юстиции (этот министр в США выполняет некоторые функции генерального прокурора и государственного адвоката). Независимые прокуроры, назначаемые Конгрессом, по своей инициативе рассматривают в соответствии с законом об этике государственных служащих дела самых высокопоставленных должностных лиц. Один из таких независимых прокуроров (К. Стар) возбудил и вел расследование по поводу обвинений Президента У. Клинтона в «сексуальных домогательствах» (в импичмент оно преобразовалось как обвинение в даче ложных показаний большому жюри (орган предания суду) и в принуждении свидетеля к даче ложных показаний).
2)Федеральные суды США.
Судебная система США является двухуровневой: она включает систему федеральных судов, а также судебные системы 50 штатов, федерального округа Колумбия и четырех зависимых территорий. Суды каждой из систем действуют по отношению друг к другу относительно самостоятельно и независимо.
Важнейшую часть судебных систем обоих уровней составляют суды общей юрисдикции. Компетенция судов федерального уровня и судов штатов формально разделена. При этом юрисдикция федеральных судов является ограниченной: она определяется лишь тем кругом дел, который установлен Конституцией США (разд. 2 ст. III). В начале XIX в. в одном из своих решений Верховный суд США разделил дела, подсудные федеральным судам, на две категории. Первую группу составляют споры, которые рассматриваются федеральными судами, исходя из самого характера дела, то есть предмета спора. В соответствии с этим критерием федеральная судебная власть распространяется на все дела, возникающие на основании Конституции США, федеральных законов и международных договоров, а также "морские дела" (связанные с судоходством в открытом море) и дела адмиралтейства (споры по вопросам морских грузоперевозок, содержания портов, рыболовства). Вторую категорию дел, относящихся к юрисдикции федеральных судов, составляют споры, в которых участвуют перечисленные в Конституции субъекты: послы, другие полномочные представители иностранных государств, США в целом, штаты, граждане различных штатов, иностранные государства, их граждане и подданные.
Все остальные дела могут быть рассмотрены только судами штатов, которые, стало быть, обладают остаточной юрисдикцией.
Но указанный подход к разграничению юрисдикции федеральных судов и судов штатов является самой общей его характеристикой. Дело в том, что лишь некоторые из категорий дел, подсудных федеральным судам, относятся к их исключительной юрисдикции. В уголовно-правовой сфере это все "преступления против Соединенных Штатов", то есть предусмотренные федеральным уголовным законодательством, например торговля наркотиками, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, шпионаж, измена и некоторые другие. В гражданско-правовой сфере исключительная юрисдикция федеральных судов распространяется, например, на "морские и адмиралтейские" дела, иски против США в целом, споры по поводу авторского и патентного права, иски, связанные с банкротством, а также иски, в которых стороной выступает штат или иностранный дипломат.
Остальные категории дел образуют так называемую конкурирующую юрисдикцию, т. е. по выбору заинтересованной стороны дело может быть начато либо в соответствующем федеральном окружном суде, либо в суде первой инстанции того штата, на территории которого функционирует данный федеральный окружной суд. Гражданский иск по делу, подпадающему под конкурирующую юрисдикцию, по желанию ответчика уже после его подачи в суд штата может быть передан в федеральный окружной суд. Таким образом, существование конкурирующей юрисдикции обусловливает возможность применения федеральных законов судами штатов (но не наоборот). В доктрине и судебной практике это обосновывается так называемой клаузулой о верховенстве, сформулированной в ст. VI Конституции США: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву..." В силу клаузулы о верховенстве федерального права суды штатов также обязаны принимать к своему производству даже те гражданские иски, которые поданы им, но касаются вопросов исключительной юрисдикции федеральных судов, — при обязательной последующей их передаче в окружные федеральные суды.
Наконец, следуя клаузуле о
верховенстве, суды штатов в необходимых
случаях обязаны толковать
Обособленность федеральной судебной системы и судебных систем штатов проявляется в том, что решения судов штатов не могут обжаловаться в федеральные суды, и наоборот. Исключение составляют жалобы по делам, затрагивающим так называемый федеральный конституционный вопрос, которые могут быть рассмотрены Верховным судом. Особый случай составляют жалобы хабеас корпус, касающиеся законности содержания обвиняемых под стражей. Они могут быть поданы в федеральный окружной суд. В случае удовлетворения жалобы суды, нарушившие правила заключения под стражу, т. е. незаконно ограничившие чью-либо свободу, право на которую является важнейшим конституционно признанным правом человека, лишаются юрисдикции, и соответствующее дело пересматривается по существу в федеральном окружном суде.
Систему федеральных судов общей юрисдикции образуют федеральные окружные суды, федеральные апелляционные суды и Верховный суд США. Единственным органом федеральной судебной власти (да и судебной власти в целом), упомянутым в Конституции США (ст. III), является Верховный суд Соединенных Штатов. Остальные федеральные суды "время от времени" учреждаются Конгрессом, на что его уполномочивает Конституция. В целом система федеральных судов установлена Актом о судоустройстве 1789 г.
Федеральные окружные суды являются низовым звеном федеральной судебной системы. Каждый из них действует в пределах одного округа, на которые поделена вся страна с учетом границ штатов, так что в одном штате имеется от одного до четырех окружных судов. Всего таких судов 94, включая окружные суды, созданные по одному в каждой из четырех заморских территорий.