МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Криминалистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Методика расследования
незаконного предпринимательства»
Выполнил:
курсант 4 курса
342 учебной группы
рядовой полиции
Шелевестер В.М.
Проверил:
Преподаватель кафедры
ст. лейтенант полиции
Еремченко В.И.
К защите ________________________
(допущена, не допущена)
Дата защиты «____» ____________ 20 ___ год
Оценка ____________
Краснодар 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..………………………………………………................3
глава 1. криминалистическая
характеристика незаконного предпринимательства
и особенности организации расследования………………………..………...…………...............................5
- Понятие предпринимательства
и его регламентация действующим законодательством………………………………………….……….…….................5
- Криминалистическая характеристика
незаконного предпринимательства…………………………………………………..…................8
1.3 Разработка следственных
версий и планирование расследования………………………………………..…………………..................15
ГЛАВА 2. ТАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ...22
- Тактика обыска и выемки……………………………………….… 22
- Тактика проведения следственного осмотра…………………......30
2.3 Тактика проведения допроса……………………………….............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………...………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
литературы…………………..……............42
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственная деятельность
в РФ в настоящее время характеризуется
разнообразием форм собственности, предпринимательским
способом организации производства. Контроль
государства за состоянием рынка подразумевает
регулируемое воздействие на хозяйственную
деятельность предпринимателей, определение
оснований и пределов публичного вмешательства
государства в нее. С точки зрения содержания
общий государственный контроль в сфере
предпринимательства можно подразделить
на требования: в области стандартов, ценового
регулирования, официального статистического
и бухгалтерского учета. Государственное
регулирование рыночной экономики с помощью
различных кредитно-финансовых, налоговых,
антимонопольных механизмов немыслимо
без осуществления предварительного контроля
за образованием субъектов предпринимательской
деятельности. Путем государственной
регистрации в качестве индивидуальных
предпринимателей или предпринимателей
- юридических лиц и дачи им разрешений
на занятие тем или иным видом деятельности
государство осуществляет проверку законности
учреждения предприятий и других коммерческих
организаций, а также права некоммерческих
организаций дополнительно заниматься
предпринимательской деятельностью. Можно
сказать, что государственный контроль
в сфере регистрации и лицензирования
предпринимательской деятельности имеет
важнейшее значение и является не только
обязательным условием нормального функционирования
каждой в отдельности хозяйственной единицы,
но и гарантией общей экономической безопасности
страны, а поэтому входит в число основных
функций государства.
В многообразии средств
уголовно-правовой охраны указанной
сферы определяющее значение
имеет ст.171 Уголовного Кодекса
Российской Федерации, которая устанавливает
ответственность за незаконное
предпринимательство.
Объектом данной работы являются
общественные отношения в сфере совершения,
выявления, раскрытия и расследования
незаконного предпринимательства.
Предметом же являются особенности
расследования незаконного предпринимательства.
Целью настоящей курсовой работы
является изучение положений методики
расследования незаконного предпринимательства.
Глава 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- Понятие предпринимательства
и его регламентация действующим законодательством
В энциклопедическом словаре
предпринимателя понятие "предпринимательство"
представлено в следующей редакции:
Предпринимательство — инициативная
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего
имени, под свою имущественную ответственность
или от имени и под юридическую ответственность
юридического лица. Предприниматель может
осуществлять любые виды хозяйственной
деятельности, не запрещенные законом,
включая коммерческое посредничество,
торгово-закупочную, консультационную
и иную деятельность, а также операции
с ценными бумагами.1
Статья 34 Конституции Российской
Федерации закрепляет "...право на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной
законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность,
направленная на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию."2
Данное право распространяется
на широкий спектр субъектов, включающий
в себя: 1) граждан России; иностранных
граждан; лиц с двойным гражданством; 2)
юридических лиц; предпринимателей; семьи
и иные общины, занимающиеся коллективным
предпринимательством без обретения статуса
юридического лица. Эти субъекты равноправны
перед законом и судом, их дискриминация
не допускается.
Легальное определение предпринимательства
как вида деятельности дается в ч.3 п.1 ст.2
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Это самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности в Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с федеральными законами, издаваемыми
в соответствии с ними иными законами,
указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
В качестве нормативного акта,
регулирующего предпринимательскую деятельность,
следует выделить Федеральный закон от
24 июля 2007 года "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской
Федерации", регулирующий отношения,
возникающие между юридическими лицами,
физическими лицами, органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления
в сфере развития малого и среднего предпринимательства,
определяет понятия субъектов малого
и среднего предпринимательства, инфраструктуры
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, виды и формы такой
поддержки.
К федеральным законам, направленным
на регулирование предпринимательской
деятельности необходимо отнести и Закон
РФ от 22 марта 1991 года №948-1 "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках", а также Федеральный
закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006.
Целями настоящего Федерального закона
являются обеспечение единства экономического
пространства, свободного перемещения
товаров, свободы экономической деятельности
в Российской Федерации, защита конкуренции
и создание условий для эффективного функционирования
товарных рынков.
В условиях бурно развивающихся
экономических отношений законодатель
пытается, но не успевает учесть и урегулировать
все стороны данных отношений, в то время
как преступники, опережая законодателя,
находят все новые возможности обойти
воздвигнутые законом препятствия. Для
сегодняшнего дня характерно возрастание
криминального профессионализма, увеличение
доли дерзких по замыслу и квалифицированных
по исполнению преступлений.
Ответственность за незаконное
предпринимательство установлена статьей
171 Уголовного кодекса Российской Федерации,
которая гласит, что осуществление предпринимательской
деятельности без регистрации или без
лицензии в случаях, когда такая лицензия
обязательна, если это деяние причинило
крупный ущерб гражданам, организациям
или государству либо сопряжено с извлечением
дохода в крупном размере - наказывается
штрафом в размере до трехсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до двух
лет, либо обязательными работами на срок
до четырехсот восьмидесяти часов, либо
арестом на срок до шести месяцев, а совершенное
организованной группой, сопряженное
с извлечением дохода с особо крупном
размере, - наказывается штрафом в размере
от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от одного
до трех лет, либо лишением свободы на
срок до пяти лет со штрафом в размере
до восьмидесяти тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного
за период до шести месяцев либо без такового.
Таким образом состав преступления, предусмотренного
ст. 171 настоящего Кодекса, будет на лицо
в случае осуществления предпринимательской
деятельности без государственной регистрации,
либо при отсутствии требуемой по закону
лицензии, либо при осуществлении такой
деятельности за пределами срока действия
лицензии или с нарушением условий лицензирования.
Уголовная ответственность за указанные
действия может иметь место, если они причинили
крупный ущерб или сопряжены с извлечением
дохода в крупном размере.
- Криминалистическая
характеристика незаконного предпринимательства
Основными элементами криминалистической
характеристики являются:
- типичные способы подготовки,
совершения и сокрытия преступлений,
используемые орудия преступления;
характер бездействия; этапность деяния;
- типичные условия криминальной
ситуации (место, время, погодные и
иные условия);
- типичные факторы, детерминирующие
выбор способов и условий подготовки,
совершения и сокрытия преступления;
мотив и цель деяния;
- устойчивые особенности
объекта (предмета) посягательства, влияющие
на подготовку, совершение и сокрытие
деяния;
- типичные следы и документы
как материальные источники информации;
особенности их образования, уничтожения,
сокрытия; взаимные связи следов;
- особенности личности
преступника, потерпевшего, свидетелей,
факторы, влияющие на формирование
их показаний и поведение на
следствии;
- характер и размеры
ущерба.3
Способ совершения незаконного
предпринимательства - это обусловленная
условиями внешней среды и психофизическими
свойствами личности преступников система
взаимосвязанных действий по подготовке,
совершению и сокрытию незаконного предпринимательства,
которые связаны с использованием орудий
и средств, условий места и времени, соответствующих
цели совершаемых действий и осуществляемых
по единому замыслу.
Способы совершения незаконного
предпринимательства подразделяются
на:
осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;
- осуществление предпринимательской деятельности
без специального разрешения (лицензии)
в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.
Рассмотрим более подробно
каждый из указанных выше способов.
Осуществлением предпринимательской
деятельности без регистрации
можно признать также случаи,
когда эта деятельность осуществляется
после ликвидации юридического лица или
прекращения действия свидетельства о
государственной регистрации физического
лица в качестве предпринимателя Государственная
регистрация индивидуальных предпринимателей
носит явочный характер и заключается
в постановке на учет в качестве индивидуального
предпринимателя. От физических лиц требуется
заявление, составленное по установленной
форме, и документ об уплате регистрационного
сбора. С момента государственной регистрации
граждане вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, за исключением случаев, предусмотренных
ГК РФ.
Таким образом, осуществление
предпринимательской деятельности без
регистрации есть занятие такой деятельностью:
без подачи в государственные
регистрирующие органы документов, необходимых
для регистрации;
- после подачи в регистрирующие
органы документов на регистрацию, но
до государственной регистрации в установленном
законом порядке.
Осуществлением предпринимательской
деятельности без регистрации можно признать
также случаи, когда эта деятельность
осуществляется после ликвидации юридического
лица или прекращения действия свидетельства
о государственной регистрации физического
лица в качестве предпринимателя.
Для занятия определенными
видами предпринимательской деятельности
кроме государственной регистрации необходимо
иметь лицензию, право на их осуществление,
которая выдается на конкретный срок.
Лицензия есть разрешение (право) на осуществление
лицензируемого вида деятельности при
обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим
органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю. Перечень лицензируемых
видов деятельности и порядок их лицензирования
определяются Федеральным законом от
08 августа 2001 года "О лицензировании
отдельных видов деятельности". В частности,
без специального разрешения не допускается
осуществлять: медицинскую и юридическую
практику; аудиторскую деятельность; производство,
хранение, оптовую реализацию лекарственных
средств, медицинских изделии; реализацию
и техническое обслуживание медицинской
техники; перевозку грузов автомобильным
транспортом; разработку и производство
вооружения, военной техники, боеприпасов
и их утилизацию; разработку взрывчатых
веществ, пороха, пиротехники, средств
взрывания; заготовку, переработку и торговлю
табаком и т.д. Виды деятельности, не указанные
в данном законе, осуществляются без лицензий.
При осуществлении предпринимательской
деятельности без специального разрешения
(лицензии), когда такое разрешение (лицензия)
обязательно, можно выделить следующие
виды деятельности:
1. производство отдельных видов
продукции, выполнение работ и оказание
услуг без направления соответствующих
документов в органы, уполномоченные на
выдачу специального разрешения (лицензии)
на занятие данным видом деятельности
(69,2%).
2. производство отдельных видов
продукции, выполнение работ и оказание
услуг после направления соответствующих
документов в органы, уполномоченные на
выдачу специального разрешения (лицензии)
на занятие данным видом деятельности,
но до получения такой лицензии (8,3%).