Духовная Жизнь 1940-1960 гдов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке. Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

На протяжении двух послевоенных десятилетий  в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха  жесточайшего контроля над всеми  формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке.

   Одной из характерных  черт эпохи стало сосуществование  двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

 

Какие исторические события  повлияли на формирование культуры этого  времени?

Примерный ответ:

1.Патриотический подъем военных лет способствовал формированию в обществе настроений ожидания перемен.

2. За победу над фашистской Германией было заплачено дорогой ценой, и после колоссального напряжения сил люди мечтали об иной жизни. Атмосфера послевоенной эпохи, казалось, должна была соответствовать величию духа народа-победителя. Этого не случилось.

3.Апогей сталинизма, послевоенные репрессии. (усиление культа личности Сталина).

4.Начавшаяся «холодная война» способствовала установлению « железного занавеса».

 

Как  повлияли эти события на развитие культуры этого периода?

С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на  свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946 г. был создан новый  журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов (слайд), отвечавший за идеологию.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с  «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

 

  Литература.

 Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений».

 

 

   Из постановления ЦК ВКП(б)  «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (14 августа 1946):

   ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно <...>

Стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям  дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни <...> Помещая эти произведения, редакция усугубила свои ошибки и еще более понизила идейный уровень журнала <...>

   Руководящие работники журналов, и, в первую очередь, их редакторы <...> забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи, и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя - его политикой <...> Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.

 

Вывод: это постановление было  направленно против инакомыслия в среде творческой интеллигенции и осуждавшее идеологическую невыдержанность многих произведений.

 

Последовали постановления ЦК ВКП(б), содержавшие резкую критику репертуаров  драматических театров. Некоторых  режиссеров обвинили в национализме или искаженном отражении советской  действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партийным активом собраниях трудовых коллективов огульно осуждалось творчество писателей А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко (слайд), композиторов Д. Д. Шостаковича и В. И. Мурадели, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, С. А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики.

 

Литература не случайно попала в  центр внимания властей. В силу отсутствия в России возможностей публичного обсуждения политических проблем дискуссии  вокруг художественных произведений неизбежно приобретали широкое общественное звучание, затрагивая оценку деятельности правящих кругов.

 

Отношение властей было одобрительным  к тем писателям, в произведениях  которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные  с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др.

 

Какая ведущая тема поднималась  в литературе  конца 40- х годов? (Тема ВОВ)

Что собой представляла « оборонная»  литература?

 

Ведущей темой прозы была защита отечества. Тема и условия времени  часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Эти небольшие произведения печатались в газетах, их мог прочитать каждый. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Василия Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями произведений были не полководцы, а простые люди, как и любой читатель газеты.

Большое место принадлежит жанру  рассказа. Их писали К. Симонов, М. Шолохов, Н. Соболев. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом  повествователя.

           

Какое  влияние оказала  ВОВ на общественное сознание?

Великая Отечественная война оказала  на общественное сознание огромное влияние, которое было неоднозначное. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, чувство ответственности за судьбу Родины, но все это позволило увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, явились два произведения 1946 года – «Звезда» Эммануила Казакевича, героико-романтическое, обладающее склонностью к идеализации, именно эта линия стала основной в послевоенном соцреализме. И произведение Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», представляющее собой программное произведение психологического натурализма, который отталкивается от народных изображений войны, от идеологических стереотипов. Эта повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты.

 

Наука.

   Борьба с «чуждыми»  идейными влияниями распространилась  на сферу науки. И. В. Сталин  лично вмешивался в дискуссии  научных кругов по вопросам языкознания, экономики. В его работах давались директивные указания о том, как следует освещать спорные научные проблемы. На собраниях научных коллективов шли «проработки» ученых, обвиненных в ошибках при освещении тех или иных периодов отечественной и зарубежной истории, низкопоклонстве перед Западом.

Реакционными, буржуазными  и ложными провозглашались генетика и кибернетика.

   Несмотря на  многочисленные доносы о «неправильных»  взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия.

   В августе 1945 г. был создан Специальный комитет,  в который вошли крупнейшие  советские ученые - академики И. В. Курчатов(слайд ) и П. Л. Капица (слайд ).. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие  (слайд)непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И. В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу (слайд), намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).(слайд  ).

 

Таким образом, основными особенностями духовной жизни этого времени было:

- всеобщий контроль за интеллектуальной  деятельностью,

-давление партийной идеологии на все стороны духовной жизнью

 

Духовная жизнь в период оттепели.

 Исторические условия развития культуры этого времени.

 

на формирование культуры этого времени повлияли такие исторические события как:

 

1. Смерть  И.В. Сталина.

2. XX съезд КПСС и доклад на нем Н.С. Хрущева « О культе личности Сталина и его последствиях».

3. Начавшийся  процесс десталинизации.(слайд)

 

Начавшийся после смерти И.В. Сталина  период некоторого ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошел в  отечественную историю под названием «оттепель». Понятие «оттепель» широко используется как метафора для описания характера изменений в духовном  о климате советского общества после марта, 1953 г.

Доклад  Хрущева на XX съезде КПСС произвел ошеломляющее впечатление на всю страну. Он обозначил рубеж в духовной жизни советского общества — до и после XX съезда.  Осмысление и обсуждение прозвучавших  в докладе оценок разделили людей на сторонников и противников критики Сталина  и разоблачения  культа личности,  на  «обновленцев»  и приверженцев продолжения сталинской политики.

После XX съезда прямое идеологическое давление на сферу культуры со стороны партийного руководства стало несколько ослабевать.  Период  «оттепели» охватил примерно 10 лет. Но были отступления от либерализации режима.

Как жить с грузом ответственности  за прошлое и как изменить жизнь, не допустить повторения трагедии   и массовых репрессий, огромных лишений  и жесткого диктата над сферой     духовной жизни — все это широко обсуждалось в обществе.

 

         Литература.

Этот этап продолжался не так уж долго, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки   писателя, поэта, журналиста, общественного деятеля, вице- президента Всемирного Совета  Ильи Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

 

Наиболее  яркие произведения этого периода  были ориентированы на участие в  решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о  пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Были возвращены произведения М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши.

 

В 1952 году в «Новом мире» был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина «Районные будни», где впервые стала обсуждаться тема оптимального руководства сельским хозяйством. Дискутировалось, что лучше: волевое давление или предоставление сельским хозяйствам необходимой самостоятельности. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе – «деревенской прозе». Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии «деревенщиков», Федор Абрамов, начинал печататься в «Новом мире» как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он  призывал писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

(слайд)

Несмотря  на то, что в стране оттепель, уходит из жизни А.Фадеев, оставив следующую предсмертную записку.

 

   Из предсмертного письма А. А. Фадеева в ЦК КПСС (13 мая 1956):

 

   Не  вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал  жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено <...>

 

   Литература - это святая святых - отдана на  растерзание бюрократам и самым  отсталым элементам народа, и  с самых «высоких» трибун - таких,  как Московская конференция или  ХХ-й партсъезд, раздался новый лозунг «Ату ее!» <...> Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

 

           Искусство.

В живописи этих лет широкое распространение  получил исторический, «историко-революционный» жанр.

 В 1950 году коллективом авторов (Борис  Иогансон и находившиеся под  его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. «В трактовке этого факта вновь проявилось присущее Иогансону ранее стремление к повествовательной режиссуре в изображении события. Зритель как бы присутствует при происходящем, он там, где кулисы; он охватывает своим взглядом все простраство». Эта картина стала одной из эталонных. (слайд)

 

Владимир  Серов, «наследник» Бродского, решал ленинскую тему по-другому. В 1950 им написана картина «Ходоки у Ленина» — историческое событие приобрело жанровый характер, оттенок натуралистичности, фотографичности.(слайд ).

 

Непосредственность  и достоверность картины «Весна», ее метафорическая символика поставили Пластова в один ряд с художниками более молодого поколения – поколения «оттепели». Изображение обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды.

Информация о работе Духовная Жизнь 1940-1960 гдов