Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5
2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии………….6
Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9
2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..14
Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18
1. Антиуниатский протест……………………………………………………..18
2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19
3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21
4. Роль униатства в культуре белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
министерство культуры республики беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
факультет заочного обучения
Кафедра культурологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
История униатства в Беларуси
Исполнитель: студент 311в гр.
Толочко Валентин Фадеевич
Научный руководитель:
Допущена к защите
«___»___________________ 20____г.
Минск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5
2.
Политический и
Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9
2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..
Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18
1.
Антиуниатский протест……………………………………………………..
2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19
3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21
4. Роль униатства в культуре белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.
Как отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. По мнению ученых, она имела как отрицательное так положительное влияние на регион. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.
Актуальность выбранной
темы может обуславливаться
Таким образом, целью данной работы является исследование истории униатского религиозно-церковного движения в восточно-европейском регионе.
Для достижения
обозначенной цели нами
1.Определить основные
2.Рассмотреть историческое
3.Охарактеризовать влияние
Объект исследования – церковная уния.
Предмет исследования – религиозно-церковная и общественно-политическая жизнь Беларуси в ХІІІ-ХХ вв.
При написании работы мы опирались на следующие исследования: «История Беларуси», «Энцыклопедия истории Беларуси», работы Морозовой С. В., Новик Я. К., Голенченко И. Я. и др. источники. Сравнивая и сопоставляя материал, анализируя взгляды и суждения на проблему исследования.
Глава 1.
Исторические
предпосылки возникновения
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии.
О том, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства, понимали уже и первые великие киевские князья. Потому и стремились посадить на престол митрополита, не назначенного из Константинополя грека, а своего священника. Позже к этому же стремились великие князья литовские и московские.
Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский (1155). Он объявил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, однако константинопольский патриарх не признал новой митрополии. Постепенно Северо-Восточная Русь начинает считать себя отличной от Руси Юго-Западной, а Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москва начинают противопоставлять себя Киеву.
В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию: юго-западный (Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный (Новогрудок, Вильня, Полоцк) и северо-восточный (Владимир, Суздаль, Тверь, Москва). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.
В начале XIV века происходит возвышение московского князя, которого поддержала православная церковь. В 1355 году решением константинопольского патриаршего синода резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, но фактически митрополит жил в Москве.
Проблема автономии западноправославной церкви была очень важной в политической деятельности великих князей литовских. Около 1320 года великий князь Гедемин добился открытия новой митрополии с центром в Новогрудке, в которую входили Полоцкая и Туровская епархии. Однако в результате усилий московского митрополита она скоро была закрыта.
Великий князь Альгерд приложил значительные усилия, чтобы переместить духовно-административный центр восточнославянского православия в ВКЛ. В 1354 году он попробовал посадить на митрополию в Киеве своего свояка Романа. Его соперником выступил московский ставленник Алексий. В конце концов Константинополем было принято компромиссное решение: Алексий стал митрополитом, а под власть Романа кроме Полоцкой и Туровской епархий отошли Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая и Перемышльская. После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским епископом.
В 1373 году в ВКЛ появился посланец константинопольского патриарха иеромонах Киприан Цамблак. Он вошел в доверие к Альгерду и с согласия Константинополя был поставлен митрополитом "киевским, галицким и всея Руси“ (1375). Москва категорически отвергла его в этом качестве. В 1378 году, после смерти московского митрополита Алексия, Киприан приехал в Москву с целью объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии. Вскоре Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал московским митрополитом.[4, с.202-221]
2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии.
Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения происходит массовое крещение литовцев в католичество. Как и православие, оно становится государственным вероисповеданием.
Но естественные религиозно-церковные
связи между этими ветвями
одной веры разрушались государственными
интересами и возрастающим политическим
соперничеством между ВКЛ и Московским
государством. Положение православия
начало резко ухудшаться после Городельского
постановления 1413 года, согласно которому
на высокие государственные
Витовт обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия и резиденцией его сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и митрополитом был поставлен грек Фотий.
В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, которые обратились к великому князю с жалобой на митрополита Фотия, в результате чего Витовт отказался от последнего и выдвинул на митрополитский престол своего кандидата – Григория Цамблака, племянника бывшего митрополита Киприана, выдающегося церковного и культурного деятеля западных славян. Осенью 1414 года на соборе православных церковных иерархов ВКЛ, созванном по инициативе Витовта, Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.
В начале 1415 года Витовт снова созывает собор, на котором убеждает белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию. 15 ноября 1415 года на соборе в Новогрудке это было сделано. Епископы объявили об отречении от московского митрополита. Патриарх и Фотий предали Цамблака анафеме.
В 1418 году во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был произойти XVI Вселенский собор католической церкви. Цель визита была обозначена заранее с Ягайло и Витовтом: добиться более-менее тесного союза между католической и православной церковью. В своих двух выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Он предлагал созвать специальный собор о вере и в свободной дискуссии, руководствуясь взаимной терпимостью, решить все спорные вопросы. Итогом должен был стать равноправный союз между католической и православной церковью. По мнению исследователей, Цамблак являлся первым автором гуманистической модели церковно-религиозного согласия, унии католичества и православия в общехристианском масштабе. Но план Цамблака не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов.
В годы великого княжения Казимира Ягайловича была предпринята новая попытка создания православной автокефалии. В 1458 году Казимир дал согласие на основание отдельной православной митрополии для ВКЛ. Номинальным митрополитом стал Исидор. А поскольку он был очень стар, то остался в Риме, а управлять белорусско-украинской церковью прислал своего ученика Григория, который через некоторое время был посвящен в сан митрополита.
После смерти Григория белорусско-украинским митрополитом стал смоленский епископ Мисаил, который являлся сторонником унии. Мисаила активно поддерживали две наиболее влиятельные православные организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий монастырь, а также определенное количество знатных православных светских лиц, которые были в родстве с католическими фамилиями. От их имени Папе Сиксту IV в 1476 году была направлена письменная просьба о целесообразности и необходимости объединения церквей.[4, с.240 -258]
Глава 2.
Развитие униатского религиозно-церковного движения
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI в. и антиуниатский протест православных и протестантов.
Новая жизнь, которую приобрела идея церковной унии во второй половине XVI века, связана с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера. Одним из них была возрастающая угроза независимости ВКЛ, которая исходила со стороны Московского государства. В результате ВКЛ было вынуждено пойти на более тесную интеграцию с Польшей. Политическим проявлением этой интеграции стала Люблинская уния 1569 года, по которой ВКЛ и Польша объединялись в одно федеративное государство. Церковная уния рассматривалась как логичное продолжение интеграционной политики.
Надо отметить, что идея религиозного согласия через унию, несмотря на то, что в течение многих веков она так и не смогла реализоваться, продолжала оставаться очень привлекательной для многих искренне верующих христиан, в том числе белорусов и украинцев. Менталитет населения ВКЛ был запрограмирован на согласие, а не на конфронтацию. [4, с.457-461] Многие образованные белорусские и украинские общественные и государственные деятели, священники, писатели, купцы, ремесленники жили иллюзией унии, верили в возможность достижения в ВКЛ, Речи Посполитой, вообще во всем христианском мире церковного согласия, конфессионального мира методом простого соединения православия и католичества. Для этого, считали они, надо сделать усилие, подняться выше своих религиозно-догматических амбиций, пойти на компромисс, тем более, что оба вероисповедания – христианские. К тому же значительная часть православных белорусских и украинских панов и шляхты, и даже мещан, была породнена с католическими семьями. Пример тому: глава православной антиуниатской партии Константин Острожский. Его жена Софья Тарновская – католичка, сын Януш – тоже католик, дочери – замужем за протестантами Криштофом Радзивилом и Янушем Кишкой. Таким образом, надо было вернуть мир в общество, согласие в семьи, равновесие в души людей, и многие надеялись, что это сможет сделать уния.