Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:22, реферат
Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня вокруг решения следующих основных теоретических задач:
выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;
определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;
установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие конфликта, конфликтной ситуации…………………………....5
Основные виды классификации конфликтов………………………….…7
Динамика конфликтов…………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………..20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
«Классификация видов и типов конфликтов»
Выполнил:
студент 1 курса
группы «ЭК62.1212.1.45.МКТ»
Проверил:
д.п.н., профессор
Морозов А. В.
Москва 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..20
Введение
Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.
Однако среди ученых
до сих пор нет единства в понимании
природы конфликта как
Другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент. Один из современных отечественных авторов считает, что место конфликта в общении не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последовательную, ненасильственную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов. [2]
Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, последняя точка зрения выглядит как утопичная, а ее сторонников становится все меньше.
Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня вокруг решения следующих основных теоретических задач:
Как видно, эти задачи носят не только теоретический, но в значительной мере и практический, прикладной характер, и разработка классификации конфликтов имеет немаловажное значение.
1.Понятие конфликта,
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», что означает столкновение. Поэтом под конфликтом в современном управлении понимают столкновение, борьбу сторон, мнений, сил, процесс перерастания конфликтной ситуации в открытое для окружающих столкновение.
Конфликт в обязательном порядке содержит в себе ситуацию, которая воспринимается участниками в качестве конфликтной. Конфликтная ситуация – это объективно воспринимаемые людьми взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование любых средств для их достижения. [3]
Но иногда конфликт в теоретическом
плане рассматривают и в
Такой дуалистический характер оценки и определения понятия и сущности конфликтов проистекает из слабой теоретической разработанности научного направления, именуемого конфликтологией. В настоящее время нет общепризнанной теории конфликтов, объясняющей их природу, причины, детерминанты, влияние на развитие коллективов, общества в целом.
«Отцами» конфликтологии считаются Гераклий Эфесский (535 – 475 гг. до н.э.), утверждавший, что «раздор есть отец всего» и Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Но основным корифеем конфликтологического взгляда на мир считают немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) с его учением о противоречиях и конфликтах (борьбе) противоположностей, которые выступают как внутренние источники «восхождения от абстрактного к конкретному» и описываемые в виде триад. [4]
Начало учению о конфликтах
как теории конфликтологии положили Вудберри Смола (1854 – 1926 гг.),
Уильям Грэм Самнер (1840 – 1910 гг.) и другие.
В 60-х годах XX века немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал
Вывод: В настоящее время конфликты
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликты существуют ровно столько, сколько существует человечество на планете. Конфликты случаются в жизни каждого человека. Исходя из этого, и появилась наука «конфликтология» помогающая избежать те или иные конфликты и научится избегать конфликтные ситуации.
2. Основные виды классификации конфликтов
Типологизация конфликта
играет важную методологическую роль.
Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных
знаний, что уже само по себе весьма существенно,
но и часто играет заметную эвристическую
роль в процессе получения новых знаний.
Попытки проанализировать имеющиеся конкретные
примеры конфликтных ситуаций с точки
зрения выбранного основания классификации
нередко обнаруживают совершенно новые
аспекты конфликтов, ускользавшие ранее
от внимания исследователя. [4]
В полной мере, однако, методологическая
роль типологизации конфликта может сказаться
лишь при выполнении основных логических
требований, предъявляемых к научной классификации.
В частности, основание классификации
должно быть четко выделено и последовательно
проведено, в результате чего классификация
должна оказаться полной (по выделенному
основанию) и непересекающейся.
Упомянутые логические требования, однако,
весьма часто нарушаются. В качестве характерного
примера можно привести типологию конфликтов,
предлагаемую М. Дойчем.
Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:
1. «Подлинный конфликт». Это конфликт,
«который существует объективно и воспринимается
адекватно». (Если жена хочет использовать
свободную комнату в доме для занятия
живописью, а муж в качестве кабинета,
они вступают в «истинный» конфликт.)
2. «Случайный, или условный, конфликт».
Существование этого типа конфликта «зависит
от легко изменяемых обстоятельств, что,
однако, не осознается сторонами». («Подлинный
конфликт» предыдущего примера превращается
в «случайный», если допустить, что жена
и муж не замечают, что имеется еще мансарда,
гараж или какое-то другое помещение, которое
легко может быть преобразовано в кабинет
или студию.)
3. «Смещенный конфликт». В этом случае
имеется в виду «явный конфликт», за которым
скрывается некоторый другой, скрытый
конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий
пример модифицируется в пример «смещенного
конфликта», если энергичный спор по поводу
свободной комнаты происходит в условиях,
когда муж и жена фактически мало иди совсем
не заинтересованы в студии или кабинете,
а возникшее столкновение служит проявлением
какого-то другого, более серьезного, возможно
даже неосознаваемого конфликта.)
4. «Неверно приписанный конфликт». Это
конфликт «между ошибочно понятыми сторонами
и как результат – по поводу ошибочно
истолкованных проблем». (Когда, например,
порицают ребенка за что-то, что он был
вынужден сделать, исполняя предписание
родителей.)
5. «Латентный конфликт». Это конфликт,
«который должен был бы произойти, но которого
нет», поскольку он по тем или иным причинам
не осознается сторонами.
6. «Ложный конфликт». Это случай, когда
отсутствуют «объективные основания»
для конфликта, и последний существует
только в силу ошибок восприятия, понимания.
В качестве основания для классификации
Дойч называет «отношение между объективным
состоянием дел и состоянием дел, как оно
воспринимается конфликтующими сторонами».
Подобная формулировка, однако, не может
выступать в роли действительного основания,
поскольку она крайне неопределенна. [5]
Одной их общепринятых классификаций
конфликтов в конфликтологии является
разделение их на четыре основных типа
на основании сторон, вступающих в конфликт:
внутриличностный конфликт, межличностный
конфликт, конфликт между личностью и
группой и межгрупповой конфликт. Эта
классификация универсальна, она может,
применятся как к социальным конфликтам
вообще, так и к частным – например, к производственным
конфликтам. Рассмотрим эти виды конфликтов
подробнее.
Внутриличностный (психологический) конфликт.
Внутриличностный конфликт – это состояние
внутренней структуры личности, характеризующееся
противоборством ее элементов. Подобно
тому, как существуют многочисленные основания
классификации конфликтов вообще, имеются
различные основания и для выделения видов
внутриличностных конфликтов.
Наиболее полная классификация внутриличностных
конфликтов разработана А.Я. Анцуповым
и А.И. Шипиловым, которые предложили взять
за основу классификации ценностно-мотивационную
сферу личности.
В зависимости от того, какие стороны внутреннего
мира личности вступают в конфликт, они
выделяют следующие основные его виды:
• Мотивационный конфликт. Это конфликты
между бессознательными стремлениями,
между стремлениями к обладанию и безопасности,
между двумя положительными тенденциями
(ситуация буриданова осла).
• Нравственный конфликт, который часто
называют моральным или нормативным конфликтом.
Это конфликт между желанием и долгом,
между моральными принципами и личными
привязанностями.
• Конфликт нереализованного желания,
или комплекса неполноценности – конфликт
между желаниями личности и действительностью,
которая блокирует их удовлетворение.
Иногда его трактуют как конфликт между
«хочу быть таким, как они» и невозможностью
это желание реализовать. Он может возникнуть
в результате физической невозможности
человека осуществить это стремление.
Например, из-за неудовлетворенности своей
внешностью или физическими данными.
• Ролевой конфликт – выражается в переживаниях,
связанных с невозможностью одновременно
реализовать несколько ролей (межролевой
внутриличностный конфликт), а также с
различным пониманием требований, предъявляемых
самой личностью к выполнению одной роли
(внутриролевой конфликт). Примером межролевого
внутриличностного конфликта может быть
ситуация, когда человека в качестве сотрудника
организации просят поработать сверхурочно,
но в качестве отца он хочет больше время
уделить своему ребенку. Примером внутриролевого
конфликта может служить ситуация, когда
верующему человеку для защиты отечества
нужно взять в руки оружие и идти на войну
убивать.
• Адаптационный конфликт имеет два смысла.
В широком смысле он понимается как возникающий
на основе нарушения равновесия между
субъектом и окружающей средой, в узком
смысле – как возникающий при нарушении
процесса социальной или профессиональной
адаптации. Это конфликт между требованиями,
которые предъявляет к личности действительность,
и возможностями самого человека (профессиональными,
физическими, психическими).
• Конфликт неадекватной самооценки возникает
из-за расхождения между претензиями личности
и оценкой своих возможностей. Результатом
этого является повышенная тревожность,
эмоциональное напряжение и срывы.
• Невротический конфликт – результат
сохраняющегося в течение длительного
времени обычного внутриличностного конфликта,
характеризуется высшим напряжением и
противоборством внутренних сил и мотивов
личности. [6]
Названные типы конфликтов не исчерпывают
полностью их классификацию. В зависимости
от других оснований можно дать и иную
типологию внутриличностных конфликтов.
Об этом свидетельствует сама история
развития конфликтологических концепций,
в которых выделяются различные типы внутриличностных
конфликтов.
Отметим основные из них:
• Конфликт между моралью и нравственностью,
между должным и сущим, между моральным
идеалом и действительностью (И. Кант,
Ф. Достоевский).
• Конфликт между человеческими влечениями,
биологическими потребностями и социальными
нормами, который носит биологический
и биосоциальный характер (3. Фрейд).
• Конфликт, обусловленный необходимостью
выбора между силами равной величины,
действующими на личность (К. Левин).
• Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным
«Я» (К. Роджерс).
• Конфликт между стремлением к самоактуализации
и реальным результатом (А. Маслоу).
• Конфликт между стремлением к смыслу
жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е.
«ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная
фрустрация» (В. Франкл).
• Конфликт между элементами внутренней
структуры личности, между ее мотивами
(А. Леонтьев). [7]
Межличностный (социально-психологический)
конфликт. Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Чаще всего
это борьба руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую силу, время
использования оборудования или одобрение
проекта. Каждый из них считает, что поскольку
ресурсы ограничены, он должен убедить
вышестоящее начальство выделить эти
ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
Или представим, что два художника работают
над одной и той же рекламой, но имеют разные
точки зрения относительно способа ее
подачи. Каждый старается убедить директора
принять его точку зрения. Аналогичным,
только более тонким и длительным, может
быть конфликт между двумя кандидатами
на повышение при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт может также проявляться
и как столкновение личностей. Люди с различными
чертами характера, взглядами и ценностями
иногда просто не в состоянии ладить друг
с другом. Как правило, взгляды и цели таких
людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Как
показывают результаты экспериментов,
производственные группы устанавливают
нормы поведения и выработки. Каждый должен
их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной
группой и, тем самым, удовлетворить свои
социальные потребности. Однако, если
ожидания группы находятся в противоречии
с ожиданиями отдельной личности, может
возникнуть конфликт. Например, кто-то
захочет заработать побольше, то ли делая
сверхурочную работу, то ли перевыполняя
нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное»
усердие как негативное поведение.
Между отдельной личностью и группой может
возникнуть конфликт, если эта личность
займет позицию, отличающуюся от позиции
группы. Например, обсуждая на собрании
возможности увеличения объема продаж,
большинство будет считать, что этого
можно добиться путем снижения цены. А
кто-то один, однако, будет твердо убежден,
что такая тактика приведет к уменьшению
прибыли и создаст мнение, что их продукция
по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Хотя этот человек, мнение которого отличается
от мнения группы, может принимать к сердцу
интересы компании, его все равно можно
рассматривать, как источник конфликта,
потому что он идет против мнения группы. [8]
Аналогичный конфликт может возникнуть
на почве должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать правила
и процедуры организации. Руководитель
может быть вынужден предпринимать дисциплинарные
меры, которые могут оказаться непопулярными
в глазах подчиненных. Тогда группа может
нанести ответный удар – изменить отношение
к руководителю и, возможно, снизить производительность
труда.
Межгрупповой (социальный) конфликт. Общество
состоит из множества групп, как формальных,
так и неформальных. Даже в самом высокоорганизованном
обществе между такими группами могут
возникать конфликты. Аналогичные процессы
происходят на уровне предприятия, Например,
неформальные организации, которые считают,
что руководитель относится к ним несправедливо,
могут крепче сплотиться и попытаться
«рассчитаться» с ним снижением производительности.
Еще одним примером межгруппового конфликта
может служить непрекращающийся конфликт
между профсоюзом и администрацией.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать
друг с другом функциональные группы внутри
организации. Например, отдел сбыта, как
правило, ориентирован на покупателя,
в то время как производственное подразделение
больше заботится о соотношении затрат
и эффективности, а также об экономии на
масштабах. Держать большие товарные запасы,
чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает
отдел сбыта, значит увеличивать затраты,
а это противоречит интересам производственных
подразделений. Дневная смена медицинского
персонала может обвинить ночную смену
в том, что та плохо ухаживает за больными.
В крупных организациях одно подразделение
может попытаться увеличить свою прибыльность,
продавая готовую продукцию внешним потребителям
вместо того, чтобы удовлетворить потребности
других подразделений компании в своей
продукции по более низкой цене.
По направленности все конфликты делятся
на «горизонтальные», «вертикальные»
и «смешанные».
К «горизонтальным» относятся такие конфликты,
в которых не задействованы лица, находящиеся
в подчинении друг у друга.
К «вертикальным» конфликтам относятся
такие из них, которые затрагивают лица,
находящиеся в подчинении один у другого.
Эти конфликты изначально протекают в
неравных для соперников условиях, так
как руководители обладают большими ресурсами
и возможностями, чем подчиненные.
В «смешанных» конфликтах представлены
и «горизонтальные», и «вертикальные»
составляющие. [9]
По функции конфликты делятся на конструктивные
(созидательные) и деструктивные (разрушительные,
неконструктивные).
Проявления деструктивных функций конфликта
крайне разнообразны. Внутриличностный
конфликт, например, порождает состояние
психологического дискомфорта, который
влечет, в свою очередь, серию различных
негативных последствий и в крайних случаях
может привести к разрушению личности.
На уровне группы конфликт может нарушать
систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять
ценностно-ориентационное единство, снижать
групповую сплоченность и в итоге понижать
эффективность функционирования группы
в целом. Аналогичным образом деструктивные
функции конфликта проявляются и в межгрупповых
взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное
влияние конфликта может иметь место на
каждом из этапов его эволюции: этапе объективной
конфликтной ситуации, этапе ее осознания
сторонами, этапе конфликтного поведения,
а также на стадии разрешения конфликта.
Особенно остро деструктивные воздействия
конфликта обнаруживаются обычно на стадии
конфликтного поведения, конфликтных
действий. [10]
Конструктивные воздействия конфликта
также весьма многообразны. Так, общеизвестно,
что внутриличностный конфликт не только
способен оказывать негативное влияние
на личность, но и часто служит мощным
источником развития личности, ее совершенствованиях
(например, в виде чувства неудовлетворенности
собой). В групповых и межгрупповых отношениях
конфликт может способствовать предотвращению
застоя (стагнации), служит источником
нововведений, развития (появление новых
целей, норм, ценностей). Конфликт, особенно
на стадии конфликтного поведения, играет
познавательную роль, роль практической
проверки и коррекции имеющихся у сторон
образов ситуации. Кроме того, обнаруживая,
обнажая объективные противоречия, существующие
между членами группы (группами), и устраняя
их на стадии разрешения, конфликт освобождает
группу от подтачивающих ее факторов и
тем самым способствует ее стабилизации.
Общеизвестно также, что внешний конфликт
может выполнять интегративную функцию,
сплачивая группу перед лицом внешней
опасности, внешних проблем.
Конструктивные функции конфликта, подобно
его деструктивным функциям, могут проявлять
себя на всех этапах эволюции конфликта.
По характеру причин конфликты можно разделить
на объективные и субъективные. Первые
порождены объективными причинами, вторые
– субъективными.
Существуют и так называемые эмоциональные
конфликты (конфликты – склоки), причинами
которых чаще всего бывают недоверие,
мнительность, основанные не на объективных
факторах, а на субъективных суждениях.
Вывод: Конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения. Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов.
Помимо общих классификаций конфликтов может быть дано большое количество частных типологий. Они охватывают не все объектное поле конфликтологии, а только его часть, связанную с одним из видов или типов конфликтов.
3. Динамика конфликтов
Динамика конфликтов
может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например,
Существуют и другие
зависимости динамики конфликтов. Так в экстремальных условиях конфл
Интересна также зависимость длительности конфликта и его результатов.
Например, в конфликтах по вертикали руководитель обычно добивается своих целей в случае их скоротечности. Чем продолжительнее конфликт, тем больше шансов у подчиненного.
В длительных конфликтах
уменьшается деловая и увеличи
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. [11]
У учащихся также существуют
свои колебания уровня конфликтнос
Фаза конфликта |
Этап конфликта |
Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации… |
92% |
эскалация |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
46% |
Пик конфликта |
Развитие открытого конфликта |
Менее 5% |
Фаза спада |
- |
Около 20% |
Вывод: Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.
Заключение.
Совершенно очевиден
тот факт, что без выяснения
причин конфликтов мы с вами будем
не в состоянии предпринять что-
Существует четыре группы причин конфликтов:
1.объективные
2.организационно-
3.социально-психологические
4.личностные
5.объективные
6.субъективные
Объективные причины, как правило, приводят
к созданию предконфликтной обстановки.
Иногда они могут быть реальными, а иногда
мнимыми и в этом случае будут только поводом,
искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать
тогда. Когда предконфликтная обстановка
перерастает в конфликт. Практически в
любой предконфликтной ситуации у человека
остается выбор конфликтного или одного
из неконфликтных путей ее разрешения.
Только исходя из индивидуальных психологических
особенностей человек выбирает то или
иное поведение. В споре, как и в ссоре,
не бывает одного виноватого. Ссорятся
всегда две стороны. Не надо снимать с
себя чувство ответственности и выяснять,
кто первый начал. Вы поддержали, следовательно,
сами выбрали конфликт. Если вам будет
нужно не спорить, например, с начальством,
вы найдете множество способов, как избежать
конфликта. Но если ваш «противник» равен
вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.
Разумеется, в одном конфликте объективные
причины и субъективные четко разграничены.
Грань провести довольно сложно. Одна
и та же объективная предпосылка для одних
людей конфликтогенна, для других - нет,
поэтому и сами объективные причины во
многом субъективны. С другой стороны,
и субъективные причины во многом объективны,
потому что агрессивность человека, как
мы говорили на первом занятии, во многом
формируется агрессивностью среды, в которой
он формировался как личность.
Преодоление внутриличностного конфликта
обеспечивается образованием и действием
механизмов психологической защиты.
Психологическая защита — нормальный,
повседневно работающий механизм психики.
Она является продуктом онтогенетического
развития и научения. Развиваясь как средство
социально-психологической адаптации,
механизмы психологической защиты предназначены
для контроля эмоций в тех случаях, когда
опыт сигнализирует человеку о негативных
последствиях их переживания и выражения.
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э.
Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают
психологическую защиту непродуктивным
средством решения внутреннего конфликта.
Они полагают, что защитные механизмы
ограничивают развитие личности, ее “собственную
активность”. Но, так или иначе, в трудных
ситуациях мы ими пользуемся, и в любом
случае будет лучше, если мы будет пользоваться
ими квалифицированно и максимально разнообразно.