Культура народов Двуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Месопотамией -Двуречьем или Междуречьем - греки называли земли, лежащие между реками Тигр и Евфрат. Междуречье было своеобразным перекрестком Древнего Мира. Здесь торговали, воевали, перемешивались различные народы; жизнь была более динамичной, а культура более реалистичной и открытой, чем в Древнем Египте. Она существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Вложенные файлы: 1 файл

культура 6 вариант.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

Тема 6.Культура народов Двуречья.

 

Развитие знаний народов Месопотамии

 

Месопотамией -Двуречьем или Междуречьем - греки называли земли, лежащие между реками Тигр и Евфрат. Междуречье было своеобразным перекрестком Древнего Мира. Здесь торговали, воевали, перемешивались различные народы; жизнь была более динамичной, а культура более реалистичной и открытой, чем в Древнем Египте. Она существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Киш, Урук, Лагаш, и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

Ур (шум.Urim) - один из древнейших шумерских городов древнего Междуречья. Ур был расположен на юге современного Ирака, близ Насирии, на западе от реки Евфрат. К нему относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль - Обейд. Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Ранний династический период (3000 - 2400 до н. э.). После некоторого упадка Ур опять расцвёл во время правления 3-й династии Ура в XXI веке до н. э. Основатель этой династии - Ур - Намму.

Киш (шум.Kiљ) - древний город, существовавший на территории Междуречья (Ирак), в 18 км к Северо-Востоку от Вавилона.Город Киш (совр. Телль-Ухаймир) был основан в конце 4-го тыс. до н. э. на месте более древних поселений. Общинным богом Киша был Забаба. К нему относился и несколько более поздний город Хурсанг-калама.

В 28 в. до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён. Вплоть до XXVI века правители Киша были самыми могущественными в Северном Двуречье.В 27 в. до н. э. в борьбе с г. Урук утратил своё господство.

Урук (шумер.Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) - город-государство шумеров в Междуречье (Южный Ирак). Именно Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена - что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило 3 - 4 народа, говоривших на разных языках. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии.

Город Урук состоял из слившихся поселений Э-Ана, Урук и Кулаба. Общинными богами Урука были Ан и Инанна. К этому же ному относились также возникшие позже города Ларса ныне Сенгере, у соединения Евфрата и Итурунгалем (общинным богом Ларсы был бог Уту), Куталлу (ныне Телль-Сыфр), а также и один из древнейших городов Двуречья - Бад-Тибира.

Лагаш - древний город-государство шумеров, существовавший на территории Междуречья (Ирак). Город был населён преимущественно шумерским населением, которое занималось, как и в остальных шумерских городах, земледелием и торговлей. Поселение Лагаш возникло, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э

В Раннединастический период столица была перенесена из города Лагаша (совр. Эль-Хибба <#"justify">2. Пантеон богов

 

Религия Месопотамии во всех её главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящий урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушения и бед. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности видели проявление божественной воли. Однако все научные знания и исследования ученых Древней Вавилонии были связаны с магией и гадание; как научные знания, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самые главные из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Иррра - бог войны, Вильги - бог огня. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с вражеским окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись

образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе - Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат - женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения - разливы рек Тигра и Ефрата - иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею - олицетворение женского начала.

ВАссирии прославлялась мощь и победа завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными

 

3. Основные черты  искусства Месопотамии

 
Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам,многоэтажные дома. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки - вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно.

воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строениязиккурат- высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу

строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусныйзиккурат бога Этеменанки высотой 90 м - Вавилонская башня.Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды. Согласно легенде, царь Навуходоносор приказал создать висячие сады в VI в. до н.э. для одной из своих жен, тосковавшей по своей родине. О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла. месопотамия междуречье шумерский искусство

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телъ-Асмара,изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. Особенно отличались вавилоняне в технике изразцаярких цветов, предназначенного для отделки скульптурного рельефа. Выдающийся образец их творений - ворота Иштар(около 575 г. до н.э.)

На смену Вавилона и Ассирии в VI в. до н. э. Персидская империя (в настоящее время Иран). Искусство Персии, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Так, дворец в Персеполе, начатый Дарием I и завершенный Ксерксом, был украшен примерно 520 барельефами, напоминающими ассирийский и вавилонский стили. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

Информация о работе Культура народов Двуречья