Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

Содержание

1.Современная культура арабских стран Ближнего Востока
2. Современная культура Израиля
3. Современная культура Турции.
4. Культура стран Центральной и Средней Азии.
5. Культуры народов Кавказа.

Вложенные файлы: 1 файл

срс додова.docx

— 269.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра истории  и культурологии

 

 

СРС на тему :

«КУЛЬТУРЫ СТРАН  БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КАВКАЗА»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка  гр. БГШ-11-01                                 М. И. Додова

Проверил: преподаватель                                                       Д. Ю. Васильев

 

 

 

 

 

Уфа,2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Современная культура  арабских стран Ближнего Востока

2. Современная культура  Израиля

3. Современная культура  Турции.

4. Культура стран Центральной  и Средней Азии.

5. Культуры народов Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКИХ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.

 

Ислам как образ  жизни.

    • Личность

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

    • Семья

Семья в исламе — это  основной элемент общества. Любые  близкие отношения между представителями  противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей  в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких  поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманским  мужчинам иметь одну жену, позволяет  им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как  систему защиты: когда разведённая  или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

    • Мораль

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

    • Правдивость (ас-сидк).
    • Надёжность и верность (аль-амана).
    • Искренность (аль-ихлас).
    • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
    • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
    • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
    • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
    • Скромность (аль-хайя).
    • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
    • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
    • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
    • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
    • Терпение (ас-сабр).
    • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
    • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
    • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
    • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных  выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством  примеров, притч и изречений пророков.

    • Взаимоотношения между людьми

Законы ислама устанавливают  и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама —  как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл  слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.


 

 

 

 

 

 

Рис.1 Мечеть Купол Скалы стоит на Храмовой горе в Иерусалиме

«Людьми Писания» (араб. اهل الكتاب‎‎, Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев и сабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи тех (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда) и деловые отношения.

Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка (с точки зрения Ислама) Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими (конечно, с точки зрения самих мусульман) священных книг, отступление от «истинной веры» и т. д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.

    • Мечети

Мечеть ( masjid )— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Исламское право.

Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты.

Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы. Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.

В соответствии с ниспосланными  Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить  на три категории:

    • относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат);
    • регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право);
    • устанавливающие наказания за правонарушения.
    • Теория равенства

Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и не арабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».

    • Отношение к рабству

       Принявший Ислам - освобождался от рабства, но в отличие от этой нормы, общей с иудаизмом, где от рабства освобождался принявший веру в единого бога, именно мусульманский правитель фатимидского Египта 'Ал-Хаким би-амр-иллах "Абу "Али Мансур 'ибн_Низар впервые в мире полностью запретил рабство на практике. Однако в позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля ( так же как это имело место в Европе и ее колониях ) - лидировала Османская Империя 15-19 веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как вышесказанном, если раб принимал Ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев - суахили - от арабского sahil - берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими Ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения.Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании (которая последней в 20м веке его отменила) сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только не согласны с нормами Ислама, но прямо им противоречат.

Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий  образ жизни, включающий в себя верования  и обрядовую практику, которые  находят свое место в широком  контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов  и преданности своим общинам.

Теоретические и методологические основы концептуализации ислама, мусульманского образа жизни были созданы в работах  как зарубежных, так и отечественных  мыслителей. Основой для теоретического анализа послужили работы Л. Р.Сюкияйнена, Р.И.Гайнутдина, Я. Н.Щапова,И. А.Крывилева, И.Миннуллина, Dr. H.U. Rahman ,Faraz Rabbani.Nuh Ha Min Keller и других авторов. А также Коран в переводе его смыслов Э.Кулиева (характерной особенностью перевода смыслов является максимальная близость к арабскому тексту, но не в ущерб смыслу и легкости понимания написанного).

Источники права

Мусульманское право (фикх) регулирует все сферы жизни человека, включая мораль.

ФИКХ (от арабского الفقه – "знание") – комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман. Носители этого знания – факихи ("знающие"), богословы-законоведы, знатоки богословских наук.

Основными источниками фикха – "корнями фикха" (جذور الفقه) являются:

1. Священный Коран;

2. Сунна пророка Мухаммада;

3. Иджма – единогласное мнение (консенсус) выдающихся правоведов одного временного периода по какому-либо вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет ясного ответа;

4. Кыяс – суждение по аналогии, когда решение выносится на основе сравнения модели решаемого вопроса с ранее решенным похожим.

Окончательное формирование ал-фикха — юриспруденции в качестве самостоятельной дисциплины в первой половине 10 в. и его соотношение с теоретическим богословием (‘илм ал-калам). Совпадение ряда идейно-теоретических посылок обеих дисциплин и острое соперничество между их представителями. Понимание ал-фикха как ‘илм ал-фуру‘ — науки о "практических" (регулирующих поведение людей) нормах шари‘ата двух категорий:

1) определяющих религиозные  обязанности мусульман (ал-‘ибадam);

2) регулирующих отношения между людьми (ал-му‘амалат).

"Благочестие состоит  не в том, чтобы вы обращали  ваши лица на восток и запад.  Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные."

Информация о работе Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа