Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:42, курс лекций
Тема 1. Культурология как наука
Предмет культурологии
Задачи культурологии как науки
Структура культурологического знания
Тема 1. Культурология как наука
Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Идея выделения
культурологии в
Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.
Среди основных задач
Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.
Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково - коммукативных характеристик. К, собственно, культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участием в создании и сохранении и передаче культурных ценностей.
Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.
Подводя итог сказанному, мы можем
отметить, что
объектом познания культурологии
выступает культура как исторический
социальный опыт людей, социокультурный
опыт, закрепленный в паттернах, традициях
и нормах, обычаях, законах.
В соответствии с томи пластами, которые
включает в себя культурология как наука
можно выделить следующие ее направления:
- социальная культурология - изучает
функциональные механизмы социокультурной
организации жизни людей.
- Гуманитарная - концентрируется на изучении
форм и процессов самопознания культуры,
воплощенных в различных "текстах"
культуры".
- Фундаментальная - разрабатывает категориальный
аппарат и методы исследования, изучает
культуру с целью теоретического и исторического
познания этого предмета.
- Прикладная - использует фундаментальные
знания о культуре в целях решения практических
задач, а также для прогнозирования, проектирования
и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии
- в ходе "информационной революции"
неизбежно наступит этап "революции"
в области прогнозирования и проектирования,
который поднимется на новый уровень эффективной
методики управления любыми процессами,
где собственно и будет востребована культурология.
Т.е. структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока: гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам; социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснения их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений; прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.
Методы культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений,
фактов, событий мировой и отечественной
культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в
т.ч. сравнительное, связанное с изучением
объектов в одном выбранном промежутке
времени без обращения к исторической
перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических
исследований, которая занимается историческим
изучением двух или нескольких национальных
культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния,
установление закономерностей, их своеобразия
и сходства. Раскрываются в основном внешние
связи культуры, обращенные к инонациональной
сфере, выявляются общее и особенное в
нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных
предметов, добытых в результате раскопок.
Она дает возможность археологу делать
выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает
изучение структур системы культуры путем
восхождения от абстрактного к конкретному
и выявления на этой основе типологической
близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении
истолкование литературы как отражение
биографии и особенностей личности писателя.
Впервые этот метод применил фр. Критик
Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода
может привести к умалению роли духовно-исторической
атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции.
В научном литературоведении - один из
принципов исследования. Особенности
данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на
учении о знаках, позволяет изучить знаковую
структуру (систему) текста или любого
другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует
исследователя на изучение субъективных
механизмов деятельности культуры, индивидуальных
качеств, бессознательные психические
процессы. Этот метод очень важен при исследованиях
особенностей национальных культур.
Основная задача культурологии
Методология культурологии выделяет одну,
основную задачу культурологии как отрасли
научного знания - анализ процессов и тенденций
социокультурной среды современности.
Тема 2. Сущность культуры
Культурология представляет
Что же представляет собой культура как объект культурологического исследования? Обратимся к этимологии этого термина. Первоначальный смысл этого слова в латинской античности предполагал возделывание и обработку почвы. Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово культура было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления.
С той поры и началась длительная
история этого слова, но только к
17 столетию в европейской и впоследствии
мировой теоретической
Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Самое простое определение культуры предлагает суммативный подход, в котором культура предстает как все, что создано человечеством. Но в таком случае мы не выявляем особенности культуры по отношению к обществу.
Попытки более точно выделить специфику понятия культуры привели к возникновению аксиологического (ценностного) подхода, в рамках которого культура определялась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного развития. В границах этого подхода культура предстает в двух своих формах: материальной и духовной. Под материальной культурой подразумевают материальный мир, созданный в результате обработки, «очеловечивания» природы.
Духовная культура – это то, что создано человеком, но не несет в себе утилитарного назначения, а направлено на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро, красота объединяют основные сферы духовной культуры – науку, искусство и нравственность.
Суть третьей позиции состояла в понимании культуры как духовной жизни общества. Она определялась как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и т. д. Материальная сфера выпадала из бытия культуры.
Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию «деятельностного подхода», в рамках которого сформировались две основные концепции «антропологическая» и «технологическая».
«Антропологическая позиция» (Межуев
В. М.; Коган Л. И; Злобин Н. и др.) предполагает
перенесение акцента в
«Технологическая концепция» (Маркарян Э. С.; Давидович В. Е.; Коган М. С.; Файнбург З. И. И др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая. Культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения (у термитов, пчел и т.д.) или на основе механизма условных рефлексов (у высших животных), то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций, функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Каждый из указанных подходов акцентирует внимание на какой-либо одной стороне человеческой деятельности: либо на способе, либо на результатах, либо на субъекте. Эта односторонность должна быть снята, видимо, в некоем интегративном понимании культуры. В этом плане, культура есть характеристика и субъекта, и способов, и результатов деятельности с точки зрения воплощения в них сущностных сил человека. Она представляет собой систему создания, сохранения, трансляции и освоения ценностей, являющихся самореализацией индивидов в обществе.