Интонация и типы ударения в русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.
Из поставленной цели уже можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:
рассмотреть теоретические основы использования интонации;
дать определение интонации и перечислить ее функции;
определить значение ударения в интонации;
охарактеризовать основные типы ударений;

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации………………. 5
1.1. Определение интонации, и ее значение………………………… 5
1.2. Мелодика как компонент интонации…………………………… 8
Выводы ………………...……………………………………………… 10
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке……………….. 12
2.1. Ударение и ее значение в интонации…………………………… 12
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи……… 17
Выводы ………………...……………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………. 23
Список литературы …………………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Valya.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические основы изучения интонации……………….

5

1.1. Определение интонации, и ее значение…………………………

5

1.2. Мелодика как компонент интонации……………………………

8

Выводы ………………...………………………………………………

10

Глава 2. Основные типы ударений в русском языке………………..

12

2.1. Ударение и ее значение в интонации……………………………

12

2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи………

17

Выводы ………………...………………………………………………

22

Заключение…………………………………………………………….

23

Список литературы ……………………………………………………

25

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Важно уметь прочитать, донести  вслух необходимую информацию. Но умение читать не приходит само собой. Его необходимо развивать умело  и последовательно.

Выразительное, правильное чтение – это воплощение литературно-художественного  произведения или авторского, журналистского материала в звучащей речи. И от того как мы его прочтем, зависит адекватное понимание слушателем данного текста. Выразительно прочитать произведение, текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в конкретный текст.

Среди компонентов интонации  особое место занимает ударение. Оно, как и сама интонация, относится  к суперсегментным элементам  языка. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное  ударение (т. е. выделение с помощью  фонетических средств одного из слогов, слова).

Это тема актуальна, так как  интонация является обязательным признаком  устной, звучащей речи. Речь без интонации  невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности  обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной  гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Объект исследования – система реализации интонации как выразительность в русском языке

Предмет исследования – теория и практика интонации, типы ударений

Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.

Из поставленной цели уже  можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:

  • рассмотреть теоретические основы использования интонации;
  • дать определение интонации и перечислить ее функции;
  • определить значение ударения в интонации;
  • охарактеризовать основные типы ударений;

Методологическую базу исследования составили учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Методы исследования – эмпирические.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения интонации

 

1.1 Определение интонации, и ее значение

Значение интонации в  выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи [12,24].

«Интонация есть высшая и  самая острая форма речевого воздействия»[10,121], - утверждают мастера художественного слова.

Интонация фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы); выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи[11, 56].

Можно ли научиться интонации, которая бы точно отражала содержание высказывания? На этот вопрос психологи  отвечают отрицательно: «Это - то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться ... Но есть способы найти интонацию, когда поставлена задача прочитатьvкакой-либо текст, не нами составленный. Эта задача решается в теории сценической речи, наиболее совершенной из которых считается система К. С. Станиславского» [12,24].

Всякая речь ситуативная. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она вvизвестной мере непроизвольна. В процессе своейvсобственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. Сvпередачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения: речь «чужая» должна быть чтецом «присвоена», должна стать «своей». Прием этот характеризуется психологами так: «Надо сообщать о своих собственных мыслях, считая: что для собеседника эти сообщения новы и интересны. Тогда появится заинтересованность в общении, у обоих партнеров, и речь приобретет эмоциональную обращенность, выраженную в интонации» [12, 23].                    Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однакоvдля удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Одной из важнейшихvфункций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонации отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов и двух первых слов во фразах: «Вы куда?» и «Вы куда идете?». Разумеется, носителем этой интонации может являться и отдельное слово, и даже отдельный слог «Да?» — «Да».

Другой не менее важной функцией интонации целогоvсловосочетания является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания. Данные виды интонации являются основными во всех языках мира [18, 45].

1. Повествовательная или изъявительная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущихvслогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложнойvповествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнегоvмогут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонация (особенно часто понижение интонация наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.

2. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной интонации); б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого 548слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок [18, 46].

3. В восклицательной интонации необходимо различать: а) интонация собственноvвосклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) интонация побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; интонация последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонация

Эти виды интонации иногда объединяются исследователями в понятие интонаций логических, т. е. интонаций, определяющих характер высказывания, и противопоставляются интонациям эмоциональным, т. е. интонациям аффективно деформированной речи [18, 48].

Совокупность совместно  действующих звуковых элементов  устной речи, определяемая содержанием  и целямиvвысказывания, носит название интонация.

Основные элементы (а точнее компоненты) речевой интонации следующие:

1) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);

2) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах) [5, 78].

 

1.2 Мелодика как компонент  интонации

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений  закрепилась как нормативная. Это  относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных  предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, водности и других [20, 38].

Термин "мелодика" употребляется  в разных науках и имеет оттенки  в своем значении.

1.Мелодика — лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. Мелодикаnкакого-либо высказывания слагается, таким образом:

а) из интонаций, т. е. повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихсяnмелодическими средствами речевой выразительности.

б) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной языка и являющихся мелодическими  средствами дифференциации слов.

Примерами мелодических средств этого типа являются:[20, 42].

1) так называемое «музыкальное  ударение» тех языков, которые  с помощью повышений и понижений  тона выделяют главный слог  слова (например, литовский, сербский, хорватский) или дифференцируют  лексемы (например, китайский);

2) повышение или понижение тона, сопровождающее изменения силы  экспирации в языках с так  называемым «экспираторным ударением» (например, в русском языке) и  др. Совокупность всех этих изменений тона образует в каждом языке совершенно специфическую систему, порой резко отличающуюся от мелодических систем других языков.

2. Мелодика – стиховедческий термин, не вполне еще определившийся в своем содержании. Оставляя в стороне звуковую организацию стиха (в смысле организации входящих в него звуков — звуковые повторы и т. п. явления), его фонику и ритмическую его организацию — ритмику, — в мелодике мы рассматриваем интонационную систему стиха, т. е. прежде всего систему повышений и понижений голоса в слоге, слове, законченном словосочетании и, наконец, в целом стихотворном произведении, имеющую то или иное выразительное значение в данной стилевой системе. Так, в «Марше» Маяковского («Бейте в площади бунтов топот!») мы имеем дело с резко выраженной восклицательной интонацией (характеризующейся сравнительно с повествовательной интонацией повышением голоса). Эта интонация закономерно организуетmвсе интонационное движение отдельных строк и всего стихотворения в целом, создает определенную мелодическую систему. Понятно, что весь характерnурегулированного интонационного движения стиха определяется той смысловой насыщенностью, которую он в себе несет, и находится в неразрывном единстве с его ритмом и звучанием (вне которых не может быть и интонации в стихе). Отсюда очевидно, что характер мелодики стиха мы можем понять, только рассматривая ее как один из моментов стиля определенного класса [20, 56].

Мелодика неотъемлемаbот словесной системы, словесная система — от системы образов. Каждыйbлитературный стиль и даже каждый этап в движении стиля имеет свою мелодическую систему, в чем нас и убеждает историко-литературный анализ. Легкоbсопоставить, например, интонацию стиха символистов, имеющую явно напевный характер и основанную по преимуществу на повторяющейся повествовательной или вопросительной интонации, с приведенным примером из Маяковского.

Понятие мелодика не следует смешивать  с понятием мелодии или мелодичности стиха; система интонирования стиха  может иметь, например, самый резко  выраженный разговорный характер; мелодичность стиха есть только один из частных  случаев мелодической организации  вообще (как, например, у символистов) [17, 179].

Именноnс работы над мелодикой чтения (в совокупности с пазами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обученияnграмоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения… в дальнейшем появляется необходимость работы над интонацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д.

Исследования мелодики приобрелиgособенную значимость в последние годы, - и это не случайно. В связи с резким изменением речевой культуры в обществе, трансформируетсяlи представление о процессе коммуникации. Современному человекуkочень важно уметь мелодически строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Информация о работе Интонация и типы ударения в русской речи