Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Содержание

Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
Цель и задачи исследовательской деятельности.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Как готовиться к уроку-исследованию.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Методические приёмы, задания исследовательского характера.
Заключение. – Стр.28
Использованная литература. – Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                

 

             

 

 

 

 

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила И.В.Гаврилова,

                                                                           учитель русского языка и

                                                                           литературы МОУ «АСОШ»

                                                                              Лесного района Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Тверь, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Оглавление.

  1. Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
  2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
    •   Цель и задачи исследовательской деятельности.
    •   Этапы выполнения исследовательской работы.
    •   Как готовиться к уроку-исследованию.
    •   Критерии выполнения исследовательской работы.
    •   Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
    •   Методические приёмы, задания исследовательского характера.
  1. Заключение. – Стр.28
  1. Использованная  литература. – Стр.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе.

"Не мыслям надобно  учить, а учить мыслить "

Э. Кант.

 

         Современное образование ориентировано  на развитие личности. Обществу  нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

         Выходом из этой проблемной  ситуации может стать организация  учебно-воспитательного процесса  на основе исследовательской  деятельности школьников.   Для  успешного существования природа  наделила человека способностью  к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников,  а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

          Любой педагог знает, что самые  ценные и прочные знания добываются  нами самостоятельно, в ходе собственных  творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка,  познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

    Детская потребность в поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда   новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление  к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 

В этом плане важен компетентностный подход в преподавании учебных дисциплин, в том числе русского языка и литературы. Он позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества.

Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

Одна из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Принято различать ключевые и специальные компетенции. А.В.Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую, так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру.

Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность. Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.

Определяя понятие исследовательская деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.) Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, человек может начинать собственный исследовательский поиск  только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что  исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше    того времени, как родители поведут его в детский сад.

       Мы должны  четко понимать, что в современном  мире умения и навыки исследовательского  поиска необходимы не только  тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.

        Главным  инструментом развития исследовательского  поведения в образовании является  исследовательский метод обучения, который входит в арсенал методов, применяемых современными педагогами.  Александр Ильич Савенков в своей книге «Одаренный ребенок в массовой школе» пишет о том что, в настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать  как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ.  

Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном уроке. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.

При таком подходе к урокам преподавание русского языка и литературы приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.  

Что означает слово "исследование?

"Исследовать " - обозначает извлечь нечто из "следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Вместе с этим этимология слова "реферат", напротив связана с понятием "референция" т.е. интерпретация реально существующих, уже готовых для деятельности объектов. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Петербургский методист профессор М.Г.Качурин посвятил данной теме книгу “Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы”. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г.Качуриным: "Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.        

 

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

Задачи:

1. способствовать осознанному  восприятию учащимися изучаемого  материала;

2. содействовать установлению  в сознании ребенка прочных  и устойчивых связей между  ранее накопленным и новым  опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность  в процесс познания механизмов  самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного  опыта ученика;

5. показать способность  учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество,  исследовательская деятельность).

6. показать эффективность  проектно-исследовательской деятельности  учащихся на уроках  через активные  формы работы;

Гипотеза: если в процессе обучения русскому языку и литературе эффективно использовать различные формы организации исследовательской деятельности учащихся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного познавательного опыта всех участников образовательного процесса.

Другими словами, познавая язык и литературу, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.

Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации.

Для того чтобы исследовательская работа строилась в соответствии с особенностями учащихся, используются различные методы психолого-педагогической диагностики – беседы, тестирование, анкетирование.

Таблица 1. Тест на выявление проблем, мешающих заниматься ИД.

Коммуникативные умения.    Сделать это мне…

…трудно

…легко

Говорить перед классом

   

Составить тезисы

   

Информация о работе Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы