Капиталистический мир в "Трилогии желания" Теодора Драйзера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

В литературе США XX века Драйзер остался по-своему непревзойденным художником социальной жизни. Он достиг обобщений настолько глубоких и важных, что невозможно представить себе последующее движение американской прозы без его опыта. Сила Драйзера- в способности видения жизни, национальной действительности и умения воспроизвести в художественных образах основные черты общественного бытия Америки.
"Трилогия желания" является одним из сильнейших романов писателя, наиболее точно раскрывающий сущность капиталистических отношений. В ней особенно ярко проявилось его дарование писателя - обличителя язв капитализма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теодор Драйзер в контексте американской литературы…................7
Глава 2. Губительная сила капитализма и моральные устои деловой Америки рубежа 19-20 веков………………………………………………………….…...16
2.1. Роль социального фона и историческая значимость романа.
2.2. Капитализм, как социальный недуг, поражающий Фрэнка Каупервуда
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 50.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

          УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

         ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

                     КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

              

 

Тема: Капиталистический  мир в "Трилогии желания" Теодора     Драйзера.

 

 

Курсовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Ижевск 2011

 

 

 

Содержание:                                                                                            Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теодор Драйзер в  контексте американской литературы…................7

Глава 2. Губительная сила капитализма и моральные устои деловой Америки рубежа 19-20 веков………………………………………………………….…...16

2.1. Роль социального фона и историческая значимость романа.

2.2. Капитализм, как социальный недуг, поражающий Фрэнка Каупервуда

 

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение.

    Теодор Драйзер(1871-1945)-выдающийся  американский писатель и общественный  деятель на рубеже 19-20 века. Его  произведения входят в фонд  классической мировой литературы. И это не просто так. Результаты  его творческой деятельности, такие  как «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911), «Финансист» (1912), «Гений» (1916), «Американская трагедия» (1925), - остаются актуальными и сегодня. Т.к. проблемы, которые поставил американский писатель около века тому назад, остаются нерешенными и сегодня.

    Сила Драйзера- в способности видения жизни, национальной действительности и умения воспроизвести в художественных образах основные черты общественного бытия Америки.

    Среди писателей  мирового значения Теодор Драйзер  занимает особое место. Его  творчество и личность не были  в фаворе на родине писателя. При жизни и особенно после  смерти Драйзера американская  печать и биографы писателя  представляли его среднему американцу  как человека неуравновешенного,  эксцентричного, «с чудинкой» . Читая иные статьи и биографии, никак нельзя понять, как представленный в них странный, не понимающий жизни человек создал произведения, которыми Америка по праву может гордиться.

      Велико  значение идейного и художественного  наследия Драйзера для современной  американской литературы и борцов  за мир в США. Высокую оценку  творчеству Драйзера дают передовые  писатели США.

    "Драйзер вопрощает все лучшие и богатейшие качества искусства по политической глубине и по проникновению в американскую жизню, - указывает Джон Говард Лоусон. - Он был величайшей литературной фигурой века до последнего дня".

Писатель прошел большую  и тяжелую жизненную школу, он на собственном опыте познал, что  значит быть бедным и отверженным  в Америке. Он рос в обстановке, где господствовали предрассудки, религиозный фанатизм, невежество, бедность и унижение.

  Прежде чем начать  журналистскую карьеру, Драйзеру  довелось работать уборщиком  и мойщиком посуды в ресторане,  разнорабочим в лавке и возщиком фургонов.

   Затем Драйзер  устроился репортером в газету. Надо сказать, что писатель  прошел потрясающую журналистскую  школу, прежде чем начать писать  романы - он переезжал из города  в город Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк. .. и видел жизнь во всей ее социальной раздробленности. Увлекшись философией, писатель особое внимание обратил на труды Герберта Спенсера. «Победа в беге достается быстрейшему, в борьбе - сильнейшему». Эта философия спенсеровского биологизма, который исключает вину общества за социальное неустройство, долго держала писателя в поле своего притяжения. Еще ее называют философией биологического детерминизма.

   Американского писателя  Теодора Драйзера много издавали  в советское время. Критики  писали даже, что Драйзер под  влиянием Октябрьской революции  в России в своем творчестве  «подошел к искусству социалистического  реализма в таких произведениях,  как «Эрнита», «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать». Сейчас никто уже не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме - все видят в нем прежде всего крупнейшего писателя - реалиста XX века.

   Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения  на колоссальном материале наблюдений  и опыта. Его искусство —  это искусство точного до скрупулезности  изображения, искусство фактов  и вещей. Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Драйзер во всех своих произведениях  тяготеет к социальным темам, что  не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует  у Драйзера её углубление.

Драйзер был бесспорно самой крупной фигурой среди своих соратников. Он сделал далеко не все, что мог бы, по он проложил новый путь в литературе. Мы можем смело утверждать, что американский реализм XX столетия начинается именно с Драйзера. Уже в годы первой мировой войны многие американские писатели признали в нем патриарха и первопроходца. В апреле 1916 г. Шервуд Андерсон писал о нем:

 «Теодор Драйзер стар  — он очень, очень стар. Я  не знаю, сколько лет он прожил, может быть, тридцать, а может  быть, пятьдесят, но он очень  стар... Когда Драйзер уйдет, мы  будем писать книги, много книг. В книгах, которые мы напишем,  будут присутствовать все те  качества, которых недоставало Драйзеру. У нас будет чувство юмора,  а ведь всем известно, что у  Драйзера нет чувства юмора.  Более того, у нас будет изящество,  легкость мазка, мечты о красоте,  прорывающейся сквозь оболочку  жизни. Да, у тех, кто пойдет  за Драйзером, будет многое  такое, чего у него не было. Чудо и красота Драйзера в  том, что все это у нас  будет благодаря ему.

   Первой книгой  Драйзера - очень удачным дебютом  - стал роман «Сестра Керри», 1900 год. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной звездой. И становится ею.

Но чего это ей стоило Писатель показывает, что огромный капиталистический город заставляет девушку отказаться от патриархальной морали, от элементарной человеческой чистоты. Да, она достигает успеха, но этот успех оплачен всем святым, оплачен и гибелью Герсвуда. Ради успеха Керри уже готова идти и по трупам... У нее есть материальный достаток, у нее в руках птица американской мечты, но как личность Керри терпит поражение.

В этом первом романе Драйзер  намечает основные темы всех последующих  своих произведений. Он очерчивает круг своих писательских интересов, а они у Драйзера сосредоточены  на борьбе с ложными идеалами якобы  счастливого «американского мифа». Но все-таки выхода из этой ситуации Драйзер  не видит. Его протест довольно абстрактен и печален.

Следующим произведением  Драйзера стал роман «Дженни Герхардт». Основа сюжета проста - любовь сына миллионера к горничной, жизнь двух семейств - рабочей семьи Герхардтов и клана  миллионеров Кейнов. Лестер Кейн полюбил Дженни, но глава семьи Арчибальд Кейн против такого неравного брака. В конце концов под угрозой лишения отцовского наследства Лестер покидает Дженни и женится на вдове миллионера.

Дальнейшее развитие реалистического метода Драйзера связано с "Трилогией желания". "Трилогия желания" - реалистическая эпопея, состоящая из трех романов: "Финансист", "Титан" и "Стоик".

    В этих романах  Драйзер показал развитие американского  капитализма после окончания  Гражданской войны, в период  перехода его в империалистическую  стадию. В центре внимания писателя  судьба американского миллионера  Фрэнка Алджернона Каупервуда. Первая часть трилогии - "Финансист" - рассказывает о превращении сына мелкого банковского служащего в капиталиста. Писатель рисует картину преступных финансовых махинаций Каупервуда в Филадельфии и доводит действие до 1873 года. В "Титане" сферой деятельности Каупервуда становится Чикаго, где капиталист постепенно превращается в крупного монополиста, миллионера. Драйзер описывает возмущение простых людей мошенничествами монополиста, господством финансовой олигархии. В "Стоике", где речь идет о событиях 90-900-х годов, Каупервуд предстает перед нами организатором экспансии американского капитала в Англию. "Трилогия желания", таким образом, написана в жанре исторической эпопеи.

    "Трилогия желания"  вводит читателя в мир большого  бизнеса, раскрывает всю его  жестокость и аморальность. Писатель  показывает, что скрывается за  фасадами роскошных особняков,  глубине фешенебельных кабинетов.  Капиталистический делец предстает  со страниц романа Драйзер  таким, каким он был и остается  в настоящей жизни. И портрет  этот оказывается неприглядным  и отталкивающим."Эти воспроизведенные со стенографической точностью разговоры, паутины финансовых интриг, обнаженный костяк предприимчивости оскорбляют наши артистические чувства, - писал известный американский критик Рэндольф Борн. - И все же целое сохраняет вкус и аромат тех притивных джунглей бизнеса, которое оно описывает". Заслуга Т. Драйзера заключается в том, что он раскрыл перед всем миром подноготную этих "джунглей бизнеса" и цель данной работы - показать разрушительную силу капитализма на примере главного героя романа. Для достижения этой цели будут рассмотрены: роль творчества Теодора Драйзера в американской литературе, моральные устои деловой Америки 19 века, а также капитализм, как социальная болезнь, поражающая главного героя романа.

 

 

   

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Глава 1. Теодор Драйзер  в контексте американской литературы.

Теодор Драйзер занимает в американской литературе почетное место одного из первооткрывателей  новых путей художественного  творчества. В его творчестве получили развитие многие лучшие традиции американской литературы - традиции Уолта Уитмена и Марка Твена, Фенимора Купера и Гарриет Бичер-Стоу. Своей суровой и непреклонной борьбой за правду жизни от открыл путь трезвого реалистического изображения жизни целой плеяде американских писателей - Шервуду Андерсону, Горварду Фасту, Эрнесту Хэмингуэю, Синклеру Льюису и многим другим.

   Синклер Льюис при получении нобелевского премии 1930 значительную часть своего выступления посвятил тому значению, которое имело творчество Драйзера для судеб американской литературы: "Драйзер больше, чем какой либо другой писатель идет в одиночестве. Обычно не признанный, часто преследуемый, он прокладывает в американской литературе тропу от викторианской гоулсовской застенчивости и элегантности к честности, смелости и страсти жизни. Если бы он расчитывал путь, я сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из нас попытался выразить жизнь, красоту и ужас, если только бы мы не захотели очутиться в тюрье". Новаторство Драйзера, его "пионерство", как говорит Синклер Льюис, оставило неизгладимый след в истории литературы США.

   Невозможно представить  себе историю становления критического  реализма в США без "Сестры  Керри", "Трилогии желания" или "Гения". Такие произведения, как "Эрнита" и "Трагическая Америка" открывали путь новому для литературы США творческому методу социального реализма.

   Выдающуюся роль  сыграло творчество Драйзера  в развитии передовой эстетической  мысли в США. Ведь переход  писателя на новые политические  позиции, перестройка всего его  мировоззрения, обобщение нового  жизненного материала, повлекли  за собой и существование изменения  в его эстетических взглядах. в его литературных оценках. Претерпело глубокие изменения отношение писателя к собственноу творчеству. например, в 30-е оды он по новому оценивает "Американскую трагедию". В статье "Четыре исцинировки "Дела Клайда Гриффитса"(1936), Драйзер писал: "Недавно было высказано мнение о том, что мой роман в настоящее время является своего рода в классовым эпосом, в котором отражен современный охватывающий весь мир антагонизм". Драйзер теерь прямо говорит о классовом характере литературы вообще и своего творчества в частности. Уяснение классового характера литературы, осознание своего места в рядах борцов против американского империализма за права рабочего класса является важной чертой новых эстетических взглядов писателя.

  С этим связано  и другое новое явление в  литературных воззрениях Драйзера - понимание им народности реалистической  литературы и борьбы двух культур  в литературе, которое пронизывает  такие литературно-критические статьи, как "Великий американский  роман"(1933) и "Два Марка Твена"(1935).

   При этом примечательно,  что Драйзер утверждает неразрывную  связь реализма с борьбой за  народное дело. Поэтом, осуждая Хоуэллса как врага реалистической литературы, Драйзер осуждает его и "за отсутствие социального лица". Последовательная борьба за реализм является еще одной особенностью литературно-эстетических взглядов писателя. Драйзер приходит к пониманию того, что в буржуазном государстве реалистическая литература может существовать лишь борясь с ним.

Информация о работе Капиталистический мир в "Трилогии желания" Теодора Драйзера