Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:13, контрольная работа
В начале 90-х 19 в. Т. создает народные рассказы цикл, основная задача – показать, как люди могли жить по- христиански, не обижая друг друга, помогая несчастным, отказ от денег, войны, ненависти, зависти. «Чем люди жили»- безысходная бедность семьи Семена, который спасается верой в Бога. «Алеша Горшок»- кроткий парень и деревни, приехавший в город, стал дворником. Робкая любовь, случайная смерть – упал с крыши, чистя снег. Конец: «Говорил он мало, только просил пить и все чему- то удивлялся. Удивился, потянулся и помер».
29 Народные рассказы Толстого
В начале 90-х 19 в. Т. создает народные рассказы цикл, основная задача – показать, как люди могли жить по- христиански, не обижая друг друга, помогая несчастным, отказ от денег, войны, ненависти, зависти. «Чем люди жили»- безысходная бедность семьи Семена, который спасается верой в Бога. «Алеша Горшок»- кроткий парень и деревни, приехавший в город, стал дворником. Робкая любовь, случайная смерть – упал с крыши, чистя снег. Конец: «Говорил он мало, только просил пить и все чему- то удивлялся. Удивился, потянулся и помер».
1884 Т. вместе со своими
помощниками организовали
Народные рассказы — один
из опытов создания Толстым литературы
народной, т. е. общечеловеческой, одинаково
адресованной читателям всех сословий.
Однако повествованиями о жизни
народа эту часть наследия писателя
назвать нельзя. Социальные и нравственные
конфликты русской деревни как
порождение утверждающихся буржуазных
форм общежития становятся темой
драмы «Власть тьмы» (1886), где разрушение
патриархально-крестьянских устоев, порабощение
крестьянской личности властью денег
и воцарение зла в деревенском
быту рассматриваются как
Для героя сословия «господствующего» (от «Крейцеровой сонаты» до «Посмертных записок старца Федора Кузьмича») духовное «воскресение» сложнее: разумное сознание должно его «выстрадать», отвергнув общепринятый, воспринимаемый в качестве должного и тщательно охраняемый приоритет сословно-эгоистического над общечеловеческим. Путь к «свету» героев повестей «Смерть Ивана Ильича» (1886) и «Отец Сергий» (1898) — при всей внешней несхожести их конкретных судеб — внутренне един. Постижение высшей нравственной истины начинается для обоих с катастрофы, отделяющей их от привычного круга жизненных связей. Естественная изоляция (смертельное заболевание) Ивана Ильича и самоизоляция Степана Касатского (монастырь и скит) вытесняют все внешние атрибуты, дававшие пищу их душевной жизни. С утратой привычной жизнедеятельности у Ивана Ильича возникает потребность в новом, неизвестном доселе характере человеческой связи, связи внутренней, исключающей ложь, равнодушие, зло и обман. В отчуждении от сослуживцев и семьи и сближении с «буфетным мужиком» Герасимом — суд над личной и сословной слепотой «неведения». Выстраданное понимание «жизни для других» уничтожает страх смерти и совершает то «рождение духом», о котором писалТолстой в трактате «О жизни», создававшемся одновременно с повестью.
«Отчаянию обреченности» Ивана Ильича противостоит «отчаяние гордости» Степана Касатского, приведшее его к «богу, к вере, которая никогда не нарушалась в нем» О возвращении к «вере детской» как об одном из этапов собственного «воскресения» Толстой писал еще в «Исповеди». Он толковал ее как восприятие официального церковного учения без должного критического анализа, отвергал и противопоставлял «мистическому» богу «веры детской» — бога «веры народной», олицетворявшего высший нравственный закон.
Толстой создал ряд народных рассказов («Чем люди живы», 1881, «Упустишь огонь -- не потушишь», 1885, и др.). Создаются им и большие художественные произведения: «Смерть Ивана Ильича» (1886), драма «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (напис. 1886--1889, изд. 1890), «Хозяин и работник» (напис. 1894--1895, изд. 1895) и «Крейцерова соната» (напис. 1887--1889, изд. 1890), первоначально запрещенная цензурой и напечатанная по личному разрешению Александра III в результате настойчивых хлопот С. А. Толстой, добившейся свидания с царем.
Чувство правды жизни требовало от художника показа реальных сторон действительности. Толстой рисует безысходную бедность в семье сапожника Семена («Чем люди живы»), эгоистическую жизнь «хозяйственного мужика» Ильяса («Ильяс»), злоключения сапожника Мартына («Где любовь, там и бог»), неприглядную жизнь крестьян, у которых из-за куриного яйца разгорелась жестокая вражда («Упустишь огонь не потушишь»), голодную украинскую деревню («Два старика»), дикую жадность, собственнические инстинкты «выбившегося в люди» Пахома («Много ли человеку земли нужно») и т. д. В портретных характеристиках, пейзажах, диалогах -- множество тех метких реалистических деталей, которые являют уменье Толстого -- скупыми средствами, часто одним словом, создавать неповторимый художественный образ.
Простоту, сжатость описаний Толстой считал непременным условием в рассказах для народа. Чтобы рассказ был понятен, он должен быть безыскусен, прост. Поэтому каждая стилистическая деталь вносится в повествование с учетом того, что читателями будут простые, а слушателями часто неграмотные люди. Высокое достоинство рассказов -- в их простом, сжатом, строгом, чеканном слоге. Говорить художественно и в то же время лаконично, просто -- большое искусство, и замечательные образцы именно этого искусства дал Толстой в своих рассказах для народа.
В условиях социально-политической нестабильности в России 1880 -1890-ых годов, тенденции радикального переустройства общества насильственными методами, сеющими рознь, разобщение людей, Толстой проводит в жизнь идею «деятельного христианства» - религиозно-философского учения о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики, выработанного им в течение четверти века, и следование которому, по мнению писателя, должно неминуемо привести к духовному прогрессу общества. Объективная реальность, будучи противоестественной, получает эстетическое осуждение писателем. С целью противопоставить действительности образ гармоничной реальности (в вероучении Толстого -«Царство Божье на земле»), Толстой разрабатывает теорию религиозного искусства, как наиболее соответствующую потребностям дня, и кардинально меняет характер собственного творческого метода.
Избранный Толстым метод «духовной правды», синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармоничной реальности, наиболее ярко реализовался в цикле произведений с условным жанровым определением «народные рассказы».