Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат
Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.
НАСТОЯЩИЕ СКАЗКИ» Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы научного
исследования обусловлена теоретической
значимостью проблемы фольклоризма
в современной филологической науке.
Последние десятилетия XX века отмечены
оживлением интереса исследователей к
разным аспектам данной проблемы. Тем
не менее методология и методика
исследования фольклоризма нуждается
в дальнейшем углублении как на уровне
теоретического осмысления, так и
в практике творчества отдельных
писателей, и особенно в том случае,
когда речь идет о так называемом
латентном, или скрытом, фольклоризме.
Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует
появлению в сознании читателя вполне
«определенных фольклорных
Радикальные изменения в
литературном процессе на рубеже ХХ-ХХ1
веков (уход от прямой дидактической
направленности, «растворение» в
тексте позиции автора, в целом
новый тип отношений «автор - текст
-читатель») привели к «смягчению»
противопоставления элитарная / массовая
литература, появлению большего количества
переходных форм. Обращает на себя внимание
и начавшийся активный процесс переключения
фольклорных текстов в
1 Налепин А. Л. Два
века русского фольклора: Опыт
и сравнительное освещение
фольклористике России, Великобритании и США в Х1Х-ХХ столетиях. М., 2009. С. 346.
Объектом настоящего исследования
послужили сказочные
Предмет исследования - жанровое своеобразие и художественные особенности сказок Л. С. Петрушевской.
Методологическая основа
исследования. В диссертации задействованы
основные общенаучные методы: анализ,
синтез, обобщение и систематизация,
аналогия. В работе применяются специальные
методы историко-литературного и
сравнительно-типологического
Цель диссертационной работы состоит в выявлении основных составляющих художественного мира сказок Л. С. Петрушевской в свете новых достижений в исследовании фольклоризма, а также в определении характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в творчестве писательницы.
Задачи научного исследования:
■ вьивить фольклорные элементы в «Настоящих сказках» писательницы;
■ показать направленность трансформаций фольклорных элементов;
■ определить их роль и значение в создании особого типа литературной сказки Л. С. Петрушевской.
Научная новизна работы заключается в определении значимости фольклорных парадигм (тем, мотивов, структурных компонентов, образов и стиля) в формировании сборника Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки» и шире - в выявлении возможных подходов к исследованию проблемы фольклоризма в творчестве современных писателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. В сборнике «Настоящие
сказки» Л. С. Петрушевской, с
одной стороны, обращает на
себя внимание осознанная
сборника), с другой стороны, писательница, опираясь на традиции фольклора, убедительно воссоздает картину реальной жизни современного общества. Таким образом, в сказочном творчестве Л. С. Петрушевской реализуются широкий и узкий подходы к возможностям использования фольклора.
2. В рамках широкого
подхода Л. С. Петрушевская
воспроизводит современную
3. В рамках узкого подхода
осуществляется формирование
4. Объединяющим началом
сборника «Настоящие сказки»
является изображение
Теоретическая значимость данного научного исследования заключается в установлении характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской, а также в обосновании разных типов подходов к использованию фольклора в творчестве современных писателей в целом.
Практическая значимость
работы состоит в том, что ее результаты
и выводы можно использовать в
курсе устного народного
и спецсеминарах по истории
русской литературы рубежа ХХ-ХХ1 вв.,
а также при составлении
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ведущих исследователей проблемы взаимодействия фольклора и литературы (В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, В. Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, А. М. Новиковой, Н. И. Савушкиной, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева, Д. Н. Медриша, У. Б. Далгат,
A. Л. Налепина и др.);
ученых, разрабатывающих тему
B. А. Михнюкевича, Е.
А. Мироненко, Е. К. Созиной
и др.), фольклоризма литературной
сказки (Л. Ю. Брауде, Э. В. Померанцевой,
Т. В. Зуевой, Т. Г. Леоновой,
И. П. Лупановой и др.), а также
исследования критиков и
Апробация работы. Основные
положения работы и результаты исследования
представлены в виде 7 докладов на научных
(в том числе на межрегиональных,
всероссийских и международных)
конференциях, проводимых Марийским
государственным техническим
По теме диссертации опубликовано 11 работ, 3 из которых - в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК. Все статьи посвящены различным аспектам проблематики, исследуемой в научной работе.
Структура научной работы
определяется предметом исследования,
логикой изложения материала
и полностью соответствует
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется
объект, предмет, материал и методологические
принципы исследования, ставятся цели
и задачи, обосновываются актуальность,
новизна, теоретическая и практическая
значимость работы, формулируются положения,
выносимые на защиту. Введение содержит
данные об апробации основных положений
и результатов работы, структуре
диссертационного исследования. Кроме
того, в этой части работы дается
краткий экскурс в историю
изучения проблемы фольклоризма. Во Введении
также объясняется причина
В первой главе «Народная проза в творчестве Л. С. Петрушевской» на примере сборника «Настоящие сказки» ставится задача выявить связь сказок писательницы с разными областями фольклора,
1 Петрушевская Л. С. Настоящие сказки. М., 1997. 399 с.
3 Кякшто Н. Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской (повесть «Свой круг») // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы. М., 2002. С. 541-552.
по преимуществу со сказочной и несказочной прозой. При этом мы опираемся на те собственно фольклористические работы, которые позволяют при изучении проблемы взаимодействия фольклора и литературы не только уловить конкретные «единицы фольклоризма» в тексте того или иного художника, но и показать их возможные трансформации, «способы» соединения с литературным материалом, оценить «органичность» появления в художественном произведении.
Так, в случае обращения
к произведениям JI. С. Петрушевской
принципиальную важность имеют работы,
связанные с попытками
4 См., например: Дубин Б.
В., Толстых А. В. Слухи как
социально-психологический
5 См., например: Соколова
В. К. Русские исторические
предания. М., 1970. 288 с.; Пропп В. Я.
Фольклор и действительность. Избранные
статьи. М., 1976. 328 с.; Селиванова С.
В. Народная русская легенда:
Истоки и трансформации // Русский
фольклор. Материалы и исследования.
1999. № 30. С. 164-176; Чистов К. В.
Фольклор. Текст. Традиция: Сб. ст. М.,
2005. 272 с.; Липатова А. П. Местные
легенды: механизмы
6 См., например: Чередникова
М. П. Современная русская
7 Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 1928. 152 с.
8 Кербелите Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс, 1991. 381 с.
последователей. Система
персонажей народной прозы представлена
в работах Э. В. Померанцевой, В. Н.
Новикова, Н. А. Криничной, Л. Н. Виноградовой,
Е. С. Новик и др.9. Наконец, в изучении
самой сложной области
Алгоритм исследования типов
связи фольклорных и
В основу сборника «Настоящие сказки» писательница положила сказочные повествования из разделов «Приключения», в том числе и «Приключения Барби» (в новой редакции «Маленькая волшебница»), ранее опубликованных в составе четвертого тома собрания сочинений автора12. Наряду с уже полюбившимися читателю произведениями Л. С. Петрушевская публикует и вновь созданные. Таковыми являются, например, открывающие сборник сказки о «Новых приключениях Елены Прекрасной» и «Истории живописца». Не известны широкому кругу читателей и сюжеты «Крапива и Малина», «Королева Лир», «Золотая тряпка», «Черное пальто» и «Фонарик». Итого семь новых сказок, причем в сборнике они соединены попарно.
См., например: Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963; Она же Мифологические персонажи в русском фольклоре.. М., 1975; Новиков В. Н. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987; Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000; Новик Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001. и др.
10Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974. 216 с.
"Разумова И. А.
12 Петрушевская Л. С. Собрание сочинений в 5 т.: Т.4. Книга приключений: Сказки для детей и взрослых. Харьков; М.,1996. 352 с.
В исследовании мы обращаемся
и к разделу «Сказки», завершающему
сборник Л. С. Петрушевской «Как я
жила. Рассказы из другой реальности»13.
В нем в составе единого
целого с уже опубликованными
в «Настоящих сказках» повествованиями
(«За стеной», «Отец») помещены новые
произведения: «Завещание старого монаха»,
«Спасенный», «Котенок Господа Бога».
В названных сказках