Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".

Вложенные файлы: 1 файл

Умные шпоры.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 1

  1. Специфические черты культурного сознания в XX веке. Периодизация литературы XX века

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных  периода:  
1)1917—1945гг.  
2)после1945г. (постмодернизм)

Условная периодизация:

1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.

Главные черты: - Изменение политической карты мира. Крушение старых идеалов. Распространение представлений о закате цивилизации (О. Шпенглер и др.) и их влияние на социокультурную ситуацию.

Оптимистическая вера в  быструю реализацию социалистических идеалов. Анархическое бунтарство, проповедь  разрушения старого искусства, призывы  к созданию нового. Крайний скептицизм, представление о мире как о царстве абсурда, о художнике слова - как хроникёре и интерпретаторе абсурда. "Национальная идея" и "классовая идея" в искусстве ряда стран.

Сложность и противоречивость XX в. как особой эпохи в истории  человечества. Огромные надежды и  разочарования, грандиозность социальных экспериментов, рост благосостояния развитых стран, прогресс науки и техники. Вместе с тем - развитие устрашающих вооружений, приближение к ядерной катастрофе, экологический кризис, мировые войны и множество локальных конфликтов.

Воздействие эпохи на литературу, отражение ею противоречивых обстоятельств времени. Политизация и деполитизация в литературе и искусстве. Воздействие ускорения темпа жизни человека на художественную словесность. Коммерциализация искусства. Аудивизуальные средства и литература. Реализм и модернизм как основные направления в литературе XX в.  

Экзистенциальная проблематика во французской литературе. Происхождение  и основные источники экзистенциалистской  философии. Философские идеи и художественное творчество А. Камю. "Миф о Сизифе" как манифест атеистического экзистенциализма. Роман "Посторонний": художественное своеобразие и особенности поэтики. Мерсо - экзистенциалистский отчуждённый герой, его "естественность" и противопоставленность обществу, привыкшему к лишенному смысла ритуалу и фальши.

Эволюция отношения к модернизму в отечественном литературоведении и его восприятие сегодня. Термины "декаданс", "модернизм", "авангардизм", "неоавангардизм", "постмодернизм" и соотношение между ними. Соотношение категорий формы и содержания в модернистской литературе (формализм). Проблема отражения объективных свойств мира в субъективной ткани модер-нистского искусства (субъективизм). Абсурдистский тип мировосприятия, концепция абсурдного мира. Многовариантность модернистской литературы, течения внутри модернизма.

Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.  
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.

Для описания нового гипотетического  социального порядка придумано  немало терминов — информационное общество, общество услуг, общество знаний. Ощущение выхода за пределы прежних форм индустриального развития побудило многих исследователей вводить термины с добавлением приставки пост («после»). Появление постмодернизма связывается с ощущением изжитости основных принципов на которых базировалась западная цивилизация. Переход к эпохе "постмодерн" не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологически событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается вплоть до сегодняшних дней.  
2. Мифологические и библейские параллели в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»

«Сто лет одиночества» - апогей творческого мастерства Маркеса. К тому времени, когда роман был  выдан впервые, его автор прожил без малого сорок  лет, и накопил огромный багаж  жизненного опыта, который он и воплотил в романе.

Для романа «Сто лет одиночества» характерны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загадками… казалась бы добрая сказка… но есть проблема, которую не могут решить герои романа,  – одиночество.

Одиночество – наследственная черта, семейный знак  и «проклятье»  рода Буэндиа, но мы видим, что члены  семьи запираются в своем одиночестве не сразу, а в результате разнообразных  жизненных  ситуаций. Боязнь мести, безумие, любовь, война…- вот далеко не все причины их одиночества.

На протяжении романа перед нашими глазами проходит  жизнь шести поколений семейства  Буэндиа. Жизнь которых  показана не полностью, а фрагментами. Маркес акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмысленного существования человека.

Маркес выводит наружу все пороки рода человеческого, но не показывает пути их  решения… Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для размышления и рассуждения, заставляет его думать.

Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором  вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как  нам надо жить на нашей планете повергнутой в одиночество Вселенной. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек  разучился видеть из-за своих  «очков обыденности».

Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества  и глубокой философии – это одна из составляющих  которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.

Его роман – это  новая Библия. В которой показаны все людские грехи и проступки. Это приговор творца за совершенные безумства, за годы греховности и безнравственности, за все сотворенное ради наживы. И этот приговор звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».

 

БИЛЕТ 2

  1. Картина художественных методов в XX веке: общая характеристика

 

 В XX веке появляется и приобретает особую актуальность роман неканонического типа. Для него характерна особая изменчивость формы, дающая возможность сочетания самых различных жанровых особенностей в рамках одного произведения. роман неканонического типа имеет тенденцию отхода от жизнеподобия и актуализации различных форм открытой условности. В англоязычном литературоведении в употребление вошел термин "non-fiction novel" В русскоязычной критике используются такие сочетания, как " документальный роман", "роман-реконструкция", "роман-исследование", "роман-миф" и многие другие.    

Особое место в литературе XX века принадлежит мифологизму. Он предоставляет богатые возможности для развертывания риторических форм повествования. Все больше произведений прямо или косвенно ориентируются на аллегорию, в литературоведении активно утверждаются термины метафорический роман или роман-притча, появляются статьи о роли параболы и притчи в прозе.

Широко представлено игровое начало («Приключения Феликса Круля» - игра додумай сам).    

С литературной игрой тесно связано  и то повышенное внимание, которое  многие авторы произведений проявляют к фантастическому началу. Однако обращение писателей к данной сфере далеко не всегда имеет своей целью только развлечь и позабавить читателя. Здесь весьма значимым является сам факт сопоставления фантастики и аллегории в рамках одного исследования.

 

2. «Конструктивистский  эпос» Дж. Дос Пассоса («Манхэттен», «США»)

Дос Пассос (1896-1970) - американский прозаик, романист, драматург, публицист, историк, культуролог. Один из классиков литературы XX в.

Его отличает особая чуткость к социально-экономической жизни общества, к тем общественным факторам, которые «детерминируют» героев, нередко выступающих как жертвы обстоятельств, тяготение к широким панорамам, к многофигурной композиции. Писателю вообще был свойствен социологический уклон. Вместе с тем Дос Пассос был чуток к новым художественным веяниям, обогащал саму романную форму, оригинально усваивая и используя авангардистские приемы в искусстве. Это показало его крупное произведение «Манхэттен» (1924), задуманный как «коллективный роман». В центре его было изображение многообразной, «калейдоскопической» жизни огромного города Нью-Йорка и его делового центра - Манхэттена, построенное как серия эпизодов и сцен. Как чередование авторского повествования с голосами героев действовало несколько десятков его обитателей, данных фрагментарно, почти пунктирно. Стремясь показать жизнь героев в движении, Дос Пассос постоянно переключает внимание с одного персонажа на другой.

ПАССОС «США»

В трилогию вошли романы «42 параллель», «1919» и «Большие деньги» (1936, на русский не переведен). В них дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42 параллель» — подъем рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война и воздействие Октябрьской революции; «Большие деньги» — мировой кризис 1929 г.

Каждый роман складывается из четырех  элементов, чередующихся в определенной последовательности — портреты литературных героев, биографии исторических личностей, «Новости Дня» (газетные сводки) и «Камеры обскуры» (авторские отступления). Развитием сюжета движет не судьба того или иного героя, а ход истории, воплощенный в документальном материале («Новости Дня» воссоздают на основе документов исторический фон эпохи) и в биографиях исторических деятелей. Все вместе это выявляет главные тенденции развития американской цивилизации, идущей, по мнению автора, к кризису.

Построение биографии каждого  из литературных героев, несмотря на некоторые  различия, строго следует определенной схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата рождения, занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение.

Трилогия и завершается таким  крахом, величайшей неудачей Америки  — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й параллелью, человек не в состоянии справиться со стихией, он лишь игрушка в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.

Для размышления по билету: Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

 Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью  внешнего облика. Характерные памятники  конструктивизма — фабрики-кухни,  Дворцы труда, рабочие клубы,  дома-коммуны указанного времени.

 

БИЛЕТ 3

Модернизм в литературе XX века. Авангардистские течения модернизма

Модернизм — характерная черта  эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов.

В своих лучших образцах искусство  модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.  
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:  
• политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,  
• усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,  
• отрицание литературных традиций,  
• интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,  
• слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей.

В истории литературы XX в. принято  выделять два крупных периода:  
1)1917—1945гг.  
2)после1945г.  
Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.  
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).  
Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.  
Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).  
Особенностями этого направления являются:  
• утверждение «чистого» немотивированного действия,  
• утверждение индивидуализма,  
• отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.  
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.  
Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.  
Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.  
Сюрреализм ведущим эстетическим принципом было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"