Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

krasov.docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

1. Основные направления  и течения в русской литературе  конца 19 – начала 20 века.

 

Социальный реализм –  был придуман и создан на рубеже 20х годов. Среди произведений – "Мать" Горького. Пролетарские поэты. Соц.реализм  был в литературе советского периода.

Горьковское издание "Знание", вокруг него собрался круг писателей. Там напечатали первые книги Бунина, Горький был не дурак и подтягивал в свое издание лучших. Он издавал  сборники писателей, в итоге создался некий "горьковский круг". Кто-то называл их знаниевцами, а кто-то с сатирическим оттенком, подмаксимовцами. Существовала даже карикатура на эту  тему.

В конце концов, многие писатели уходили из тени Горького. Так поступил Андреев в 1907 году, он начал свою карьеру, у него появились свои ученики. Свои ученики и ученицы появились  и у Бунина, но случилось это  в 20-е годы во Франции.

Никаких течений в реализме не было, а вот идейно-стилевых течений  было предостаточно:

Модернизм (декаденты). Это  литературное направление начинает складываться в 90-е годы, сами себя они  называют символистами.

Символизм стал самым мощным течением среди модернистов, и тем  приходилось бороться за свое место. Символизм просуществовал приблизительно 15 лет и был весьма ярким явлением.

1892 год – выступление  Мережковского. Его сборник "Символы".

Сборники Брюсова "Русские  символисты".

Конец символистов можно  отметить в 1910 году, ознаменовано это  было дискуссией о символизме, после  этого символизм как течение  кончился.

На его руинах возник акмеизм (от акме – высокая гора, ее вершина). Это течение исчерпало себя за 10 лет.

Литературным авангардом 1910х годов стал футуризм. Его представители  издавали сборники, манифесты, старались  как можно больше "засветиться". Очень пестрое течение. Воевали  против всех, "пощечина общественному  вкусу".

 

2. Драматургия и театральные  концепции Леонида Николаевича  Андреева

(1871-1919)

Леонид Андреев был  своеобразной личностью, в детстве  не хотел быть писателем, мечтал о  карьере художника (хотя дневники, насколько  я помню, свидетельствуют об обратном). В юности пытался покончить с  собой, а к двадцати годам решил  написать антибиблию. Целью его было действовать на разум читателя, на животную природу человека.

Вообще у Андреева имелись  не только суицидальные наклонности (2 попытки самоубийства), но и определенная предрасположенность к алкоголизму. Первая публикация у Андреева была в 1898 году.

Большая часть творчества Андреева была посвящена театру. Он очень много писал, очень многое из его творчества было посвящено  зарождающемуся кинематографу.

В 1904 году начал писать драму "К звездам", она была окончена в 1905 году, но ее так и не поставили  из-за соображений цензуры.

В целом творчество Андреева можно разделить на три периода:

Первый: с 1905 по 1906 гг.

Пьесы "К звездам" –  жиденькая, никакая, не пропущена цензурой.

"Савва" – ее мгновенно  растащили на цитаты. По духу  пьесы были близки к Чеховскому  театру и европейскому театру  переживаний.

Второй: 1906 – 1909 гг.

Андреев поставил себе очень  высокую задачу – он хотел реформировать  русский театр, вернее, реформировать  драму, создать театр представления, аллегорический театр Действовать  Андреев собирался решительно. "Я  хочу реформировать театр, подложив под него систему бомб," – говорил  он.

Этой системой должны были стать пять пьес, первой из которых  шла философская пьеса "Жизнь  человека". За ней должны были следовать  еще 4 штуки: "Царь-голод", "Война", "Революция" и "Бог, дьявол и  человек".

Но Андреев сумел завершить  лишь первые две, так что его замысел  провалился.

А "Жизнь человека" была поставлена, причем не кем-то, а Станиславским. Постановка была гениальной, но долго  не продержалась, так как Андреев  требовал, чтобы у актеров были каменные лица, а это было чрезвычайно  сложно сделать. В самой пьесе  было много ремарок.

В тот же период были написаны пьесы "Анотема", "Серные маски".

По пьесам Андреева в то время сняли 7 фильмов, но сохранился только один.

Третий период: 1910 – 1916 гг.

Андреев пишет много пьес:

"Профессор Сторщин"

"тот, кто получает  пощечины"

"Милые призраки"

"Гаудеамус"

"Екатерина Ивановна"

"Дни нашей жизни"

Идея театра души, пам-психического театра.

В основном писал бытовые  пьесы. Происходит возврат к театру Чехова. Театр, где зрители – участники  спектакля. Статья Андреева "Письма о театре" (1912-1913), в них он все  это и описывает.

Пьесы Андреева вызывали массу  нареканий, но все равно многие из них ставились. Но чем громче автор  пытался кричать, тем меньше его  слышали. Последние его пьесы "Собачий  вальс" и "Реквием" были написаны в 1916 году, и это было возвращение  к абстрактно-аллегорической драматургии.

Очень трепетно и внимательно  относился к кинематографии, считал что актеры театра для кино не годятся, считал, что за театром должен стоять психологизм, а за кино – действие.

После революции оказался в Финляндии, он совершенно не принял советскую власть. Хотел уехать в  США, но не успел – в 1919 году он умер от паралича сердца.

 

3. Проблематика и художественные  особенности прозы Леонида Николаевича  Андреева

Литературную деятельность Леонид Андреев начал в 90х года, после окончания юрфака он печатался  в газетах "Орловский Вестник" и "Курьер", сочувственно относился  к революции.

В "Курьере" Андреев  печатал свои фельетоны, рассказы, литературные и театральные рецензии.

Андреев считал началом своего творческого путь 1898 од, когда был  опубликован его рассказ "Баргамот и Гараська". К осени 1901 году выходит  книга его рассказов.

В первых своих рассказах  Андреев пишет об униженных и  оскорбленных, о засасывающей пошлости и одуряющем действии на человека мещанской среды, о задавленных  судьбой детях и о многом другом. В центре внимания обычный маленький  человек.

Обычно рассказы Андреева предреволюционного периода строились  на бытовом материале. Социальная критика  опиралась на гуманистические иллюзии  автора возможности морального совершенствования  общества, независимо от принадлежности человека. Часто его гуманизм принимал сентиментальную окраску.

Любил жанр "пасхального" рассказа с благополучно-синтементальной  развязкой. Но уже на начальных стадиях  своего творчества Андреев усматривает  дисгармонию в социальной и индивидуальной психологии человека. Ему кажется, что  в ней непримиримо сочетаются добро и зло.

Реально-бытовые рассказы Андреева. Поставить человека в острую ситуацию и посмотреть, что будет.

Тема трагической повседневности. Андреев трактует человеческую жизнь  как бессмысленный маскарад, где  человек – марионетка, которой  кто-то управляет.

У позднего Андреева появляется тема бессилия и безразличия человеческой мысли. Но так же он обращается к  вере "Жизнь Василия Фивейского", где он показывает духовный кризис священника.

Новый этап творчества Андреева. Рассказ "Красный смех" 1904 года – попытка отразить все ужасы  войны, показать ее страшную психологию.

Постепенно автор все  больше отходит от реализма сворачивает  в сторону экспрессионизма.

 

4. Творческий путь Бунина. Бунин-поэт.

Бунин прожил долгую жизнь, умер в 83 году. В его жизни были 4 женщины.

Родился Бунин в 1870 году, в  Воронеже, умер же в Париже в 1953 году. Становление Блока затянулось на 25 лет.

Родился в обедневшей дворянской семье. Учился мало, но много занимался  самообразованием.

Он начал писать и печататься еще в 17 лет, тогда он опубликовал  два стихотворения и 2 рассказа о  деревенской жизни. В последствии  не любил вспоминать о своем раннем творчестве.

Закончилось "формирование" писателя в 1910 году.

До этого времени Бунина воспринимали лишь как поэта, именно за этот вид творчества он получил  большинство своих литературных наград, в том числе ему дали за это академика.

1903 год – Пушкинская  премия. И в 1909 году тоже.

Основными факторами роста  души Бунина были созерцание природы, переживание своей связи со всебытием. Любовь и память о любви (в его  стихах не было и тени этого чувства, пробрало его лишь к концу жизни). непрерывное самопознание (итоги  – Освобождение Толстого, Жизнь  Арсеньева)

В творчестве Бунина можно  выделить несколько периодов:

первый (1887-1899гг), стихотворения, рассказы, Бунин их не любил, не включил  в свое собрание сочинений;

Второй (1900-1911гг) начало нового Бунина. Стихи, очерки, рассказы. В 1900м  был написан рассказ "Антоновские  яблоки", по сути, бессюжетное произведение, но в нем есть яблоки и цвет. Тогда  же "Эпитафия", "Заря всю ночь".

Бунин хочет по-особому  показать этот мир, в субъективном лирическом плане. Бунин оворил, что не видит  особой разницы между прозой и  стихами. Последние в это время  сдержаны. Не смотря на неудачи на душевном фронте, в творчестве поэта нет  и отзвука душевных травм.

Пишет цикл очерков "Тень птицы" (107-1911гг). Это цикл путевых  очерков,

1909-1910 гг – "Деревня", "Суходол". Иногда их называют  диалогией. Бунин считал, что не  важно кто ты – помещик или  мужик, душа у всех одинакова.

В этот период возникает Бунинская  концепция современной России, поэт считал, что страна стоит на пороге катастрофы, т.к. исторический круг страны завершается. Увидел катастрофу в падении  монархии, а после стал белогвардейским  публицистом;

Третий (1912-1917) новеллистический период, проза и стихи.

"Грамматика любви", "Легкое дыхание", "Старуха"  и тд.

Сложилась концепция новелл. Каждое произведение имеет 4 смысловых  плана:

-социально-бытовой, житейский.  Это будничные подробности жизни,  у Бунина невозможен "просто  человек", у него все конкретно.

-индивидуально-психологичность.  Т.е. показать ндивидуальность  личности героя.

-природно-космический. Жизнь  героев – часть общего круговорота.

-философский план. Каждое  произведение Бунина заставляет  задуматься о тайнах человеческой  жизни.

Первый и четвертый  план никогда не бывают по-отдельности;

Четвертый (1917-1922 гг) своеобразная творческая пауза, не было художественных произведений, но очень много пишет  публицистику. Крайне резкие статьи о  советской власти. Самый знаменитый текст дневника "Окаянные дни";

Пятый (1923-1939 гг) возобновление  творческой деятельности. Пишет "Митину любовь". К началу 20х годов относятся "Раздумья". Бунин считает, что  все достойно увековечивания.  Хочет  написать книгу ни о чем и одновременно обо всем. В итоге в 1925 году он начал работу над "Жизнью Арсеньева".

Очень плодотворный период, в 1933 году он получил Нобелевскую  премию. И это было признание услуг.

Во время войны пишет "Темные аллеи", свою первую книгу  о любви.

Пятый период: 1939-1952 гг.

"Темные аллеи"

Последние годы своей жизни  Бунин работает над книгой о Чехове. Ее издали в Америке в 1955 году.

1952 год – рассказ "Бернар".

 

Поэзия Бунина.

Первый поэтический сборник  выходит в 1891 году. В 1901 году – сборник "Листопад", в нем собрано  все лучшее из ранней поэзии Бунина. Главный мотив сборника – прощание с прошлым.

Стихотворения бунина живописно-описательные. Утверждение вечности и нетленности  природы, в которой заключен источник гармонии и красоты. Человеческая же жизнь соотносится с общим  потоком мирового бытия.

В поэзии Бунина нет отзвуков политической и общественной борьбы (предреволюционные годы), все разрабатывается  поэтом в ключе "вечных мотивов". Постепенно тема России становится главной  темой его поэзии, Бунину важна  история страны. В 1910х  в поэзии Бунина основное место занимает философская  лирика.

Поэзию Бунина оценивали  по-разному. Сторонники новых течений  считали его плохим стихотворцем не учитывающих новинок в стихотворном искусстве. Тем не менее, его награждали.

Но и Бунин в свою очередь не особо любил "новых" поэтов, Бунин считал, что они  растеряли благородство и глубину  в своих стихах, увлекшись погоней  за новизной.

 

5. Русская деревня в  изображении Бунина

Вообще, нищая, разоряемая крестьянская Россия стала основной темой творчества Бунина 90х годов. Нищает мужицкая жизнь, разоряются "мелкопоместные". Печальна судьба обедневшего дворянства. Писатель понимает противоречивость современной  крестьянской жизни. Многие произведения 90х годов наполнены ощущением  тревожных перемен.

Повесть "Деревня" становится новым витком в творчестве Бунина. Новаторство поэта состояло в  том что он создал целую галерею  социальных типов, порожденных исторической действительностью. Основная линия  – история жизни братьев Красовых, но в нее вплетается жизнь всей деревни Дурвновка. Судьбы братьев  разные, Тихон становится богатым  хозяином, но деньги не приносят ему  счастья, он хочет сбежать из деревни, Кузьма же пошел в город искать правду жизни, но и там не нашел  счастья. Для них обоих "песня  спета".

Судьба деревни же не так  проста, как кажется на первый взгляд. Бунинская мысль обнаруживает глубокие противоречия на сей счет. Идея единения мужика и помещика оказывается иллюзией, так как ни не, ни другие не жизнеспособны. Светлые черты можно лишь изредка  усмотреть в простом человека из народа. В финале произведения чувствуется  страшная безысходность происходящего.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"