Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук
Языкознание, или лингвистика, - это наука
о языке, его общественной природе и функциях,
его внутренней структуре, о закономерностях
его функционирования и исторического
развития и классификации конкретных
языков.
Язык является важнейшим средством человеческого
общения; нет и не может быть человеческого
общества и народа, которые не имели бы
языка. нет и самого человека без языка.
язык как средство общении я и как систему
знаков изучают многие науки.
Языкознание связано со всеми главными
разделами современной науки, и это объясняется
той огромной ролью, которую играет язык
во всех сферах человеческой деятельности,
в том числе и в процессе познания и общения.
Прежде всего, языкознание относится к
числу социальных наук. Оно тесно связано
с такими социальными науками, как история,
экономическая география, психология,
педагогика.
С историей языкознание связано потому,
что. история языка является частью истории
народа. С историей общества изменяется
и словарный состав языка, и сфера его
деятельности, и характер функционирования.
Языкознание связано, в частности, с такими
историческими дисциплинами, как археология,
которая изучает историю по вещественным
источникам – орудиям труда, оружию, украшениям,
утвари и этнография – наука о быте и культуре
народов.
Язык как продукт речевой деятельности
индивида является предметом изучения
психологии и языкознания.
Ведь мыслительные и другие психические
процессы отражаются в речи, в категориях
языка — при анализе переносных значений
слов, односоставных и вопросительных
предложений, обособленных членов предложения,
актуального членения предложения. В середине
XX в. возникла наука психолингвистика,
которая изучает речевую деятельность
как единство коммуникативного акта и
психического процесса, как единство обобщения
и общения.
Языкознание связано также и с педагогикой.
Речь идет здесь прежде всего о существовании
такой дисциплины, как методика преподавания
языка. Современная методика охватывает
не только методику преподавания родного
языка, но и методику преподавания иностранного
языка.
Из естественных наук языкознание соприкасается
главным образом с физиологией человека
и антропологией. Речевой аппарат и производство
звуков речи имеют физиологическую основу,
так как в речевом процессе участвуют
органы чувств, мускульный аппарат и нервная
система человека.
Интересы языковедов и антропологов сходятся
при классификации рас и языков и при изучении
вопроса о происхождении речи, о чем сообщено
будет позднее.
Конечно же, связь языкознания с социальными
науками более прочная и тесная, чем с
науками биологическими и медицинскими.
Это еще раз подчеркивает, что, несмотря
на физиологическую основу членораздельной
речи, язык относится к общественным явлениям.
Языкознание, как и другие науки, связано
с философскими науками. Недаром в последнее
время развивается такая наука, как философия
языка, в центре внимания которой представление
о языке как ключе к пониманию мышления
и знания.
Языкознание даже связано с точными науками:
кибернетикой, информатикой, математической
логикой.
С точки зрения кибернетики, язык есть
постоянный «носитель» информации, он
участвует в процессах управления, и он
сам представляет собою управляемую и
саморегулируемую систему. Кибернетика
пытается понять язык как одну из управляющих
и управляемых систем.
Информатика изучает язык как средство
хранения, переработки и выдачи информации
о документах – носителях информации.
Математическая логика использует язык
как естественную знаковую систему, из
которой можно черпать материал, например,
для решения формально-логических задач.
Наблюдается теснейшая связь между языкознанием
и семиотикой, которая изучает общее в
строении и функционировании различных
знаковых систем, хранящих и передающих
информацию. Так как язык — главная, наиболее
сложная и, так сказать, классическая знаковая
система, то семиотика имеет перед собой
язык в качестве объекта прямого наблюдения
и интереса, однако аспект видения и осмысления
языка у семиотики свой, не совпадающий
с лингвистическим: семиотику в языке
интересуют общие свойства знаков.
Однако, теснее всего языкознание связано
с литературоведением, которое видит в
языке средство формирования и выражения
и форму существования художественного
содержания произведений литературы.
Литературоведение и языкознание составляют
общую науку – филологию, предметом которой
является текст. Языкознание анализирует
языковые средства в речи, стиль текста.
Таким образом, языкознание связано со
многими науками. Даже в последнее время
появилось много новых наук, объединяющих
в себе черты языкознания и других направлений
– например, социолингвистика, психолингвистика.
Основные проблемы общего языкознания
Общее языкознание изучает то общее и существенное, что
есть в различных языках мира. Частное языкознаниезаним
В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры - от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка. Кроме того, одни языки вымирают а ученые открывают другие, ранее неизвестные.
Люди на разных континентах произносят
самые разные слова с помощью самых разнообразных
звуков. Различной может быть и длина слов.
Еще большими отличиями могут характеризоваться
языки мира с морфологической и синтаксической
точек зрения. Своеобразны интонационный
рисунок каждого языка, ударение, система
оценок окружающего мира и т.д. Несмотря
на это, все языки имеют нечто общее, существенное
в своем применении, устройстве, истории.
В связи с этим предметомисследования общ
Языкознание не существует отдельно от других наук. Изучение любого языка связано с изучением истории, культуры народа, который говорит на этом языке. Кроме того, языкознание связано с литературоведением, психологией, социологией, философией.
Общее языкознание занимается изучением многих важных общелингвистических проблем.
Ученые выделяют 7 основных проблем общего языкознания:
1. Объект лингвистики, его границы,
отчленение от смежных
2. Проблемы структурного
3. Проблемы функционирования
4. Проблема исторического
5. Проблема знакового характера языка, положение языка среди других знаковых систем.
6. Проблема языковых универсалий.
7. Проблема самой науки о языке.
Кроме того, общее языкознание изучает проблемы более узкого характера, которые связаны с описанием единиц различных подсистем языка: фонетико-фонологического, лексического, морфологического, синтаксического. Общее языкознание рассматривает также некоторые новые направления современной лингвистики, например, типологическую, когнитивную, лингвистику, лингвистику текста и прикладную лингвистику. Важным является вопрос о методологии языковедения.
Проблема взаимосвязи языка и мышления.
Язык и мышление неразрывно связаны м/ду собой. Язык явл-ся особым условием возникновения мышл-я, формой его сущ-я и способом ф-ционир-я. Мышление и язык склад-ся в единый речемыслит. комплекс.
В истории языкознания соотношение языка и мышления осмысливалось по-разному. А. Шлейхер, Мюллер, Ф. де Соссюр, Л. Блумфилд говорили о равенстве, равноправии языка и мышления; Аристотель и И.П. Павлов отмечали, что мышление шире языка; Гумбольдт и Уорф, наоборот, говорили, что язык шире мышления; наконец, в современности утверждается равное взаимодействие и взаимообусловленность языка и мышления. Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.
Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.
Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себы – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.
Психофизиологические и лингвистические основания взаимосвязи языка и мышления.
Язык и мышление неразрывно связаны м/ду собой.
Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.
Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.
Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себя – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.
Язык и общество.
Связь м/ду языком и обществом очевидна как д/учёных, так и д/рядовых носителей языка. Это связано с само проблемой возникновения языка. Язык- ср-во согласования действий людей. Коммуникативная (соц.) природа языка явл-ся доказанной в науке. Однако, язык нельзя сводить только к социальному и его нельзя отождествлять с другими соц. явл-ями, потому что: 1) любое соц. явл-е хронологически ограничено, а язык изначален и вечен, пока сущ-ет общ-во. 2) Язык неотделим от всех и любых проявл-й общественной жизни. 3) язык имеет надклассовый хар-р. Законы его изменения, развития не нах-ся в прямой зависимости от соц. расслоения общ-ва. 4) Язык – предпосылка общественного сознания и явл-ся фундаментом для разных форм обществ. сознания (религии, культуры, философии, науки). 5) язык опосредованно связан с бытием и общественной жизнью. 6) язык не относится к идеологии, не явл-ся ею, в отличие от политики, морали, религии. 7) язык в большей степени, чем все другие явл-я, независим от соц. истории общ-ва (ассимиляция языка не всегда входит в пользу страны завоевательницы). В истории существовали слишком крайние подходы к проблеме соотнош-я языка и мышления. Так использовались идеи Гумбольдта о том, что язык отражает дух народа, и допускалось, что язык диктует видение мира. Другая односторонняя трактовка сводится к преувеличению психологич св-в языка. Шахматов: Язык – это язык индивидуумов. Здесь преуменьшение общественного в языка. Марр предложил социалогизированную Т. языка: отождествлял развитие языка с развитием экономич. формаций, игнорируя собственные законы языка. Это показывает полное непонимание историч. развития языка. В 70е гг Б.А. Серебренников выделили неск. направлений в соотношении языка и общ-ва: 1. роль общ-ва в создании и формир-и языка; 2. раскрыть зависимость развития языка от развития и состояния общ-ва; 3. выражение языком обществ. сознания; 4. специфика обслуживания общ-ва языком. Так, Ю.С. Степанов говорит о роли общ-ва в создании и формир-и языка, раскрывает зависимость языка от состояния общ-ва. 1) В первобытно-общ. строе (родоплеменном), когда в социальных проявлениях услеживалось разделение рода на м. и ж., старших и младших, одушевление окруж. природы, культ животного предка, создание племенных отнош-й, в языке происходило различение групповых языко, муж. и жен. речи, языка старш. и младш, быстрое накопление словаря, смешение языков того времени. 2) Рабовладельч. строй, когда образ-сь гос-во, формир-ся общий ЛЯ, кот. не был суммой диалектов, хотя и впитывал отд. черты; склад-ся понятие СТИЛЬ. 3) Феод. строй, с укреплением гос-ва и соц расслоением общ-ва, приходит жёсткая тенденция к унификации языка; но с др. стороны – тенденция к 2-язычию: лит и нелит язык; страшная диалектн. раздробленность на окраинах. 4) Капиталистич. строй, когда формир-е нации, выработка соц, экономич, правовых, образ-х норм, формирует и единый нац язык, усил-ся роль лит письменного языка.