Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по языкознанию.docx

— 148.63 Кб (Скачать файл)
  1. Язык как объект лингвистики. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие.

 

Любая наука должная иметь объект исследования, задачи и методы исследования. Объект лингвистики – естественный язык человека. Это уникальный объект, поскольку для всех других наук он служит инструментом познания. Язык имеет непосредственное отношение и к внешней действительности, и к самому человеку. Язык – непосредственно не наблюдаемый объект. Мы можем наблюдать лишь проявление языка. Он проявляется в процессе производства и восприятия текстов, а также в самих текстах.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913). под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания),— грамматикой этого языка.

Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

Ученые признают  факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению.  действительности. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям.

В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления (в этом случае язык выполняет мыслеобразующую функцию). Так же, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям.

 

2. Развитие языка, социальные формы существования языка. Тенденция языков к изменению, ее причины и следствия.

 

Формы существования языка – это достаточные для коммуникации варианты языка, используемые в том  или ином социуме (народ, этническая общность, социальные и профессиональные группы говорящих):

-диалекты

-наддиалектные языковые  образования, койне (общий язык)

-различные социальные  диалекты, профессиональная речь, профессиональное  арго, тайные корпоративные и  кастовые языки.

-просторечие

-обиходно-разговорная речь

-литературный язык

Все эти формы, кроме тайных форм, доступны данной социальной группе.

Различия:

-состав языковых средств

-социальный статус (функционирование, сферы употребления)

-степень и характер  нормирования

Литературный язык – образцовый нормализованный язык. Именно этим он противопоставлен арго, диалектам и просторечию. Это также форма исторического существования национального языка, принимаемая за образцовую, исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в письменных и устных текстах авторитетных мастеров слова, а в устном общении – образованных носителей национального языка.

Все формы существования определённого языка образуют общенародный язык. Все формы взаимосвязаны, и часто слова из разговорного языка перетекают в литературный язык и закрепляются в нём.

После того, как литературный язык сформирован, становятся существенными противопоставления диалектам и просторечию. Но расхождения между литературным языком и диалектами со временем сокращаются. Возрастает коммуникативная значимость литературного языка.

Формы существования языка:

-литературный язык –  высшая

-местные диалекты –  низшая

Разговорная речь – это непринуждённая устная речь в неофициальной обстановке людей, владеющих литературным языком. В некоторых языках литературная речь противопоставлена разговорной (древне-греческий, русский 16-18в.в.). На самом деле разговорная речь и литературный язык дополняют друг друга.

Художественный язык отличается от понятия литературный язык. Художественный язык выполняет эстетические функции, имеет изобразительную направленность. Здесь нет запретных слов, всё служит эстетической цели.

 
Возникновение и функционирование языка обусловлено объективной действительностью, материальным миром. Человек живет в постоянно изменяющемся мире, поэтому его язык должен быть приспособлен для обозначения любого предмета, явления, ситуации.

Таким образом, язык должен изменяться вследствие непрерывного изменения самой жизни. Но, с другой стороны, язык в своих определенных элементах, категориях, должен быть устойчив, т.к. только при этом условии он сможет выполнить эти условия.

В.А. Серебрянников: «Процессы перестройки в языке встречают препятствие наступлению резких перемен, отсюда неодинаковые темпы развития для разных уровней языка.»

Наиболее динамичным является лексический уровень, а консервативными – фонетика и морфология.

Эволюция языка – это количественное и качественное обновление его структуры. Оно происходит непрерывно.

Причины языковой эволюции традиционно делят на внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ:

  • · Сюда относят изменения в инвентаре и свойствах предметов объективного мира;
  • · Развитие науки и техники
  • · Культура и искусство
  • · Изменение в составе языкового коллектива
  • · Словом, все, что происходит в реальной действительности и отражается в языке.

ВНУТРЕННИЕ:

  • · Относятся импульсы, «возникающие в связи с тенденцией усовершенствования, существующие в системе языка» (Б.А.Серебрянников).
  • · Они проявляются в ряде тенденций:

I. Приспособление языкового механизма к физиологическим особенностям организма человека.

  • 1. Тенденция к облегчению произношения. Проявляется в том, что любой язык стремится избавиться от сложных в артикуляции звуков.
  • 2. Тенденция к выражению разных значений разными формами.
  • 3. Тенденция к выражению одинаковых значений одной формой. Эта тенденция проявляется в процессе выравнивания форм его аналогии.
  • 4. Тенденция к экономии языковых средств. Так, ограниченное число фонем в любом языке составляет десятки тысяч слов. Также: в процессе употребления языка часто стихийно, независимо от воли говорящих осуществляются принципы наиболее рационального и экономного отбора действительно необходимых для коммуникации языковых средств.
  • 5. Тенденция к изменению фонетического облика слова при утрате им лексического значения. (спасибо=спаси бог).
  • 6. Тенденция к созданию языков простой морфологической структуры. Показателем является то, что в языке в совр. мире преобладают аффиксирующие языки.

II. Необходимость улучшения языкового механизма:

  • 1. Тенденция к устранению избыточности средств выражения.
  • 2. Тенденция к употреблению более экспрессивных форм.
  • 3. Тенденция к устранению языковых элементов, утративших свою исконную функцию. 
    В славянских языках незначительная функциональная нагрузка фонемы и явилась причиной ее утраты в южнославянских и чешском языках.

Развитие яза. Развитие яза связанно с историей.

Внешние стороны разв. яза – это законы изменения его ф-ций и структуры под влиянием неязыковых причин. (войны, измениние эк. и соц. строя общества, переселение) Меняется внешняя сторона языка.

Внутренние – это историч.изменения внутр. структуры яза, это языковые внутр. изменения едениц и каткгорий яза. Типы: 1. фонетич.   2. морфологич.

Важным историч. закономерностями явл.:

  • 1.длительное сохранение основы яза
  • 2. историч. преемственность м-ду старыми и новыми язами.
  • 3. соотнесенность корней, морфем, фон. Законов

 

6. Краткая  история языкознания

История языкознания с древних времен начинается с 5-8 вв. до н.э. на Востоке.

I период Описательный.5-8 вв. до н.э. - начало нашей эры. Древние грамматики описывают состояние языка, преобладает философский подход. Образец грамматика Панини. Платона и Аристотеля (Александрийская школа создала самую полную классификацию частей речи). Понятие категории - большого класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем значении (имена, глаголы). Центральная единица - слово и предложение, тк они обладают смысловой ценностью.

II период язык-е - система научных знаний 17-18 в. Я. - наука. Я. - философская концепция (рационализм. Основа любого языка универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики).- Декарт и Лейбниц создавали идеальный язык (каждое слово - 1 значение). грамматика Пор-Рояль описывала системы разных языков. Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и предикат (признак или характер предмета) - Яблоко есть красное.

III период сравнительно-историческое языкознание. 19 в. начало 20 в.

Существует по сей день. Узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Выработаны методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу. Генеалогическая классификация языков (Шлейхер) + развитие языков в динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению).

IV период cmpyкmypализм.20-e гг. 20 века точные науки испытывают расцвет. Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма, а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр

 

 

7. Выдающиеся лингвисты XX века

Основные направления в современном языкознании. К середине XX века структурализм себя исчерпал, и учёные вернулись к исследованию языка на принципах антропоцентризма. 3 направления: • Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания. Язык – познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию. • Функциональная лингвистика (функционализм) –характеризуется преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения. Основой принцип Функциональной лингвистики – понимание языка как целенаправленной системы средств выражения. • Генеративная лингвистика– наиболее популярное с конца 1950-х гг. направление в мировом языкознании, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук; основоположник и лидер – Ноам Хомский (США). Цель лингвистической теории по Хомскому заключается в том, чтобы объяснить факт поразительно быстрого усвоения родного языка ребенком на основе явно недостаточного внешнего стимула, то есть той информации, которая может быть извлечена из речи окружающих.

И.А.Бодуэн де Куртенэ*(1845-1929) - Россия, Польша.

Казанская, Петербургская школы.

В своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Создал теорию фонем и фонетических чередований. На основе его работ возникло новое направление — экспериментальная фонетика.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"